Цель - сформировать представление об индивидуальных ценностях в детском объединении. Проходит по итогам оргпериода.
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2. Из проведённых дел в отряде, лагере мне больше всего понравилось …………., потому что ………………
3. Больше всего меня радует ………………..
4. Больше всего я разочаровался ………………….
5. О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать …………………
6. Я буду протестовать и возмущаться, если …………………
7. Я буду рад, если ………………..
8. Для своего отряда я хочу предложить ………………….
9. Если бы я был лидером, то я ……………….. …..,
ну а если начальником лагеря, то …………….. .
Технология проведения вечерних отрядных «огоньков»
Существуют специальные правила поведения на «огоньке», которым Отрядные «огоньки» – одна из самых распространенных технологий работы с детьми в условиях лагеря. В организации вечерних «огоньков» очень важно, чтобы «огонек»был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому важно не смешивать «огонек» с вечеринкой (развлечением), но это не означает того, что на «огоньке» нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство – создавать теплое, вечернее, задушевное общение. Общение, которое организуется в ходе совместной деятельности педагога и детского коллектива. Основная задача организации «огоньков» – рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. «Огонек» является важным средством и формированием личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.
Правилам надо всегда следовать. При желании их можно изменить, но они должны быть приняты всеми:
1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.
2. Учись внимательно слушать, дай высказаться другому, не перебивай говорящего.
3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.
5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить.
6. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают, и что волнует.
7. Береги время, дай возможность сказать другому.
8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
Огонек оргпериода
Задача – воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. Оптимальная продолжительность «огонька» - 15-20 минут;
Основное содержание – рефлексия дня. Желательно, чтобы сюда собирались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Важно, чтобы сбор на «огонёк» всегда был неформальным. Хорошо, если в отряде есть ребята, умеющие играть на гитаре и знающие хорошие «тихие» песни.
Огонек «Расскажи мне о себе»
Схема его проведения может быть следующей: эмоциональный настрой; небольшое вступительное слово ведущего (педагога, консультанта). Ведущий в непринужденной форме говорит о начале совместной работы («Мы вам рады», «Мы рады быть вместе»), о задачах и традициях данного «огонька».
Как правило, здесь каждый рассказывает о себе: о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этого сбора.
Высказаться должен каждый; очередность разговора соблюдается с помощью символа, который передается по кругу (важно, чтобы предмет-символ был не слишком ярким, необычным и не отвлекал внимание)
Огонек аналитический
Задача анализ КТД. Необходимо научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось – причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Игра – дело увлекательное
(рекомендации по организации детских игр)
Игра соединяет в себе элементы самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Ребята участвуют в играх чаще всего на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшается координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию растущего человека. Взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность также воспитывает умело организованная игра. Одни игры помогают развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить. Другие (технические игры) – учат обращаться с различными инструментами, овладевать трудовыми навыками. Чувство юмора, общительность воспитывают игры-шутки, игры-забавы. Игры, развивающие и увлекательные, иногда оказываются более действенными в воспитании детей, нежели слово.
В зависимости от возраста игровая деятельность имеет свои специфические особенности (отличия) по содержанию, форме, по методике организации и проведению.
Актуализируем возрастные особенности детей и подростков, которые воспитателю (вожатому) надо учитывать при организации игровой деятельности и остановимся на трёх возрастных периодах, которые необходимо принимать во внимание в игровой деятельности детей: младший возраст (7-8 лет), средний возраст (9-11 лет), подростковый возраст (12-15 лет).
Рекомендации по организации и проведению игр с детьми младшего возраста
• Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
• Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом.
• Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из нее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения
• Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
• Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень находчив в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
• Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
• Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков.
Полезны сюжетно-ролевые игры и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Излагать детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все одновременно, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
Разделить детей на команды можно следующим образом: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» – одна команда, «вторые» – другая команда. Возможен и такой вариант: выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета; затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.
Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего, по своему усмотрению. Так комплектуются команды. Воспитатель (вожатый) участвует в игре вместе с детьми.
Рекомендации по организации и проведению игр с детьми среднего возраста
• из подвижных игр выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
• объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность необязательна.
Воспитатель (вожатый) играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, т.е. руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель (вожатый) не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть, даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы)
Рекомендации по организации и проведению игр подросткового возраста
• игра должна быть осмысленная, деятельностная, достаточно сложная;
• она может быть рассчитана на длительную подготовку;
• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, значимость её.
Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности. Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества воспитателей (вожатых), детей и подростко, в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, предвосхищает ожидание её, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры – залог их активного участия в её проведении.
Анкета участника игры
1. Понравилась ли тебе проведённая игра ?
2. Что конкретно привлекло тебя в этой игре?
3. Что тебя не устроило в игре?
4. Какие у тебя есть замечания в адрес организаторов?
5. Что лично тебе дала проведённая игра:
- что нового узнал;
- чему научился;
- в чём себя испытал, проверил?
6. Что нового внесла игра в ваши отношения в отряде?
7. Твои конкретные предложения по улучшению игры: __________________________
Приложение 37
Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.