Обычно задачи с пропорциональными величинами интерпретируются в виде таблицы. Сами пропорциональные величины выделяет учитель, а дети только читают их с карточек и расставляют данные в таблицу.
Связи между пропорциональными величинами раскрываются с помощью решения простых задач на нахождение одной из нескольких величин по данным, соответствующим значениям других величин. Составные задачи с пропорциональными величинами вводятся в 3 классе. В третьем классе рассматриваются задачи, где величины связаны только прямой пропорциональной зависимостью. Задачи на обратно пропорциональную зависимость вводятся не ранее 4 класса и являются наиболее сложными.
Виды составных задач с пропорциональными величинами:
v на нахождение четвертого пропорционального;
v на пропорциональное деление (на нахождение неизвестной величины по двум суммам);
v на нахождение неизвестной величины по двум разностям;
v на движение.
Самый простой вид – задачи на нахождение четвертого пропорционального.
2. Поиск решения задачи (анализ «от вопроса») - фронтально
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Нет.
- Почему?
- Не знаем расхода на 1 вещь.
- Можем ли мы это сразу узнать?
- Да, т.к. известно количество вещей и общий расход.
- Каким действием узнаете?
- Делением.
3. Составление плана решения –фронтально
- Что узнаем 1 действием? (расход на одну вещь)
- Что узнаем 2 действием? (сколько сошьют из 48м )
Методика работы над задачами на пропорциональное деление
Методика работы над задачами на нахождение по двум разностям(34-35 одинаковое)
Особую сложность для младших школьников представляют задачи с пропорциональными величинами. Одна из причин возникающих у детей трудностей в процессе решения этих задач заключается в том, что понятие «пропорциональная зависимость» не является предметом специального изучения и усвоения. Пропорциональные величины вводятся тогда, когда появляется соответствующая задача. Их всегда три: одна из них постоянна, вторая меняется произвольно, третья – в зависимости от изменения второй.
Примеры наиболее часто встречающихся пропорциональных величин:
· цена, количество, стоимость;
· масса 1 ящика, количество ящиков, общая масса;
· расход на одну вещь, количество вещей, общий расход;
· производительность, время работы, общая выработка;
· длина прямоугольника, ширина прямоугольника, площадь;
· скорость, время, расстояние
Обычно задачи с пропорциональными величинами интерпретируются в виде таблицы. Сами пропорциональные величины выделяет учитель, а дети только читают их с карточек и расставляют данные в таблицу.
Связи между пропорциональными величинами раскрываются с помощью решения простых задач на нахождение одной из нескольких величин по данным, соответствующим значениям других величин. Составные задачи с пропорциональными величинами вводятся в 3 классе. В третьем классе рассматриваются задачи, где величины связаны только прямой пропорциональной зависимостью. Задачи на обратно пропорциональную зависимость вводятся не ранее 4 класса и являются наиболее сложными.
Виды составных задач с пропорциональными величинами:
на нахождение четвертого пропорционального;
на пропорциональное деление (на нахождение неизвестной величины по двум суммам);
на нахождение неизвестной величины по двум разностям;
на движение.
Задачи на пропорциональное деление (на нахождение неизвестной величины по двум суммам) и на нахождение неизвестной величины по двум разностям рассматриваются в 4 классе. Использование схем при решении задач на нахождение 4 пропорционального поможет учащимся самостоятельно найти способ их решения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 281.