Как уже рассматривалось нами, проблема добра и зла – главная проблема всей философии зороастризма. Зло – разрушительный паразитический вирус поражающий человека на трех уровнях – тела, души, духа, проявляясь как злая мысль , злое слово, злое дело. Еще одними из самых главных атрибутов зла являются насилие, ложь, искажение истины и пожирание времени, которое – драгоценно. Поэтому человек тратящий время по пустякам, или отнимающий его у других – служитель зла. Но зло не вечно, человечество в силах его уничтожить, лишив его подпитки своими негативными поступками.
Канон зороастризма гласит , что все в мире взаимосвязано. И каждая частица единого и гармоничного мира вбирает в себя весь закон мироздания. Человек – частица неделимого вселенского организма , он не “игрушка богов”, а сущность обладающая самосознанием и свободой выбора, в том числе и своей судьбы, однако при этом нужно помнить, что эта свобода ограничивается результатами того выбора который человек уже сделал, т.е. свобода в рамках определенного коридора, но ширину его человек может контролировать сам, что прививает человеку ответственность за свои поступки, за свой выбор. Человек – творец, и прежде всего творец самого себя и себе подобных . Поэтому одной из задач способствующей раскрытию творческой природы человека является произведение на свет достойного потомства, как высшей степени творчества, в которой человек уподобляется Творцу.
Весь мир вокруг нас – единый организм. Каждый человек хоть и самостоятелен и имеет право выбора, все же частичка этого организма. И состояние мира во многом зависит от поведения человека. Губя природу, человек следовательно губит что-то и внутри самого себя. Осквернение стихий – воздуха, земли, воды и огня, создание мусора – приравнивается в зороастризме к самым страшным грехам, таким как воровство или убийство. Так как природу нужно беречь не только потому что водой из отравленного колодца можно и самому отравиться, а еще и потому что полноценный человек не может жить в неполноценном мире. И наоборот, неполноценный мир может породить только уродов, так как здоровье всего мира и человека в частности лежит прежде всего в целостности и гармонии.
В связи с этой экологической проблемой в зороастризме очень остро стоял вопрос о погребальных обрядах. Ни одна стихия не должна быть осквернена соприкосновением с трупом . Мертвых было принято относить на высокие, сухие, каменистые места, а впоследствии специальные “башни молчания” – дахмы, где закрепляли, чтобы звери или птицы не растащили кости и чтобы части трупа не осквернили какую-либо стихию, например воду. Очищенные от разлагающихся тканей и выжженные солнцем кости собирали и захоранивали в специально отведенных местах. Что может быть связано возможно с какой-либо страшной эпидемией, поразившей древнеарийские племена в далеком прошлом. Однако в современной погребальной практике принято хоронить умерших в специальных цементированных гробах.
Материальная вселенная, Земля, для зороастрийцев была не временной темницей с плохими климатическими условиями и разбойниками -соседями по камере, а светлым божественным творением, хоть и временно оскверненным, но живым и бессмертным. А потому, долг человека, не ждать сложа руки “рая небесного” и восстановления этого мира в чистоте чужими руками, а хоть и немного, но уже сейчас, самому, внести в этот мир частицу красоты и гармонии, частицу рая, приближая тем самым окончательный разгром ангроманью. Каждый человек должен посадить в своей жизни хотя бы одно дерево. Обработка земли, приумножение ее богатств – одна из святых задач человека. И следовательно не должно быть ни какого насилия над природой, в том числе и в сельскохозяйственной области, никаких “мичуринских”и “лысенковских” экспериментов, никакой химизации.
Также отрицательно относятся зороастрийцы и к научным экпериментам в области генетики, так как любое нарушение целостности может привести к порождению монстров и следовательно служит злу. И действительно как уже не раз показывала историческая практика (например создание атомной бомбы ), не всякая наука является двигателем прогресса. Зороастрийцы, проявляя в этом свой разумный консерватизм, считают, что нужно всегда сопоставлять цели и средства их достижения , и опираться на мораль, иначе исследования могут завести не к тому, чего хотели те или иные ученые.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 200.