Глава 1 : Зороастрийский космогенезис и эволюция мироздания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Зороастрийская религия основана на древнеарийской вере и уходит корнями в глубочайшую древность. Арии, предки всех индоевропейских народов, согласно их преданиям, зафиксированным в Авесте и Ведах, пришли из Заполярья, где до потопа и ледникового периода находился теплый цветущий материк Арктида (“ Хванираса ”). Однако реальная их история начинается с III- II тыс. до н.э. в Среднем и Южном Приуралье, откуда они распространились по всей Евразии в западном, южном и восточном направлениях. Арийские племена не были едины в политическом отношении, однако составляли этнокультурную общность. Но в следствии междоусобных войн и расселения племен по территории Евразии, со временем, и в культуре и в языке стали усиливаться различия, даже между такими близкими народами, как индийцы и иранцы, что нашло свое отражение в Ведах и Авесте .

 

Как и другие религиозные традиции, зороастризм, имеет свой канон ,свое понятие греха, свои ритуалы и свои священные книги. Но несмотря на кажущуюся схожесть всех религий, каждая из них отличается подходом, внутренним содержанием и стержневой идеей, на которую нанизываются все остальные понятия.

 

Одной из особенностей зороастризма, является то, что он не относится в полной мере к книжным религиям, несмотря на то ,что количество священных книг Авесты больше, чем в любой другой религии ( 21 книга ). Зороастрийцы считают священные писания всего лишь книгой, но вера в их понимании, есть нечто большее, чем просто следование канону, вера- это живой огонь, горящий в душе, внутреннее мерило добра, правды, совести, способности искренне обращать свой взор к Свету.

 

Возможно по этой причине, Авеста была записана относительно недавно, всего несколько сот лет назад ( VI в. н. э.), но многие тысячелетия до того она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и при этом не искажалась, не теряла ни сути ни формы. Так как неизменной через тысячелетия прошла основная идея – разделение добра и зла, непримиримое отношение ко лжи, и к искажениям, как к полулжи. С детства зороастрийцы привыкали к чистым мыслям,честным словам и добрым делам, к нерушимостти договора и святости традиций предков.

 

Сохранившаяся Авеста состоит из Видевдата (“Закон против демонов”, 22 главы ), Виспереда (“Всем владыкам”, 24 главы ), Ясны (“Литургия”, 72 главы ), Яшта (“Почитание”, 22 гимна изэдам ) и так называемой “Малой Авесты”, включающей Ньяишн, Гах, Зирочак и Афринаган. Остальные утраченные по тем или иным причинам части во многом восполняют произведения среднеперсидской религиозной литературы, пересказывающей подлинники.

 

Как уже отмечалось выше, зороастризм-религия откровения, которое получил ее основатель, пророк Заратуштра, в 30 лет, когда ему явился “Мудрый Господь”и разъяснил ему сущность новой религии – единобожие.

 

Космогенезис зороастрийцев - одна из уникальных религиозных и философских концепций, поражающая уровнем своей абстракции. Ведь в основе сущности всего мира, так называемый Абсолют Абсолютов, согласно представлениям зороастризма лежит Зерван - бесконечное время и бесконечное пространство. Неправда ли , напоминает нам представления о Вселенной принятые в современной науке ? Что еще раз подчеркивает универсальный характер мифа как системы знаний, которую каждое поколение может трактовать на новом уровне.

 

Итак, Зерван - изначальная точка Вселенной, имеющая возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям , произвел двух братьев, которые должны были сотворить два мира - видимый и невидимый, но один из них, ангроманью, в результате своего выбора не стал участвовать в творении , поэтому Ахура-Мазда взял на себя задачу создания двух миров. Таким образом в основе создания нашей Вселенной лежит сознательный выбор Ахура-Мазды в сторону творчества и созидания, а ангроманью стал воплощением противоположного принципа - Паразитизма, что и было обозначено в Авесте как сущность зла. И именно сознательный выбор между творчеством и паразитизмом является главным для человека, как отражение космической мистерии борьбы добра и зла во Вселенной.

 

Мир в Авесте состоит из трех частей-мира духовного ( Меног ), мира физического ( Гетиг ), и мира соединяющего эти два ( Ритаг ), изображенного в виде моста Чинвад. Таким образом оба мира - видимый и невидимый принадлежат Богу-творцу, Ахура-Мазде. Сперва Ахура-Мазда создал все в духовном мире, а затем придал всему материальный вид. Причем материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное, потому что совершенные создания Ахура-Мазды получили в нем свою Целостность. Однако материальный мир , в отличие от духовного , был уязвим для сил зла. Ахура-Мазда ( Хормазд ) был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ангроманью ( Ахриман ) же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен во Бесконечную тьму. Между ними была Пустота (Вайю), но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная тьма были конечны. Ангроманью, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел Свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир и предложил ему договор на 9000 лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен , что таким образом сделает ахримана бессильным, ограничив его во Времени. Затем Хормазд произнес молитву "Ахунвар" и показал духу разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, Воскрешение, Последнее тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву ахриман упал во тьму на 3000 лет. За это время Хормазд создает шесть архангелов, Амеша-Спента ("Святые Бессмертные"), которые в тоже время являются его собственными аспектами ( эманациями, проявлениями ), и семь благих творений, которым они покровительствуют. Имена Амешаспента таковы : Вохуман (Благая Мысль ), Аша-Вахишта ( Наилучшая Истина, и Миропорядок ), Кшатра-Варью ( благодатная Власть ), Спента-Армаити ( Святое Благочестие ), Хаурват ( Целостность ) и Амертат ( Бессмертие ). Порядок же материальных творений таков: огонь (Аша-Вахишта ), небо ( покровитель его Кшатра-Варью ), вода( Хаурват ),Земля (Спента-Армаити ), растения ( Амертат ), Первобык ( животные ) (Вохуман ), Первочеловек-Гайомарт ( люди )( покровителем которого стал сам Хормазд ). Оклемавшись от удара молитвы Хормазда, ахриман, пышущий злобой и завистью к чужому творению, создал сонмы бесов, каждый из которых являлся олицетворением пороков таких как ложь, похоть, гнев, лень и т.п. и противостоял творению Хормазда, вторгся в Благой мир и погубил его совершенство: разрушил небесную твердь, сделал воду соленой, наполнил землю ядовитыми тварями, создал пустыни, иссушил растения, убил единотворного быка и Первочеловека и испортил огонь дымом ( не сумев, однако, осквернить его в целом ), нанеся вред всем благим творениям. Однако небо сумело закрыть трещину, и ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен.

 

Таким образом вместе с вторжением духа зла в Благой мир, закончилась эпоха Творения. Вообще , зороастризм, содержит учение о трех эрах: Творение, Смешение, Разделение, включая в себя идею развития мира. Каждая эра продолжается 3000 космических лет, отражая новую стадию развития мира и человечества. Эра Творения, отражает существование мира в идеальном состоянии, эра Смешения - мир отягощенный вирусом зла, эра Разделения - поляризацию всех сил Добра и зла и их великую битву, за которой следует Фрашегирд - Страшный Суд, с которым заканчивается существование зла, но не заканчивается существование мира.

 

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что зороастризм, не является дуализмом, как это иногда ему приписывается, хотя элементы последнего ему присущи, впрочем, как и многим другим религиозным концепциям ( например христианству ). Зороастризм - последовательный монотеизм, где Бог и дьявол, не являются равновеликими, где нет противопоставления духа и материи, а где лишь отмечается временное искажение этого второго, изначально благого начала. Дух и материя никогда не противопоставлялись друг другу в зороастризме, напротив, здесь впервые прозвучал тезис о том, что они не могут развиваться и существовать отдельно, а являются взаимодополняющими частями мироздания. И где материя ни в коем случае не может считаться злом. В связи с чем очень важно следующее заявление зороастризма - зло было, есть, но его не будет.

 

Кроме того, зороастризм впервые разрешил “загадку сотворения мира”- почему совершенная и самодостаточная Первосущность создает столь несовершенный мир, где ее создания то и дело страдают от мук ? Зороастрийцы не считают что Бог сработал свой мир неумело или небрежно и он не “раскаивается” в этом как библейский Иегова, напротив материальный мир является тем самым местом в котором идеальные творения Хормазда получают возможность самореализоваться, стать полноценными сущностями, причем мир этот является для ахримана западней, в которой он будет, в конце концов истреблен. Таким образом полем битвы двух духов является материальная вселенная и населяющее ее человечество. Причем человек занимает в этой космической битве Добра и зла не последнюю роль. На самом деле вирус зла очень силен и опасен, поэтому Хормазд до вторжения зла призвал на совет Фравашей, души предков всего человечества, предложив им сделать выбор - или остаться в духовном мире и нуждаться в постоянной защите Хормазда, т.е. остаться инфантильными, или же воплотиться в материальном мире и пройти через искушения злом и помочь Хормазду в его борьбе с ахриманом, ибо вера зороастризма в окончательную победу добра, сравни вере солдат на войне в неизбежность своей победы, но на самом деле все зависит от выбора творений Хормазда и особенно его лучшего произведения - Человека.

 

Ни одна мировая религия, ни одна философская концепция кроме зороастризма, не ставила человека на такую высоту. Человек в зороастризме не “раб божий”, но соратник Бога в всеобщей борьбе со злом. Причем Хормазд настолько добр, что не посылает человека на передовую линию, пока не получает его согласия. И именно благодаря сознательному выбору человека в каждую минуту его жизни возможна победа Добра.

 

Сущность зла по представлениям зороастризма не в субъективных восприятиях “хорошо-плохо”, а в самой сущности мира, причем попавшее туда извне, как вирус опасной болезни - Паразитизма. Зло не является естественной необходимостью для развития мира, для полноценного организма нет необходимости жестоко болеть, чтобы развиваться. Сами понятия “добра” и “зла” появляются лишь после проникновения вируса паразитизма в благой мир, прийдя на смену понятию “гармоничная целостность”. Зло не является ни одной из сторон закона “единства и борьбы противоположностей”, а следовательно является лишь внешней помехой для естественного процесса качественного развития мира. Зло импотентно по своей природе, оно не способно к производительному созиданию, а способно лишь паразитировать на более совершенных системах. Зло черпает энергию для своего существования лишь в творческом потенциале божественных творений, особенно людей, временно одурманенных им. Однако любая паразитирующая система обречена на самоуничтожение, что и провозглашает зороастризм. Однако для победы над вирусом зла необходимо прежде всего выработать иммунитет против него, чем ограничить его возможности и замкнуть зло на самое себя. Для чего требуется правильный выбор всего человечества. Что и провозглашается в Символе Веры зороастризма- отречение от следования “злым мыслям, злым словам и злым делам”.

 

Зороастризму также принадлежит и первый миф об андрогинах. Так, согласно “Бундахишну”( Сотворение основ ), после гибели Первочеловека, из его семени вырос одинокий неразветвленный стебель ревеня на котором появились первые люди Машие и Машиана . Позднее они разделились и приняли человеческую форму, ставши родоначальниками всего человечества.

 

Человек в зороастризме по своей природе - духовная сущность, и его душа предшествует телу. Однако и душа и тело - творения Хормазда, и душа не является вечно предсущей, как во многих других религиях.

 

Духовная иерархия зороастризма включает в себя, помимо уже перечисленных выше Амешаспента, еще множество других ангелов - божеств, называемых “Изэдами”, отражающих различные аспекты миропорядка. Во-первых это “другие Ахуры”- Митра ( божество Закона, Договора лежащего в основе мироздания ) и Апам-Напат (Варуна, Внук вод, потрясатель земли, громовержец ), которые имели в древнеарийской ( дозаратуштровской ) традиции эпитет “ахура”-Господь, наряду с Ахура-Маздой, и во многом сохранили свое особое положение и в зороастризме. Так Митра стал фактически “космическим прокурором”, контролировавшим поведение людей при жизни, а также ,вместе со своими помощниками Сраошой ( Послушание ), Вертрагной ( Бесстрашие ) и Рашну ( Справедливость ) чинившим посмертный суд и воздаяние.

 

Другие Изэды , также являлись персонификацией различных явлений. Так Ардвисура-Анахита, отвечала за плодородие и воды, Даэна и Чиста являлись воплощением Веры и Знания, Хваршат - Солнца, Мах - Луны, Тиштар - всех звезд ( а также победы над засухой ), Асман – неба, Зем (знаменитый Сим-сим, Сезам в сказках 1001 ночи )- таинств земли, Вата - ветра, Вайю - космической пустоты, разделяющей Свет и тьму, и т.д. Всего старших Изэдов насчитывалось 32. Особое место занимал Атар -“Священный Огонь”. Зороастрийцев даже иногда называют “огнепоклонниками” из-за особого к нему отношения. Огонь занимает одно из главных мест в зороастрийском каноне. Согласно Гатам, Огонь- это священная искра, символизирующая Божественную жизнь. Огонь представляет природу на ее высшем уровне - Свет против тьмы. Огонь - величественный символ Закона, энергии, силы, света и сияния. Движение пламени вверх означает духовный рост. И наконец главное, Огонь открывает божественный канал общения с Творцом. Кроме того, Огонь является объединяющим, связующим все благие творения компонентом. Он - первая из стихий, возникших при сотворении Вселенной, представляющий собой плазменное состояние вещества. После первичного взрыва Вселенной, остывшая плазма послужила материалом для создания мира. Ахура-Мазда произвел Огонь из самого себя. А в силу того что человек создан по образу и подобию божьему, то и в нем также проявляется Огонь через Огонь Духа, искру божью, начало самосознания и творческий дар. И задача человека раскрыть этот дар в себе, проявить себя как творца. Огонь сохранил в себе частицу первоначального, неоскверненного дьяволом, творения, он хранит в себе небесную благодать – Хварну, которую можно заслужить идя путем Правды, Чести и Истины. Огонь не только сам чист, но и способен очищать другие благие творения. Так как например для того чтобы победить болезнь, восстановить утраченную целостность организма, необходимо иногда увеличить температуру тела, и внутренний жар “сожгет” болезнетворные вирусы. Зороастрийцы различали 9 различных “видов огня”, отражавших соответственно источники жизненных сил , внутренней энергии в различных творениях.

 

Зороастризму принадлежит так же идея баланса между проявлением индивидуальности личности –Хварны, и стремлением к коллективизму, к общему, общественному единому потоку, направленному на борьбу со злом, - Хаоме. Кстати говоря в зороастризме существует также концепция, что тело человека, является истинным зеркалом его внутренней сущности. Существовала целая система знаков и мет на теле- “сигнатур”, знаков Хварны ( божественной отмеченности, характеризующие человека как последователя Ахура-Мазды ) и Антихварны ( отметин ангроманью ).

 

Зороастризм первым ввел и понятие “личного посмертного суда” над душой, за деяния которые она совершила при жизни, а также и идею Страшного суда и Воскрешения. Этот суд возглавляет Митра, которому помогает Рашну, держащий весы правосудия, где взвешиваются все добрые и злые дела. И тогда человеку является его Совесть, которая принимает либо облик прекрасной девы, либо безобразной старухи-ведьмы. И мост перехода в иной мир, мост Чинвад, либо становится широким и устремляется вверх, либо сужается, как лезвие бритвы и совесть-ведьма тянет человека в ад, где грешник переживает “долгий век страданий, мрака, гнили и скорбных стонов”. Поэтому для зороастрийца важно не грешить . а потом каяться, а просто не участвовать в злых делах, так как от проявления его Свободной воли, его выбора зависит будущее мира. Однако даже в раю, до Фрашегирда, окончательной победы над злом и освобождения от него мира не суждено полного блаженства. И лишь после того как произойдет самопожирание зла злом и мир будет очищен расплавленным металом ( огненная ордалия во вселенском масштабе ), наступит Воскрешение праведников и установление Божьего царства на земле, а не в каком-то иллюзорном раю, ибо изначально сама земля – рай! Наступят всеобщее благоденствие и радость. Горы и пустыни уступят место гладкой равнине, но навсегда останется разнообразное множество растений и живых существ. Что же касается грешников, то и здесь зороастризм более либерален и гуманистичен. Ад в зороастризме скорее напоминает христианское “чистилище”, где грешники не “горят вечно в геенне огненной”, а отработав свои грехи, все без исключения будут прощены и войдут в восстановленный Благодетельный мир. Так как в зороастризме Бог не осуждает свои создания на вечные муки за грехи , совершенные в ограниченном времени и мире одурманенном злом. Что еще раз подтверждает справедливость самоназвания зороастризма – Добрая религия.

 

Зороастризм породил также и идею Мессии - Спасителя человечества, который будет являться в мир при каждом повороте мировой истории (на смене Эпох ). Причем, что особенно интересно, так это предсказание в Бундахишне рождения второго Саошианта ( Спасителя ) от девы. Что возможно и обусловило появление у колыбели Иисуса Христа легендарных магов - волхвов, как называли тогда последователей Заратуштры.

 

Такой в общих чертах выглядит онтология зороастризма.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 186.