Философская концепция зороастризма
Олег Лушников, 1997 г.
Введение
“Вахви Даэна Маздаясни”- добрая вера почитателей Мазды, “маздеизм”, “заратуштризм”, “учение магов”, как только не называли зороастризм – самую древнюю из мировых религий откровения, оказавшую на человечество прямо или косвенно, больше влияния, чем какая либо другая вера . Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, даосизм и многие другие мировые религии в своей основе базируются на идеях и ценностях впервые провозглашенных в зороастризме . Многие философские школы также в той или иной мере использовали отдельные положения зороастризма ( Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, и др. ).
Причем в отличие от ушедших в историю религий Древнего мира, ровесников зороастризма, верования, провозглашенные пророком Заратуштрой, все еще признаются людьми во всем мире. По официальным данным, сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев.90000 из которых живут в Индии (“ парсы ”), 20000 в Иране (“ гебры ”), 4000 в Пакистане, 15000 в США и Канаде. 3000 в Великобритании. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке, Германии, Швеции, а с недавнего времени и в Таджикистане, Москве и Санкт-Петербурге.
Зороастризм был уже стар, когда появились первые упоминания о нем в исторических источниках . Корни его уходят в очень далекое прошлое. Но иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме сохранились элементы, восходящие к древнеарийской эпохе. Перемешавшись с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией чрезвычайно насыщенной разными компонентами. И изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того , отдельные положения этой благородной религии уникальны и замечательны. Они дают возможность вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь. Учитывая все выше сказанное, следует еще раз подчеркнуть необходимость иметь четкие представления об основных положениях этой древнейшей философской системы.
Глава 2 : Зороастрийская этика – философия жизни.
Как и во многих других религиях этика зороастризма отражает практическое применение основных положений веры. Среди многочисленных проблем, которые она затрагивает, хотелось бы остановиться на важнейших, таких как отношение к человеку, к природе, к труду, к богатству, к семье, к власти и государству, научным исследованиям, вопросам свободы выбора человека, соотношения целей и средств их достижения, а также смысл жизни и понимание счастья в зороастризме.
Заключение
Итак, как мы рассмотрели выше, зороастризм сочетает в себе как типично религиозные догмы, так и рациональные философские идеи, облеченные в религиозно-мифологическую форму. Зороастризм ввел как понятие бесконечности пространства и времени, так и его конечности, дав миру первую диалектическую мысль. Учение о трех Эрах, содержит с одной стороны идею цикличности, воспринятую впоследствии Гегелем, но с другой стороны, в отличие от Гегеля, в зороастризме мировая история не заканчивается на победе Добра над злом, не происходит завершения, эволюционное развитие продолжается до бесконечности, просто весь мир переходит на новый уровень. То есть в зороастризме отражается идея развития мира по спирали, нашедшая свое второе рождение в трудах основоположников диалектического материализма.
Зороастризм не только указал благородное назначение человечества, но и разумно объяснил причину тех страданий, которые человек переносит в своей жизни, видя в них бедствия исходящие от злого духа, а не зависящие от воли Творца. Зороастризм разрешил противоречие идеального и реального миров, объявив их взаимосоставляющими, а не противоборствующими, где именно материальные творения являются определяющими, так как именно в материальном мире, а не в идеальной абстракции, возможно полноценное проявление и развитие вещей. Разрешив тем самым и вечный вопрос о соотношении души и тела, или сознания и материи.
Материализм разрешил этот вопрос как первичность материи - человеческого тела, и вторичность сознания, как свойства проявляющегося только в мозге человека. Философская концепция Зороастризма также считает главной неразрывность души и тела , но не в значении невозможности существования души отдельно от тела, а именно в важности тела для полноценного раскрытия и развития духовной сущности человека. Таким образом, зороастризм совместил в себе и черты объективного идеализма, поскольку творцом Вселенной в нем является Бог, пребывающий однако в бесконечном времени и бесконечном пространстве, т.е. не являющийся в полной мере первопричиной всей вселенной, а лишь творцом конкретно нашего мироздания, разрешив попутно проблему необходимости акта творения, как оружия в борьбе с принципом зла, и диалектического материализма, поскольку наличествует идея бесконечности развития мира и качественных его изменений, а также идея неразрывности и взаимонеобходимости материальной и духовной сущности всех творений и особенно человека. Все выше сказанное, а также идея исконной благости материального существования и плотского тела, идея справедливого воздаяния, непоколебимой беспристрастности мирового закона справедливости, посмертного суда, воскрешения, последнего суда и вечной жизни. Оптимистичекая этика, провозглашающая гуманизм, экологизм, идею золотой середины и баланса материального и духовного развития, ответственность за любое действие и идея личного спасения путем следования благим мыслям, благим словам и благим делам, идея большой роли свободного выбора человека и зависимости от него судеб мира, делают зороастризм одной из самых интересных филосовских концепций в мировой сокровищнице знаний.
Список использованной литературы:
Авеста в русских переводах. Спб.,1998
Бойс. М. Зороастрийцы, верования и обычаи. Спб., 1994
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии.М.,1983
Вестник зороастрийской общины Санкт-Петербурга. 1996-1999
Глоба П.П., материалы лекций.
Дрезден М. Мифология древнего Ирана. - Мифологии Древнего Мира. М.,1977
Зенер. Р.Ч. Учение магов. М.,1993
Зервано-Зороастризм. Мн.,1997
Зороастрийская мифология. Спб. - М., 1998
Зороастрийские тексты:
Арда-Вираз-намаг
Бундахишн
Видевдат
Дад-Спарам
Динкард
Зирочак
Меног-и-Храд
Сад-Дар
Ясна
Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. М.,1991
История зороастризма. Мн.,1997
Мифы народов Мира: энциклопедия. В 2х т. М.,1991-1992
Религии Мира. М.,1997
Тэрапиано. Ю. Маздеизм. М.,1991
Фирдоуси.А. Шах-наме. М.1957
Философская концепция зороастризма
Олег Лушников, 1997 г.
Введение
“Вахви Даэна Маздаясни”- добрая вера почитателей Мазды, “маздеизм”, “заратуштризм”, “учение магов”, как только не называли зороастризм – самую древнюю из мировых религий откровения, оказавшую на человечество прямо или косвенно, больше влияния, чем какая либо другая вера . Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, даосизм и многие другие мировые религии в своей основе базируются на идеях и ценностях впервые провозглашенных в зороастризме . Многие философские школы также в той или иной мере использовали отдельные положения зороастризма ( Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, и др. ).
Причем в отличие от ушедших в историю религий Древнего мира, ровесников зороастризма, верования, провозглашенные пророком Заратуштрой, все еще признаются людьми во всем мире. По официальным данным, сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев.90000 из которых живут в Индии (“ парсы ”), 20000 в Иране (“ гебры ”), 4000 в Пакистане, 15000 в США и Канаде. 3000 в Великобритании. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке, Германии, Швеции, а с недавнего времени и в Таджикистане, Москве и Санкт-Петербурге.
Зороастризм был уже стар, когда появились первые упоминания о нем в исторических источниках . Корни его уходят в очень далекое прошлое. Но иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме сохранились элементы, восходящие к древнеарийской эпохе. Перемешавшись с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией чрезвычайно насыщенной разными компонентами. И изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того , отдельные положения этой благородной религии уникальны и замечательны. Они дают возможность вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь. Учитывая все выше сказанное, следует еще раз подчеркнуть необходимость иметь четкие представления об основных положениях этой древнейшей философской системы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 243.