…Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире. Дж. Рокфеллер |
Цели:
После изучения темы вы сможете:
¨ рассмотреть коммуникацию как интегрирующий фактор управления;
¨ различать вертикальные, горизонтальные и др. виды коммуникаций;
¨ проанализировать коммуникационный процесс;
¨ составлять схемы коммуникационных сетей;
Структура лекции
1. Понятие и значение коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций.
2. Понятие коммуникационного процесса.
3. Коммуникативные сети и роли.
4.Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации и их совершенствование.
1. Коммуникации – это процесс обмена информацией, опытом, сведениями. Коммуникации позволяют координировать деятельность как внутри организации, так и налаживать внешние контакты. Основные виды коммуникаций представлены на рис. 9.
Помимо деления на внутренние и внешние коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
2. Коммуникационные задачи решаются путем коммуникационных процессов (см. рис.10, 11).
Рисунок 10. Этапы и элементы коммуникационного процесса
Этапы и элементы можно связать в виде простой модели процесса обмена информацией.
Рисунок 11. Коммуникационный процесс
3. Коммуникационная сеть – это соединение определённым образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью коммуникационных потоков.
На практике выделяют три типа коммуникационных сетей: открытые, закрытые и комбинированные.
- Открытые коммуникационные сети
Рисунок 12. Сеть типа «змея»
Рисунок 13. Сеть типа «тент»
- Закрытые коммуникационные сети
Рисунок 14. Сеть типа «круг»
- Комбинированные коммуникационные сети
Рисунок 15. Сеть типа «палатка»
4. При межличностном обмене информацией возникает множество барьеров, искажающих смысл информации по следующим причинам:
-неправильное восприятие;
-семантические преграды;
-неправильное использование «языка жестов» (невербальных символов);
-некачественная обратная связь;
-плохое слушание.
Вступающим в обмен информацией следует придерживаться следующих советов:
-проясните свои идеи перед началом их передачи;
-будьте готовы к потенциальным семантическим проблемам;
-следите за языком собственных жестов, поз, интонаций;
-будьте внимательны к чувствам других людей;
-добивайтесь установления обратной связи.
В дополнение к межличностным контактам менеджер должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена (см. рис.16,17).
Рисунок 16. Преграды на пути организационных коммуникаций
Рисунок 17. Пути улучшения коммуникаций в организациях
Литература:
1 К.Б. Бердалиев. Менеджмент: лекциялар курсы. - Алматы: Экономика, 2016. - 190 б.
2 Под редакцией профессора К.Е. Кубаева. Теория и практика менеджмента. Учебник. - Алматы: Казак Университет!, 2008. - 486 с.
3 М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента [пер. с англ. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2012. - 672 с.
4 О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент. Учебник - 5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 576 с.
5 Ричард Дафт. Менеджмент. - Спб.: Питер, 2012. - 863 с.
6 К.Е. Ахметов. Менеджмент непздерг Оку куралы. - Ак- тобе-Орал: А-Полиграфия, 2006. - 519 б.
7 Л.И. Дорофеева, М.В. Бгашев. Менеджмент: Учебник для студентов. - Саратов: изд-во Саратовского университета, 2008. - 403 с.
Контрольные вопросы:
1.Дате определение коммуникации, какие виды коммуникаций можно выделить в организации?
2. Кто участвует в коммуникационном процессе?
3. Какие преграды возникают на пути межличностных коммуникаций?
4. Каким образом можно улучшить коммуникации в организации?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 281.