Этапы развития производства автомобилей в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

     Производство автомобилей началось с изобретения и создания в Германии в 1880 г карбюраторного двигателя инженером Отто. В Европе уважают создателя, и карбюраторные двигатели называют Отто-моторами. Через 15 лет инженер Дизель (Германия) разработал дизельный двигатель.

Первый этап развития производства автомобилей в России характеризовался их сборкой из комплектующих частей, поставляемых из Германии. Первые автомобили собирались в Русско-балтийский компании (г. Рига). Компания существовала до 1915 года, было выпущено 450 автомобилей. Когда началась первая мировая война, завод эвакуировали в Москву.

В Москве восстановили завод Русско-балтийский компании: появился завод АМО. На этом заводе производилась сборка автомобилей до 1931. Выпускались полуторки АМО-Ф-15 – грузовые автомобили с бортовой платформой. На базе АМО был создан завод ЗИЛ: сейчас Московский завод имени И.А. Лихачева. До 1956 г. было другое название: ЗИС – завод имени Сталина.

В 1926 году в г. Ярославле начато производство грузовых автомобилей. С 1960 г. этот завод стал выпускать двигатели (ЯМЗ).

С 1932 года начался второй этап развития: мелкосерийное производство автомобилей. В городе Горький построен завод ГАЗ. На нем выпускали грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, а также легковые автомобили ГАЗ-А и М-1.

Модели автомобилей постоянно совершенствовались. На атозаводе ГАЗ стали выпускать автомобили ГАЗ-ММ, а на автозаводе ЗИС имени Сталина – ЗИС-5. Это были основные машины, служившие в великой отечественной войне.

С 1947 года начался третий этап: массовое производство автомобилей. В 1948 году на заводе ГАЗ освоен выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-63 повышенной проходимости. На автозаводе ЗИС начали выпускать грузовик ЗИС-150 и легковой автомобиль ЗИС-110.

     Построен автозавод Москвич. В 1947 г. на нем началось производство легкового автомобиля Москвич-400. Построены автозаводы: Минский, Павловский, Кутаисский, Кременчугский и Львовский. На них стали производить грузовые автомобили и автобусы.

В 1957-1959 г. начат выпуск более совершенных легковых автомобилей: Москич-407, М-21 (Волга), ГАЗ-13 (Чайка), ЗИЛ-111. Также начато производство более совершенных грузовых автомобилей: ГАЗ-51А, ЗИЛ-164, УрАЛ-355 и др.

     С 1959 года произошло увеличение количества выпускаемых автомобилей и возросло их качество. Построены заводы ЗАЗ (Запорожский) и УАЗ (Ульяновский). Начат выпуск новых моделей: ЗАЗ-965А, Москвич-408, УАЗ-450, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, МАЗ-500, УрАЛ-375. На Минском заводе начато производство большегрузных карьерных самосвалов.

В 1970 г. построен Волжский завод легковых автомобилей ВАЗ. Была закуплена технология и оборудование фирмы ФИАТ (Италия). Начато производство автомобилей ВАЗ-2101. Начал работать завод в г. Ижевске по производству легковых автомобилей. Построен завод в г. Набережные челны – КамАЗ. В 1976 году на нем начато производство грузовых автомобилей.

В настоящее время происходит серьезная перестройка автомобильной промышленности. Автозавод ЗИЛ устарел, автозавод Москвич практически прекратил свое существование. Автозавод ГАЗ прекратил разработку новых марок легковых автомобилей и перешел на выпуск грузовых и грузопассажирских автомобилей. Автозаводы ЗАЗ, БелАЗ находятся теперь в иностранных государствах. Строятся предприятия по сборке и производству иностранных автомобилей ведущих зарубежных фирм.

 

     1.2. Типы автомобилей

         

     Автомобили разделяют на типы: транспортные, специальные и гоночные [1, 2].

К транспортным автомобилям относятся: грузовые, грузопассажирские и пассажирские автомобили.

К грузовым автомобилям относятся, прежде всего, автомобили общего назначения – автомобили с бортовой платформой. К грузовым автомобилям также относят специализированные автомобили: самосвалы, тягачи, цистерны, фургоны. Самосвалы подразделяются на типы: строительные, сельскохозяйственные и карьерные. Тягачи подразделяются на типы: седельные и балластные. Цистерны подразделяются на бензовозы, цементовозы и молоковозы. Фургоны подразделяются на рефрижераторы, хлебные фургоны и др.

Пассажирские автомобили подразделяются на два типа: легковые и автобусы.

Легковые автомобили дополнительно подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения выпускаются с открытым и закрытым кузовом. Специализированные автомобили в зависимости от назначения делятся на санитарные, спортивные и такси.

Автобусы подразделяются на типы: городские, пригородные, междугородние и местные автобусы.

Специальные автомобили также подразделяются на типы: пожарные, лабораторные и коммунальные.

 

     1.3. Индексация автомобилей

 

     В России используется единая индексация автомобилей [1, 3]. За рубежом такая индексация не применяется.

Индексация автомобилей включает краткое название завода изготовителя и дополнительные цифры. Первые две цифру обозначают тип автомобиля, вторые две цифры – модель автомобиля, которая присваивается автозаводом. Четырех цифр уже не хватает: заводы расширяют индексацию, указывая в ней марку двигателя и др.

     Для легковых автомобилей вторая цифра всегда равна 1. Первая цифра отражает рабочий объем двигателя в литрах:

     до 1,2              1,3-1,8             1,9-3,5             более 3,5

     11              21               31                41

Например, для модели ВАЗ-2108 имеем: 2 – рабочий объем 1,3-1,8 л, 1 – легковой автомобиль, 08 – восьмая модель.

     Для автобусов вторая цифра всегда равна 2. Автобусы подразделяются по их габаритной длине, м:

до 5      6–7,5  8-9,5              10,5-16 более 16,5

     22     32       42                52               62

     Подробная индексация грузовых автомобилей различного типа приведена в табл. 1.

 

Таблица 1

Индексация грузовых автомобилей

 

Полная масса, т до 1,2 1,3-2 2,1-8 9-14 15-20 21-40 Более 40
Бортовая платформа 13 23 33 43 53 63 73
Седельный тягач 14 24 34 44 54 64 74
Самосвал 15 25 35 45 55 65 75
Цистерна 16 26 36 46 56 66 76
Фургон 17 27 37 47 57 67 77
Специальный  автомобиль 19 29 39 49 59 69 79

 

Категории автомобилей

 

     По ГОСТ Р 51709-2001 «АТС. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» автомобили подразделяют на категории. Категории широко применяются при проведении технического осмотра.

     К категориям M отнесены автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров:

     M1 – автомобили имеют менее 9 мест для сидения кроме водителя;

     M2 – автомобили имеют массу до 5 т и более 8 мест для сидения;

M3 – автомобили имеют массу более 5 т и более 8 мест для сидения.

Автобусы категорий M2 и M3 подразделяются на классы:

I – городские автобусы; II – междугородние автобусы; III – туристические автобусы.

     К категориям N отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов:

     N1 – автомобили с максимальной массой до 3,5 т;

N2 – автомобили с максимальной массой от 3,5 до 12 т;

N3 – автомобили с максимальной массой свыше 12 т.

К категориям O отнесены буксируемые прицепы:

O1 – прицепы с максимальной массой до 0,75 т;

O2 – прицепы с максимальной массой от 0,75 до 3,5 т;

O3 – прицепы с максимальной массой от 3,5 до 10 т;

O4 – прицепы с максимальной массой более 10 т.

К категориям O2, O3, O4 также относят полуприцепы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.