Производство автомобилей началось с изобретения и создания в Германии в 1880 г карбюраторного двигателя инженером Отто. В Европе уважают создателя, и карбюраторные двигатели называют Отто-моторами. Через 15 лет инженер Дизель (Германия) разработал дизельный двигатель.
Первый этап развития производства автомобилей в России характеризовался их сборкой из комплектующих частей, поставляемых из Германии. Первые автомобили собирались в Русско-балтийский компании (г. Рига). Компания существовала до 1915 года, было выпущено 450 автомобилей. Когда началась первая мировая война, завод эвакуировали в Москву.
В Москве восстановили завод Русско-балтийский компании: появился завод АМО. На этом заводе производилась сборка автомобилей до 1931. Выпускались полуторки АМО-Ф-15 – грузовые автомобили с бортовой платформой. На базе АМО был создан завод ЗИЛ: сейчас Московский завод имени И.А. Лихачева. До 1956 г. было другое название: ЗИС – завод имени Сталина.
В 1926 году в г. Ярославле начато производство грузовых автомобилей. С 1960 г. этот завод стал выпускать двигатели (ЯМЗ).
С 1932 года начался второй этап развития: мелкосерийное производство автомобилей. В городе Горький построен завод ГАЗ. На нем выпускали грузовые автомобили ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, а также легковые автомобили ГАЗ-А и М-1.
Модели автомобилей постоянно совершенствовались. На атозаводе ГАЗ стали выпускать автомобили ГАЗ-ММ, а на автозаводе ЗИС имени Сталина – ЗИС-5. Это были основные машины, служившие в великой отечественной войне.
С 1947 года начался третий этап: массовое производство автомобилей. В 1948 году на заводе ГАЗ освоен выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-63 повышенной проходимости. На автозаводе ЗИС начали выпускать грузовик ЗИС-150 и легковой автомобиль ЗИС-110.
Построен автозавод Москвич. В 1947 г. на нем началось производство легкового автомобиля Москвич-400. Построены автозаводы: Минский, Павловский, Кутаисский, Кременчугский и Львовский. На них стали производить грузовые автомобили и автобусы.
В 1957-1959 г. начат выпуск более совершенных легковых автомобилей: Москич-407, М-21 (Волга), ГАЗ-13 (Чайка), ЗИЛ-111. Также начато производство более совершенных грузовых автомобилей: ГАЗ-51А, ЗИЛ-164, УрАЛ-355 и др.
С 1959 года произошло увеличение количества выпускаемых автомобилей и возросло их качество. Построены заводы ЗАЗ (Запорожский) и УАЗ (Ульяновский). Начат выпуск новых моделей: ЗАЗ-965А, Москвич-408, УАЗ-450, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, МАЗ-500, УрАЛ-375. На Минском заводе начато производство большегрузных карьерных самосвалов.
В 1970 г. построен Волжский завод легковых автомобилей ВАЗ. Была закуплена технология и оборудование фирмы ФИАТ (Италия). Начато производство автомобилей ВАЗ-2101. Начал работать завод в г. Ижевске по производству легковых автомобилей. Построен завод в г. Набережные челны – КамАЗ. В 1976 году на нем начато производство грузовых автомобилей.
В настоящее время происходит серьезная перестройка автомобильной промышленности. Автозавод ЗИЛ устарел, автозавод Москвич практически прекратил свое существование. Автозавод ГАЗ прекратил разработку новых марок легковых автомобилей и перешел на выпуск грузовых и грузопассажирских автомобилей. Автозаводы ЗАЗ, БелАЗ находятся теперь в иностранных государствах. Строятся предприятия по сборке и производству иностранных автомобилей ведущих зарубежных фирм.
1.2. Типы автомобилей
Автомобили разделяют на типы: транспортные, специальные и гоночные [1, 2].
К транспортным автомобилям относятся: грузовые, грузопассажирские и пассажирские автомобили.
К грузовым автомобилям относятся, прежде всего, автомобили общего назначения – автомобили с бортовой платформой. К грузовым автомобилям также относят специализированные автомобили: самосвалы, тягачи, цистерны, фургоны. Самосвалы подразделяются на типы: строительные, сельскохозяйственные и карьерные. Тягачи подразделяются на типы: седельные и балластные. Цистерны подразделяются на бензовозы, цементовозы и молоковозы. Фургоны подразделяются на рефрижераторы, хлебные фургоны и др.
Пассажирские автомобили подразделяются на два типа: легковые и автобусы.
Легковые автомобили дополнительно подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения выпускаются с открытым и закрытым кузовом. Специализированные автомобили в зависимости от назначения делятся на санитарные, спортивные и такси.
Автобусы подразделяются на типы: городские, пригородные, междугородние и местные автобусы.
Специальные автомобили также подразделяются на типы: пожарные, лабораторные и коммунальные.
1.3. Индексация автомобилей
В России используется единая индексация автомобилей [1, 3]. За рубежом такая индексация не применяется.
Индексация автомобилей включает краткое название завода изготовителя и дополнительные цифры. Первые две цифру обозначают тип автомобиля, вторые две цифры – модель автомобиля, которая присваивается автозаводом. Четырех цифр уже не хватает: заводы расширяют индексацию, указывая в ней марку двигателя и др.
Для легковых автомобилей вторая цифра всегда равна 1. Первая цифра отражает рабочий объем двигателя в литрах:
до 1,2 1,3-1,8 1,9-3,5 более 3,5
11 21 31 41
Например, для модели ВАЗ-2108 имеем: 2 – рабочий объем 1,3-1,8 л, 1 – легковой автомобиль, 08 – восьмая модель.
Для автобусов вторая цифра всегда равна 2. Автобусы подразделяются по их габаритной длине, м:
до 5 6–7,5 8-9,5 10,5-16 более 16,5
22 32 42 52 62
Подробная индексация грузовых автомобилей различного типа приведена в табл. 1.
Таблица 1
Индексация грузовых автомобилей
Полная масса, т | до 1,2 | 1,3-2 | 2,1-8 | 9-14 | 15-20 | 21-40 | Более 40 |
Бортовая платформа | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 |
Седельный тягач | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 |
Самосвал | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 | 75 |
Цистерна | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 | 76 |
Фургон | 17 | 27 | 37 | 47 | 57 | 67 | 77 |
Специальный автомобиль | 19 | 29 | 39 | 49 | 59 | 69 | 79 |
Категории автомобилей
По ГОСТ Р 51709-2001 «АТС. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» автомобили подразделяют на категории. Категории широко применяются при проведении технического осмотра.
К категориям M отнесены автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров:
M1 – автомобили имеют менее 9 мест для сидения кроме водителя;
M2 – автомобили имеют массу до 5 т и более 8 мест для сидения;
M3 – автомобили имеют массу более 5 т и более 8 мест для сидения.
Автобусы категорий M2 и M3 подразделяются на классы:
I – городские автобусы; II – междугородние автобусы; III – туристические автобусы.
К категориям N отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов:
N1 – автомобили с максимальной массой до 3,5 т;
N2 – автомобили с максимальной массой от 3,5 до 12 т;
N3 – автомобили с максимальной массой свыше 12 т.
К категориям O отнесены буксируемые прицепы:
O1 – прицепы с максимальной массой до 0,75 т;
O2 – прицепы с максимальной массой от 0,75 до 3,5 т;
O3 – прицепы с максимальной массой от 3,5 до 10 т;
O4 – прицепы с максимальной массой более 10 т.
К категориям O2, O3, O4 также относят полуприцепы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.