Общие гарантии местного самоуправления. Функции Российской Федерации и ее субъектов в отношении местного самоуправления. Формы государственной поддержки местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под общими гарантиями, как уже отмечалось, понимается благоприятная обстановку, условия, в которых обеспечивается эффективное осуществление местного самоуправления.

Политические гарантии означают наличие конституционного строя, демократический политический режим, стабильность политической власти, разделение властей, стремление государства признать и гарантировать автономию местного самоуправления. Например, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, признается и гарантируется государством, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, каждая власть имеет свои, присущие только ей функции в отношении местного самоуправления. Поэтому местное самоуправление невозможно в странах с авторитарным или тоталитарным режимом, в условиях политического кризиса.

Экономические гарантии местного самоуправления предполагают рыночную экономическую систему, в том числе равноправие всех форм собственности, свободу предпринимательства, наличие у государства ресурсов для государственной поддержки местного самоуправления.

Духовные гарантии предполагают наличие у граждан необходимо уровня общей и политической культуры, стремления к участию в осуществлении местного самоуправления, признание последнего как ценности.

Обособление органов местного самоуправления от государственной власти не означает отстраненность государства от развития местного самоуправления. Тем более что в нашей стране оно развивается «сверху», под воздействием государственных начал. В связи с эти можно выделить следующие формы государственной поддержки местного самоуправления.

Во-первых, правовое регулирование основ местного самоуправления и запрет на ограничение прав местного самоуправления. Выше уже были рассмотрено правовое регулирование основ местного самоуправления. К наиболее важным гарантиям в данной сфере относится положение ч. 2 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. о том, что изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Можно добавить, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133 Конституции Российской Федерации). Однако и федеральный законодатель ограничен в установлении запретов для местного самоуправления. В части 3 статьи 3 Федерального закона закреплено, что установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует с нормой ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Во-вторых, установление обязательности для исполнения устава муниципального образования и муниципальных правовых актов.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в п. 3 статьи 7 предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В-третьих, установление юридической ответственности за невыполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно статье 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов влечет ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов федерации. Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставляется право принимать собственные законы об ответственности за неисполнение муниципальных решений. Во многих субъектах Федерации такие законы уже приняты и действуют. Например, в Красноярском крае действует закон от 26.04.2004 г. (в редакции от 20.12.2007 г.) «Об административных правонарушениях», который устанавливает в том числе  административную ответственность за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (статья 15.1.); невыполнение законных требований депутата представительного органа местного самоуправления (статья 15.2.); непредставление сведений (информации) органу местного самоуправления, депутату представительного органа местного самоуправления или выборному должностному лицу местного самоуправления сведений (информации) (статья15.3.); неявку на заседание представительного органа местного самоуправления (статья 15.4.); незаконное использование символики муниципального образования (статья 15.5.).

В-четвертых, методическая помощь в развитии местного самоуправления, обучение, подготовка и переподготовка муниципальных служащих.

Эти и другие меры получают закрепление указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, других нормативных актах, направленных на поддержку местного самоуправления – например, в Указе Президента Российской Федерации № 1370 от 15.10.1990 г. «Об утверждении основных положений государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», в постановлении Правительства Российской Федерации № 1394 от 15.12.1999 г. «О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований». Однако размер выделяемых государством на эти цели средств оставляет желать лучшего. Так, в Федеральном законе «О государственном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в ред. Федерального закона от 03.03.2008 № 19-ФЗ) на мероприятия по государственной поддержке развития местного самоуправления  в рамках названной Федеральной программы было предусмотрено всего 15 млн. рублей.

 

3. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления

Гарантиями организационной самостоятельности являются следующие нормы ЕХМС, Конституции Российской Федерации и федеральных законов, закрепляющие организационные основы местного самоуправления:

- положения о «невхождении» органов местного самоуправления в систему органов государственной власти;

- право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления;

- право населения непосредственно или через выборных должностных лиц местного самоуправления формировать органы местного самоуправления и участвовать в их деятельности;

- право органов местного самоуправления на определение порядка своей организации и деятельности, формирование вспомогательного аппарата;

- право населения на самостоятельную организацию территориального общественного самоуправления и участие в его деятельности.

Подробнее эти гарантии уже рассматривались в теме об организационных основах местного самоуправления.

 

4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления

Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (статья 9), что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются в том, что:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации). При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (статья 8 Конституции Российской Федерации);

2) органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет;

3) органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;

4) наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Органы государственной власти обязаны передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования. Конституция Российской Федерации в статье 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации). В статье 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом. В России перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.

Однако на практике названные выше нормативные требования к гарантиям финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления не всегда действуют в связи с продолжающим существовать разрывом между объемом средств, необходимым местному самоуправлению для осуществления возложенной на них компетенции, и фактически предоставляемым за счет всех источников объемом средств, а также сильной зависимостью местного самоуправления от государственной поддержки.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 188.