1 Понятие существенности, подходы к ее определению.
2 Понятие риска и его использование в аудиторской деятельности.
3 Виды риска.
Вопрос 1 Понятие существенности, подходы к ее определению.
Существенность, или иногда говорят «материальность», является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности клиента. Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения.
Существенность может определяться как абсолютное значение и как относительное. Установление абсолютной границы существенности используется достаточно редко. На практике наиболее распространенным является определение существенности в относительных величинах от базовых показателей, то есть в процентах или долях. Относительные величины могут устанавливаться как в виде точечных, так и в виде диапазонных значений. Например, при величине балансовой прибыли в 500 рублей, уровень существенности может быть установлен в 3% (тогда рублевое выражение составит 15 рублей), или в диапазоне 2-4%) (тогда эквивалентный рублевый диапазон составит от 10 до 20 рублей). При этом 2% будет называться нижней границей существенности, a 4% соответственно верхней. В качестве количественного параметра используется абсолютное значение оборотов и сальдо конкретного счета бухгалтерского баланса, или их доля в общем итоге оборотов или валюте баланса. При определении значимости учитывается также и качество статьи баланса, или ее содержание.
При определении существенности сегмента возможны два подхода:
-дедуктивный - когда первоначально определяется общая существенность финансовой отчетности, которая затем распределяется между значимыми статьями проверяемого бухгалтерского баланса,
-индуктивный - когда первоначально определяется существенность значимых статей проверяемого бухгалтерского баланса, а затем путем суммирования полученных значений существенности определяется общая существенность финансовой отчетности.
Вопрос 2 Понятие риска и его использование в аудиторской деятельности.
В соответствии с законодательством РФ аудиторская организация является коммерческой структурой, поэтому при осуществлении своей деятельности ей необходимо учитывать и оценивать определенные виды риска, это предпринимательский и аудиторский.
Предпринимательский риск- это вероятность неудачи аудитора в случае конфликта с клиентом при условии даже выдачи положительного заключения. Уровень данного риска зависит от уровня компетентности и конкурентоспособности аудитора, недружественной рекламы его деятельности, финансового состояния клиента, степени доверия внешних пользователей к финансовой отчетности клиента, масштаба бизнеса клиента, организационно-правовой формы клиента, формы собственности клиента и ее распределения в уставном капитале организации, характера и суммы обязательств клиента, уровня внутреннего контроля клиента, вероятности банкротства аудируемой организации т.д.
Аудиторский риск - это вероятность наличия в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации невыявленных существенных ошибок (или) искажений после подтверждения ее достоверности либо возможность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле они отсутствуют. Другими словами, аудитор, рискует выразить ненадлежащее мнение в случае, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. При проведении аудита аудитор обязан использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы оценить данный риск и разработать соответствующие процедуры, с целью снижения уровня риска до приемлемого значения.
Вопрос 3 Виды риска.
Компоненты аудиторского риска. Аудиторский риск, в настоящее время на основании новой редакции (п.106,107 ФСАД №8), состоит из трех компонентов называемые «Значимые риски» и включает в себя «риск хозяйственной деятельности, риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, риск системы внутреннего контроля». Понятия, определяющие составные части аудиторского риска (неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск не обнаружения), уже не используются. Информация из стандарта №8.
Риск хозяйственной деятельности представляет собой более широкое понятие, чем риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Риск хозяйственной деятельности может возникнуть вследствие каких-либо изменений или возникших сложностей в деятельности, в то же время неспособность распознать необходимость внесения изменения в деятельность может также привести к риску. Изменение в деятельности может произойти, в частности, в результате разработки нового вида продукции, которая может оказаться неудачной, непредсказуемой реакции рынка, даже если разработан удачный вид продукции, а также упущений, которые приведут к возникновению обязательств и риску ухудшения репутации. Понимание аудитором рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица повышает вероятность выявления рисков существенного искажения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Однако в обязанность аудитора не входит выявление и оценка всех рисков хозяйственной деятельности. Большинство рисков хозяйственной деятельности будут с большой вероятностью иметь финансовые последствия и, следовательно, оказывать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, хотя не все риски хозяйственной деятельности обязательно ведут к рискам ее существенного искажения. Следствием риска хозяйственной деятельности может стать риск существенного искажения однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
Риск хозяйственной деятельности, обусловленный сокращением числа клиентов, возникшим в результате произошедших слияний организаций отрасли, может повысить риск искажения оценки дебиторской задолженности. Однако тот же самый риск в сочетании со снижением спроса (потребностей рынка) может привести к более серьезным последствиям - риску непрерывности деятельности аудируемого лица. Суждение аудитора о том, может ли риск хозяйственной деятельности привести к существенному искажению отчетности, выносится с учетом знания аудитором обстоятельств, в которых находится аудируемое лицо. Примеры условий и событий, которые могут указывать на риски существенного искажения информации. Выявление рисков хозяйственной деятельности руководством аудируемого лица и разработка подходов для их устранения является частью системы внутреннего контроля.
Аудитор должен обладать знаниями о системе внутреннего контроля, необходимыми для проведения аудита, и использовать их для выявления возможных искажений при рассмотрении факторов, которые оказывают влияние на риски существенного искажения информации, и при планировании характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.