Деятельности
1 Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита
2 Международные стандарты аудита
3 Отечественные стандарты аудиторской деятельности
4 Внутренние стандарты аудита
Вопрос 1 Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита
Стандарты аудита – это общие руководящие нормы и правила, помогающие аудиторам в выполнение их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности.
Основной целью правил (стандартов) аудиторской деятельности является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования выражения независимого аудиторского мнения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 307 Федеральные стандарты аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления, и регулирования аудиторской деятельности, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов (СОА) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; и не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; а также являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Вопрос 2 Международные стандарты аудита
По принадлежности стандарты аудита делятся на международные и национальные. Международные выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации 92 стран (Россия не представлена). Российские правила относятся к национальным и создаются на основе МСА. В настоящее время разработано 38 стандартов в течение 1996-2006г., но работают 34. Международных стандартов создано более 50, но работают 36 и 1 стандарт контроля качества (МСКК).
Вопрос 3 Отечественные стандарты аудиторской деятельности
Правила (стандарты) РФ подразделяются на 3 группы:
1) Федеральные правила аудиторской деятельности, которые утверждаются Правительством РФ; (ФСАД)
2) Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в СОА;
3) Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.02г.№196 утверждены первые шесть федеральных стандартов аудиторской деятельности - стандарты первой очереди (№ 1-6), (содержащие цели и задачи аудита, а также планирование, документирование, существенность в аудите, порядок сбора аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения):
1 Цели и основные принципы аудита (финансовой) бухгалтерской отчетности;
2 Документирование аудита;
3 Планирование аудита;
4 Существенность в аудите;
5 Аудиторские доказательства (отменен с 2011г).;
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (отменен с 2010г).
Следующие пять федеральных стандартов были утверждены от 04.07.03г.№405 - стандарты второй очереди (№ 7-11), отражающие вопросы качества аудита, аудиторских рисков, проверки операций с аффилированными лицами (связанные стороны-сегодняшнее название стандарта №9), события после отчетной даты и применимость допущения непрерывности деятельности: В настоящее время Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. №863, в стандарт 7 и 8 имеет новую формулировку. Стандарт 8 поясняет, что составные части аудиторского риска (неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск необнаружения) уже не используются. Вместо них документ применяет понятия «риск хозяйственной деятельности», риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности», «риск системы внутреннего контроля», введено понятие «значимые риски».
Следующие стандарты были утверждены от 07.10.04г.№532 - стандарты третьей очереди (№ 12-16) о согласовании условий проведения аудита и обязанностях аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита и др.: Стандарт №15 -утратил силу. Стандарты четвертой очереди (№ 17-23), утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2005г №228, о получении аудитором подтверждающей информации из внешних источников, особенностях первой проверки аудируемого лица и аудита оценочных значений и т.д. У №22 новая редакция.
Новые стандарты пятой очереди (№ 24-31), утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 523. Они устанавливают уровни ответственности аудитора, ненадлежащее использование имени аудитора и основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг.( вступившие в силу с 21 сентября 2006 г.)
Введено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №557 еще 3 новых стандарта (С №32-34), которые устанавливают требования к использованию результатов работы эксперта и др.
Вопрос 4 Внутренние стандарты аудита
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам). В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления. Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - закрытая информация. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Они как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы. Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Они проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.
Тема 5 Организация подготовки аудиторской проверки
1 Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
2 Планирование и программа аудита
3 Письмо – обязательство о согласии на проведение аудита
4 Заключение договора на проведение аудиторской проверки
5 Элементы системы внутреннего контроля
Вопрос 1 Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
В соответствии со стандартами аудиторской деятельности основные мероприятия проводимые в ходе проведения аудиторской проверки включают:
1. Планирование аудита
2. Получение аудиторских доказательств
3. Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта
4. Документирование аудита
5.Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности
Эти мероприятия целесообразно осуществлять в рамках 4-х основных этапов проведения аудита.
1. Подготовка аудиторской проверки. На нем происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
2. Планирование аудита. Осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор оценивает аудиторский риск и определяет масштабы содержания и количества аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается вопрос о составе аудиторской группы и привлечении экспертов.
3. Выполнение аудиторских процедур. На данном этапе происходит сбор аудиторских доказательств и их документирование.
4. Оформление результатов проверки. На этом этапе обобщаются результаты проверки, формируется мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские проверки можно подразделить на несколько групп:
1) инспекция – периодическая проверка на месте аудиторами записей, документов или материальных активов и уместность совершенных операций с целью установления финансового положения организации.
2) наблюдение – способ контроля за выполнением другими лицами процедур в непосредственном присутствии аудитора для целенаправленного и объективного восприятия информации.
3) опрос – прием ревизии, когда опрашиваются осведомленные лица внутри или за пределами организации. При этом оценка достоверности полученной информации основывается на компетентности, независимости, честности опрашиваемого.
4) вычисления – арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и проведение самостоятельных вычислений.
5) аналитическая проверка – изучение важных коэффициентов и др. статистических материалов, исследований, любых необычных и неожиданных отклонений.
Вопрос 2 Планирование и программа аудита
Планирование аудита является начальной стадией проведения аудиторской проверки, которая начинается до написания письма-обязательства и заключения договора с клиентом. Планирование аудита регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» и проводится с целью получения необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности функционирования системы внутрифирменного контроля; определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению. Оно позволяет обеспечить эффективную и экономически оправданную аудиторскую проверку.
Общий план аудита - это руководство по осуществлению программы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть:
- конкретные области, подлежащие изучению;
- формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;
- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
- предполагаемые сроки работы группы;
- инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление с их финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.
Программа аудита составляется на основе общего плана аудита, является его детальным развитием и представляет собой перечень процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Она включает в себя цели и задачи по каждому участку проверки, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форму и порядок оформления результатов аудита. Фактически программа аудита служит инструкцией для аудиторов и средством контроля качества работы для руководителей аудиторской организации. Программу аудита составляют в виде программы тестов средств контроля (перечня процедур для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета) и программы аудиторских процедур по существу (перечня процедур для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах). Для процедур по существу аудитор должен определить, какие разделы бухгалтерского учета необходимо проверить, и по каждому из них составить программу аудита.
Выводы аудитора по каждому разделу программы аудита, отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения, а сделанные в ходе проверки этих разделов замечания могут быть использованы аудиторами при подготовке письменной информации руководству аудируемого лица по итогам проведения аудита. При необходимости программа (план) аудита в ходе проверки может быть пересмотрена с отражением причин и результатов этого в аудиторской документации. План и программу аудита подписывают руководитель аудиторской фирмы, руководитель аудиторской группы и аудиторы, проводившие проверку.
Вопрос 3 Письмо – обязательство о согласии на проведение аудита
Целью письма-обязательства является регламентация обязательств клиента аудита и аудиторской организации (аудитора) на этапе соглашения о проведении аудита. Исполнительный орган клиента аудита должен письменно подтвердить согласие на условия аудита. Если подтверждение получено, то условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.
Письмо-обязательство включает в себя условия аудиторской проверки и обязательства сторон аудита, т.е. аудиторской организации и клиента аудита. В нем содержатся ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых будет проводиться аудит. Таким образом, форма и содержание письма-обязательства предполагают вхождение в него ряда обязательных указаний и дополнительный сведений.
Дополнительными сведениями являются: общие сведения об оказываемых аудиторами услугах, квалификации их персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных организациях и союзах; примерный план проведения аудита, состав группы; общая характеристика применяемых методов; условия оплаты аудита; рекомендации по использованию аудиторского заключения; предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом. Если между клиентом и аудиторской организацией заключается долгосрочный договор, в котором определяются цели и масштаб аудита, то письмо-обязательство может не составляться. При повторном аудите письмо-обязательство составляется в случае изменения законодательства, профиля и масштабов деятельности проверяемой организации, сроков аудита и пр.
Вопрос 4 Заключение договора на проведение аудиторской проверки
Договор на оказание аудиторских услуг - это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее клиентом. По договору исполнитель - аудитор - обязуется оказать услуги, т.е. совершить определенные действия, а заказчик - аудируемое лицо - оплатить эти услуги. Таким образом, этот документ подтверждает и фиксирует официальное и юридическое согласование интересов двух сторон.
В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское, консультационно-информационное обслуживание и т.д. Договор на оказание аудиторских услуг может иметь разовый характер. Если заключается повторное соглашение, то условия договора могут быть изменены. По желанию клиента возможно заключение договора на длительный срок. Раньше договор на проведение аудита заключался как договор подряда. В настоящее время согласно гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации в систему договорных обязательств включен договор на возмездное оказание услуг. В этой главе установлены правила возмездного оказания услуг, причем регламентируются те услуги, которые не охватываются другими главами Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, аудиторские).
Особенностью договора на возмездное оказание аудиторских услуг является учет уровня аудиторского риска при разделении ответственности между аудиторской организацией и клиентом аудита, а также учет интересов третьей стороны (пользователей бухгалтерской отчетности). Договор считается заключенным с момента его подписания, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным пунктам и условиям договора.
Вопрос 5 Элементы системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей. Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств контроля.
Оценивая эффективность СВК, аудиторы должны:
1. Рассмотреть стиль и основные принципы управления организацией с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами.
2. Выяснить предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения таких операций в учёте.
3. Достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотрены процедуры контроля, являются надёжными и действительно применялись в течение всего проверяемого периода.
В заключение аудиторы проверяют влияние системы управления на процесс сбора и обработки учётной информации, формирование БО и обеспечение непрерывности деятельности организации.
Такое влияние может быть негативным, если:
- на предприятии отсутствует чёткое разделение ответственности и полномочий сотрудников, применяется не эффективная система стимулирования сотрудников и подразделений.
- организационная структура предприятия не соответствует масштабам и особенностям его деятельности и сдерживает развитие производства.
- кадровая политика не направлена на повышение квалификации сотрудников и на закрепление квалификационных кадров.
- руководство устанавливает нереальные цели, не учитывает рекомендации СВК.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.