Аудиторской деятельности
1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
2 Аттестация аудиторов
3 Саморегулируемые организации аудиторов
4 Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
5 Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
6 Качество аудита
7 Профессиональная этика аудитора
Вопрос 1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России не получила окончательного завершения, так как продолжается процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также роли и функции государственных и общественных аудиторских организаций. В научной литературе существуют разные подходы к уровням нормативного регулирования аудита в России. Одни авторы придерживаются трех уровневого деления системы нормативного регулирования аудиторской деятельности, другие - четырехуровневой. Рассмотрим вторую точку зрения, в соответствии с которой система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня:
1) законодательный — главным законодательным актом является Федеральный закон № 307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности»), определивший место и задачи аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций и подтвердивший окончательное становление системы российского аудита
2) нормативный — федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся законодательные и подзаконные нормативные акты, которые устанавливают общие положений по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
3) методический — внутренние правила (стандарты) СОА, регулирующие специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений, а также нормативные документы министерств и ведомств, которые упорядочивают специфические особенности аудита видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов);
4) внутрифирменный — внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящими Федеральными законами:
• ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307 от 24.12.2008г
• Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Вопрос 2 Аттестация аудиторов
Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию. В соответствии со статьей 11 ФЗ №307:
1. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом.
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи (не сдал экзамен или нет стажа соответствующего);
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи (нет высшего образования).
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях (ст. 12):
1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;
2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона (правил независимости и сохранения аудиторской тайны);
4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;
в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;
г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;
7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
Вопрос 3 Саморегулируемые организации аудиторов
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ) лицензирование аудиторской деятельности РФ С 1 января 2010 года утратил свою силу Оно заменился механизмом саморегулирования посредством обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых объединениях. И аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под саморегулированием закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 года понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательства по разработке и установлению стандартов и правил их деятельности, а также контроль за их соблюдением.
Саморегулируемая организация (СРО) осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе и требования к их вступлению;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Контроль за работой своих сотрудников проводится работниками соответствующего структурного подразделения саморегулируемой организации путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный реестр саморегулируемых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Вопрос 4 Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
Обязательный аудит представляет собой обязательную ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской! (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Он введен в России начиная с отчета за 1995 г. и проводится только аудиторскими организациями, а также по поручению органов дознания и следователей при наличии санкции прокурора, суда (арбитражного суда), выданной аудитору (аудиторской организации) в соответствии с процессуальным российский законодательством. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами."
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год.
Вопрос 5 Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций вытекают из ГК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФСАД, договоров между аудитором и проверяемым субъектом. Общегражданским правом аудитора является право осуществлять аудиторскую деятельность: проводить аудиторские проверки и оказывать прочие услуги. Общегражданской обязанностью аудитора является исполнять свои обязательства надлежащим образом. Согласно статье 13 Закона аудиторы имеют право:
-самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе ФСАД, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
-исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
-получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной или письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
-отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случае непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
-осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторы обязаны:
-предоставлять по требованию аудируемого лица обоснование замечаний и вывода аудитора, а также информацию о своем членстве в СРО;
-передавать в срок, установленный договором аудиторское заключение аудируемому лицу;
-обеспечивать хранение документов, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены или составлены;
-исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Вопрос 6 Качество аудита
Контроль качества осуществляется многоступенчато:
Первая ступень - контроль за деятельностью аудиторских фирм со стороны уполномоченного федерального органа, общественных аудиторских объединений. Делится на две части:
1). Предварительный, осуществляемый на стадии саморегулирования аудиторской деятельности.
2). Последующий контроль. Здесь проверяются качество аудиторских проверок, а также факты нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Проверка качества аудиторской проверки проводится путем перепроверки. Это может быть плановая проверка общественных объединений или уполномоченного органа, либо поступившая жалоба о некачественной работе от клиентов. Что может рассматриваться в качестве фактов нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности:
- предоставление для получения лицензии недостоверных сведений;
- предоставление аудиторами полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника;
- умышленное сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитором аудиторской проверки на данном предприятии.
- выход на проведение страхового, банковского аудита без наличия соответствующих специалистов.
Обстоятельства, которые исключают возможность проведения проверки у аудируемого лица:
1 Когда аудиторская фирма по отношению к аудируемому лицу учредителем, собственником или акционером.
2 Когда аудируемое лицо по отношению к аудиторской фирме является учредителем, собственником, акционером, кредитором или страховщиком.
Обстоятельства, исключающие возможность проведения аудита аудитором:
- когда аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом аудируемого лица, несущим ответственность за соблюдение правильности и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности или состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Вторая ступень - контроль аудиторской фирма за работой своих ведущих аудиторов. Контроль обеспечивается за счет:
1. Обсуждения и проверки обоснованности программы аудиторской проверки по конкретному клиенту.
2. Строгим соблюдением организационно – этических принципов.
3. Сменой ведущих аудиторов, проверяющих постоянных клиентов фирмы.
Третья ступень - контроль за деятельностью ассистентов аудиторов со стороны ведущих аудиторов.
Вопрос 7 Профессиональная этика аудитора
Основные нормы профессионального поведения приведены в Кодексе этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31.05.2007г.) Важнейшими из них являются:
-аудиторы обязаны доброжелательно относиться к коллегам, воздерживаться от необоснованной критики в их адрес, от обсуждения их деловых и профессиональных качеств ;
-аудиторам следует воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предназначены для открытой публикации;
-аудиторам не следует рекламировать свои услуги путем сравнения с другими аудиторами, самовосхваления, гарантий благоприятного результата;
-аудиторам следует воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за получение или передачу клиентов, передачу кому-либо услуг третьей стороны;
-при замене аудитора клиентом вновь приглашенному аудитору следует запросить прежнего аудитора, не существует ли профессиональных причин для отказа от клиента.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.