Тема 3 Нормативно-правовое регулирование и организация
Аудиторской деятельности
1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
2 Аттестация аудиторов
3 Саморегулируемые организации аудиторов
4 Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
5 Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
6 Качество аудита
7 Профессиональная этика аудитора
Вопрос 1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России не получила окончательного завершения, так как продолжается процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также роли и функции государственных и общественных аудиторских организаций. В научной литературе существуют разные подходы к уровням нормативного регулирования аудита в России. Одни авторы придерживаются трех уровневого деления системы нормативного регулирования аудиторской деятельности, другие - четырехуровневой. Рассмотрим вторую точку зрения, в соответствии с которой система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня:
1) законодательный — главным законодательным актом является Федеральный закон № 307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности»), определивший место и задачи аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций и подтвердивший окончательное становление системы российского аудита
2) нормативный — федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся законодательные и подзаконные нормативные акты, которые устанавливают общие положений по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
3) методический — внутренние правила (стандарты) СОА, регулирующие специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений, а также нормативные документы министерств и ведомств, которые упорядочивают специфические особенности аудита видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов);
4) внутрифирменный — внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящими Федеральными законами:
• ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307 от 24.12.2008г
• Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Вопрос 2 Аттестация аудиторов
Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию. В соответствии со статьей 11 ФЗ №307:
1. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом.
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи (не сдал экзамен или нет стажа соответствующего);
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи (нет высшего образования).
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях (ст. 12):
1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;
2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона (правил независимости и сохранения аудиторской тайны);
4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;
в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;
г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;
7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
Вопрос 3 Саморегулируемые организации аудиторов
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ) лицензирование аудиторской деятельности РФ С 1 января 2010 года утратил свою силу Оно заменился механизмом саморегулирования посредством обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых объединениях. И аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под саморегулированием закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 года понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательства по разработке и установлению стандартов и правил их деятельности, а также контроль за их соблюдением.
Саморегулируемая организация (СРО) осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе и требования к их вступлению;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Контроль за работой своих сотрудников проводится работниками соответствующего структурного подразделения саморегулируемой организации путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный реестр саморегулируемых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Вопрос 4 Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
Обязательный аудит представляет собой обязательную ежегодную проверку ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской! (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Он введен в России начиная с отчета за 1995 г. и проводится только аудиторскими организациями, а также по поручению органов дознания и следователей при наличии санкции прокурора, суда (арбитражного суда), выданной аудитору (аудиторской организации) в соответствии с процессуальным российский законодательством. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами."
3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Положения части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год.
Вопрос 5 Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций вытекают из ГК РФ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФСАД, договоров между аудитором и проверяемым субъектом. Общегражданским правом аудитора является право осуществлять аудиторскую деятельность: проводить аудиторские проверки и оказывать прочие услуги. Общегражданской обязанностью аудитора является исполнять свои обязательства надлежащим образом. Согласно статье 13 Закона аудиторы имеют право:
-самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе ФСАД, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
-исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
-получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной или письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
-отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении в случае непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
-осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторы обязаны:
-предоставлять по требованию аудируемого лица обоснование замечаний и вывода аудитора, а также информацию о своем членстве в СРО;
-передавать в срок, установленный договором аудиторское заключение аудируемому лицу;
-обеспечивать хранение документов, получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены или составлены;
-исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Вопрос 6 Качество аудита
Контроль качества осуществляется многоступенчато:
Первая ступень - контроль за деятельностью аудиторских фирм со стороны уполномоченного федерального органа, общественных аудиторских объединений. Делится на две части:
1). Предварительный, осуществляемый на стадии саморегулирования аудиторской деятельности.
2). Последующий контроль. Здесь проверяются качество аудиторских проверок, а также факты нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Проверка качества аудиторской проверки проводится путем перепроверки. Это может быть плановая проверка общественных объединений или уполномоченного органа, либо поступившая жалоба о некачественной работе от клиентов. Что может рассматриваться в качестве фактов нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности:
- предоставление для получения лицензии недостоверных сведений;
- предоставление аудиторами полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника;
- умышленное сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитором аудиторской проверки на данном предприятии.
- выход на проведение страхового, банковского аудита без наличия соответствующих специалистов.
Обстоятельства, которые исключают возможность проведения проверки у аудируемого лица:
1 Когда аудиторская фирма по отношению к аудируемому лицу учредителем, собственником или акционером.
2 Когда аудируемое лицо по отношению к аудиторской фирме является учредителем, собственником, акционером, кредитором или страховщиком.
Обстоятельства, исключающие возможность проведения аудита аудитором:
- когда аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом аудируемого лица, несущим ответственность за соблюдение правильности и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности или состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Вторая ступень - контроль аудиторской фирма за работой своих ведущих аудиторов. Контроль обеспечивается за счет:
1. Обсуждения и проверки обоснованности программы аудиторской проверки по конкретному клиенту.
2. Строгим соблюдением организационно – этических принципов.
3. Сменой ведущих аудиторов, проверяющих постоянных клиентов фирмы.
Третья ступень - контроль за деятельностью ассистентов аудиторов со стороны ведущих аудиторов.
Вопрос 7 Профессиональная этика аудитора
Основные нормы профессионального поведения приведены в Кодексе этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31.05.2007г.) Важнейшими из них являются:
-аудиторы обязаны доброжелательно относиться к коллегам, воздерживаться от необоснованной критики в их адрес, от обсуждения их деловых и профессиональных качеств ;
-аудиторам следует воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предназначены для открытой публикации;
-аудиторам не следует рекламировать свои услуги путем сравнения с другими аудиторами, самовосхваления, гарантий благоприятного результата;
-аудиторам следует воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за получение или передачу клиентов, передачу кому-либо услуг третьей стороны;
-при замене аудитора клиентом вновь приглашенному аудитору следует запросить прежнего аудитора, не существует ли профессиональных причин для отказа от клиента.
Деятельности
1 Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита
2 Международные стандарты аудита
3 Отечественные стандарты аудиторской деятельности
4 Внутренние стандарты аудита
Вопрос 1 Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита
Стандарты аудита – это общие руководящие нормы и правила, помогающие аудиторам в выполнение их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности.
Основной целью правил (стандартов) аудиторской деятельности является обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования выражения независимого аудиторского мнения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 307 Федеральные стандарты аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления, и регулирования аудиторской деятельности, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита; и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов (СОА) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; и не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; а также являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Вопрос 2 Международные стандарты аудита
По принадлежности стандарты аудита делятся на международные и национальные. Международные выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации 92 стран (Россия не представлена). Российские правила относятся к национальным и создаются на основе МСА. В настоящее время разработано 38 стандартов в течение 1996-2006г., но работают 34. Международных стандартов создано более 50, но работают 36 и 1 стандарт контроля качества (МСКК).
Вопрос 3 Отечественные стандарты аудиторской деятельности
Правила (стандарты) РФ подразделяются на 3 группы:
1) Федеральные правила аудиторской деятельности, которые утверждаются Правительством РФ; (ФСАД)
2) Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в СОА;
3) Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.02г.№196 утверждены первые шесть федеральных стандартов аудиторской деятельности - стандарты первой очереди (№ 1-6), (содержащие цели и задачи аудита, а также планирование, документирование, существенность в аудите, порядок сбора аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения):
1 Цели и основные принципы аудита (финансовой) бухгалтерской отчетности;
2 Документирование аудита;
3 Планирование аудита;
4 Существенность в аудите;
5 Аудиторские доказательства (отменен с 2011г).;
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (отменен с 2010г).
Следующие пять федеральных стандартов были утверждены от 04.07.03г.№405 - стандарты второй очереди (№ 7-11), отражающие вопросы качества аудита, аудиторских рисков, проверки операций с аффилированными лицами (связанные стороны-сегодняшнее название стандарта №9), события после отчетной даты и применимость допущения непрерывности деятельности: В настоящее время Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. №863, в стандарт 7 и 8 имеет новую формулировку. Стандарт 8 поясняет, что составные части аудиторского риска (неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск необнаружения) уже не используются. Вместо них документ применяет понятия «риск хозяйственной деятельности», риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности», «риск системы внутреннего контроля», введено понятие «значимые риски».
Следующие стандарты были утверждены от 07.10.04г.№532 - стандарты третьей очереди (№ 12-16) о согласовании условий проведения аудита и обязанностях аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита и др.: Стандарт №15 -утратил силу. Стандарты четвертой очереди (№ 17-23), утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2005г №228, о получении аудитором подтверждающей информации из внешних источников, особенностях первой проверки аудируемого лица и аудита оценочных значений и т.д. У №22 новая редакция.
Новые стандарты пятой очереди (№ 24-31), утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2006г. № 523. Они устанавливают уровни ответственности аудитора, ненадлежащее использование имени аудитора и основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг.( вступившие в силу с 21 сентября 2006 г.)
Введено постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №557 еще 3 новых стандарта (С №32-34), которые устанавливают требования к использованию результатов работы эксперта и др.
Вопрос 4 Внутренние стандарты аудита
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.
Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам). В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления. Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - закрытая информация. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Они как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.
Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы. Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.
Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.
Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.
Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.
Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.
Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.
План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.
Независимые обследования. Они проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.
Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.
Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.
Тема 5 Организация подготовки аудиторской проверки
1 Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
2 Планирование и программа аудита
3 Письмо – обязательство о согласии на проведение аудита
4 Заключение договора на проведение аудиторской проверки
5 Элементы системы внутреннего контроля
Вопрос 1 Основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
В соответствии со стандартами аудиторской деятельности основные мероприятия проводимые в ходе проведения аудиторской проверки включают:
1. Планирование аудита
2. Получение аудиторских доказательств
3. Использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта
4. Документирование аудита
5.Обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности
Эти мероприятия целесообразно осуществлять в рамках 4-х основных этапов проведения аудита.
1. Подготовка аудиторской проверки. На нем происходит установление взаимоотношений между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До заключения договора аудиторская организация должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью организации.
2. Планирование аудита. Осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудитор оценивает аудиторский риск и определяет масштабы содержания и количества аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается вопрос о составе аудиторской группы и привлечении экспертов.
3. Выполнение аудиторских процедур. На данном этапе происходит сбор аудиторских доказательств и их документирование.
4. Оформление результатов проверки. На этом этапе обобщаются результаты проверки, формируется мнение аудиторской организации относительно достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские проверки можно подразделить на несколько групп:
1) инспекция – периодическая проверка на месте аудиторами записей, документов или материальных активов и уместность совершенных операций с целью установления финансового положения организации.
2) наблюдение – способ контроля за выполнением другими лицами процедур в непосредственном присутствии аудитора для целенаправленного и объективного восприятия информации.
3) опрос – прием ревизии, когда опрашиваются осведомленные лица внутри или за пределами организации. При этом оценка достоверности полученной информации основывается на компетентности, независимости, честности опрашиваемого.
4) вычисления – арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и проведение самостоятельных вычислений.
5) аналитическая проверка – изучение важных коэффициентов и др. статистических материалов, исследований, любых необычных и неожиданных отклонений.
Вопрос 2 Планирование и программа аудита
Планирование аудита является начальной стадией проведения аудиторской проверки, которая начинается до написания письма-обязательства и заключения договора с клиентом. Планирование аудита регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» и проводится с целью получения необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности функционирования системы внутрифирменного контроля; определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению. Оно позволяет обеспечить эффективную и экономически оправданную аудиторскую проверку.
Общий план аудита - это руководство по осуществлению программы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть:
- конкретные области, подлежащие изучению;
- формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудиторской проверки;
- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
- предполагаемые сроки работы группы;
- инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление с их финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также с положениями общего плана аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.
Программа аудита составляется на основе общего плана аудита, является его детальным развитием и представляет собой перечень процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Она включает в себя цели и задачи по каждому участку проверки, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форму и порядок оформления результатов аудита. Фактически программа аудита служит инструкцией для аудиторов и средством контроля качества работы для руководителей аудиторской организации. Программу аудита составляют в виде программы тестов средств контроля (перечня процедур для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета) и программы аудиторских процедур по существу (перечня процедур для сбора информации непосредственно об оборотах и остатках на счетах). Для процедур по существу аудитор должен определить, какие разделы бухгалтерского учета необходимо проверить, и по каждому из них составить программу аудита.
Выводы аудитора по каждому разделу программы аудита, отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения, а сделанные в ходе проверки этих разделов замечания могут быть использованы аудиторами при подготовке письменной информации руководству аудируемого лица по итогам проведения аудита. При необходимости программа (план) аудита в ходе проверки может быть пересмотрена с отражением причин и результатов этого в аудиторской документации. План и программу аудита подписывают руководитель аудиторской фирмы, руководитель аудиторской группы и аудиторы, проводившие проверку.
Вопрос 3 Письмо – обязательство о согласии на проведение аудита
Целью письма-обязательства является регламентация обязательств клиента аудита и аудиторской организации (аудитора) на этапе соглашения о проведении аудита. Исполнительный орган клиента аудита должен письменно подтвердить согласие на условия аудита. Если подтверждение получено, то условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.
Письмо-обязательство включает в себя условия аудиторской проверки и обязательства сторон аудита, т.е. аудиторской организации и клиента аудита. В нем содержатся ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых будет проводиться аудит. Таким образом, форма и содержание письма-обязательства предполагают вхождение в него ряда обязательных указаний и дополнительный сведений.
Дополнительными сведениями являются: общие сведения об оказываемых аудиторами услугах, квалификации их персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных организациях и союзах; примерный план проведения аудита, состав группы; общая характеристика применяемых методов; условия оплаты аудита; рекомендации по использованию аудиторского заключения; предложения о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом. Если между клиентом и аудиторской организацией заключается долгосрочный договор, в котором определяются цели и масштаб аудита, то письмо-обязательство может не составляться. При повторном аудите письмо-обязательство составляется в случае изменения законодательства, профиля и масштабов деятельности проверяемой организации, сроков аудита и пр.
Вопрос 4 Заключение договора на проведение аудиторской проверки
Договор на оказание аудиторских услуг - это официальный документ, регламентирующий взаимоотношения между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее клиентом. По договору исполнитель - аудитор - обязуется оказать услуги, т.е. совершить определенные действия, а заказчик - аудируемое лицо - оплатить эти услуги. Таким образом, этот документ подтверждает и фиксирует официальное и юридическое согласование интересов двух сторон.
В аудиторской деятельности используются различные виды договоров: на проведение аудита, на абонентское, консультационно-информационное обслуживание и т.д. Договор на оказание аудиторских услуг может иметь разовый характер. Если заключается повторное соглашение, то условия договора могут быть изменены. По желанию клиента возможно заключение договора на длительный срок. Раньше договор на проведение аудита заключался как договор подряда. В настоящее время согласно гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации в систему договорных обязательств включен договор на возмездное оказание услуг. В этой главе установлены правила возмездного оказания услуг, причем регламентируются те услуги, которые не охватываются другими главами Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, аудиторские).
Особенностью договора на возмездное оказание аудиторских услуг является учет уровня аудиторского риска при разделении ответственности между аудиторской организацией и клиентом аудита, а также учет интересов третьей стороны (пользователей бухгалтерской отчетности). Договор считается заключенным с момента его подписания, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным пунктам и условиям договора.
Вопрос 5 Элементы системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей. Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств контроля.
Оценивая эффективность СВК, аудиторы должны:
1. Рассмотреть стиль и основные принципы управления организацией с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами.
2. Выяснить предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения таких операций в учёте.
3. Достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотрены процедуры контроля, являются надёжными и действительно применялись в течение всего проверяемого периода.
В заключение аудиторы проверяют влияние системы управления на процесс сбора и обработки учётной информации, формирование БО и обеспечение непрерывности деятельности организации.
Такое влияние может быть негативным, если:
- на предприятии отсутствует чёткое разделение ответственности и полномочий сотрудников, применяется не эффективная система стимулирования сотрудников и подразделений.
- организационная структура предприятия не соответствует масштабам и особенностям его деятельности и сдерживает развитие производства.
- кадровая политика не направлена на повышение квалификации сотрудников и на закрепление квалификационных кадров.
- руководство устанавливает нереальные цели, не учитывает рекомендации СВК.
Тема 9 Оформление результатов аудиторской проверки
1 Сообщение информации по результатам проведения аудита руководству аудируемого лица.
2 Порядок подготовки аудиторского заключения.
3 Структура аудиторского заключения.
4 Виды аудиторских заключений.
5 Порядок отражения событий, произошедших после даты представления бухгалтерской отчётности
6 Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям.
Вопрос 1 Сообщение информации по результатам проведения аудита руководству аудируемого лица.
Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем федеральном правиле (стандарте) речь идет об информации по вопросам, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.
Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица. «Руководство аудируемого лица» - лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.); «представители собственника аудируемого лица» - лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.
Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:
а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);
и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.
Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом. Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:
а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.
Вопрос 2 Порядок подготовки аудиторского заключения.
Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать во всех существенных отношениях оценку степени точности и соответствия данных финансовой (бухгалтерской) отчетности российскому законодательству Российской Федерации. Оно должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем должны быть выражены в российской валюте (рублях). Исправления не допускаются. В целом оно подписывается:
а) руководителем аудиторской фирмы или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской фирмы, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего заключение;
б) индивидуальным аудитором. Подпись должна включать его фамилию и инициалы.
Согласованное сторонами аудита число экземпляров аудиторского включения в обусловленные сроки предоставляется аудируемому лицу и аудитору не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью. К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение. Она должна быть датирована, подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности и скреплена печатью аудируемого лица. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.
Вопрос 3 Структура аудиторского заключения.
Аудиторское заключение должно содержать следующие части:
1 наименование;
2 указание адресата;
3 сведения об аудируемом лице;
4 сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе;
5 перечень (состав) бухгалтерской отчетности;
6 распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором; «Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность»
7 сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения;
8 мнение аудитора с указание обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности;
9 подпись аудитора;
10 дата аудиторского заключения.
Вопрос 4 Виды аудиторских заключений.
По результатам проверки аудиторская организация может подготовить следующие виды аудиторских заключений:
1) немодифицированное мнение (или заключение с выражением безоговорочно - положительного мнения);
2)модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности;
3)аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой;
4)аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение;
5)отказ от выражения мнения;
6)заведомо-ложное аудиторское заключение.
Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансово деятельности в соответствии правилами отчетности. Аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда:
а) аудитор приходит к основанному на полученных аудиторских доказательствах выводу о том, что бухгалтерская отчетность в целом содержит существенные искажения;
б) у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений.
Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда у него отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение.
Заведомо - ложное аудиторское заключение – заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки. Оно признаётся таковым по решению суда.
Вопрос 5 Порядок отражения событий, произошедших после даты представления бухгалтерской отчётности
ПСАД 10 «События после отчетной даты» аудиторской деятельности устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности термин «события после отчетной даты» используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.
Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.
В финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отражать следующие благоприятные и неблагоприятные события, происходящие после окончания отчетного периода:
а) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;
б) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.
Аудитор должен выполнить процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что все события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены.
Если аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, аудитору следует выяснить, отражены ли эти события должным образом в бухгалтерском учете и раскрыты ли они адекватно в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Если после даты подписания аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитор должен определить, нужно ли внести изменения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия.
Если руководство аудируемого лица вносит изменения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитору следует осуществить процедуры, необходимые в данных обстоятельствах, и предоставить руководству новое аудиторское заключение по измененной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты подписания или утверждения измененной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Если руководство аудируемого лица не вносит изменений в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено аудируемому лицу, аудитору в аудиторском заключении следует выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
Если аудиторское заключение по ранее подготовленной финансовой (бухгалтерской) отчетности было выдано аудируемому лицу, а впоследствии произошли события, которые, по мнению аудитора, предполагают внесение изменений в данную отчетность, аудитору необходимо уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство аудируемым лицом, о том, что аудируемое лицо не должно предоставлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение по ней третьим лицам. Если впоследствии финансовая (бухгалтерская) отчетность будет передана третьим лицам, аудитору нужно предпринять меры, необходимые для того, чтобы такие третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
После предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор не несет никаких обязательств, касающихся направления любых запросов относительно данной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Если после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору становится известно о событии или факте, существовавшем на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра финансовой (бухгалтерской) отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия. В данном случае имеются в виду финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица и аудиторское заключение до утверждения их акционерами аудируемого лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Если руководство аудируемого лица пересматривает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить предпринятые руководством аудируемого лица действия по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, и предоставить новое заключение по пересмотренной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Новое аудиторское заключение должно включать часть, привлекающую внимание к вопросу, и примечание к финансовой (бухгалтерской) отчетности, в котором подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты утверждения пересмотренной финансовой (бухгалтерской) отчетности, должны быть распространены до даты нового аудиторского заключения.
Если руководство аудируемого лица не предпринимает мер по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение, и не пересматривает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, которым подчиняется руководство аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Необходимость в пересмотре финансовой (бухгалтерской) отчетности и выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть, если приближается дата представления финансовой (бухгалтерской) отчетности за следующий период, при условии, что в новой отчетности информация будет надлежащим образом раскрыта.
Вопрос 6 Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям.
Настоящий стандарт (ФСАД 8/2011) «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам» применяется при проведении аудита следующей отчетности, составленной по специальным правилам:
а) отчетности, составленной по правилам налогового учета;
б) отчетности, отражающей доходы и расходы с использованием кассового метода (для представления кредиторам);
в) отчетности, содержащей финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил);
г) отчетности, составленной по специальным правилам, обусловленным требованиями договора (например, кредитного договора, условиями облигационного займа или гранта);
д) другой аналогичной отчетности, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей.
При принятии задания на проведение аудита отчетности, составленной по специальным правилам, аудитор должен установить:
а) цель составления отчетности,
б) круг предполагаемых пользователей отчетности,
в) действия руководства аудируемого лица, предпринятые для определения уместности специальных правил составления отчетности в условиях поставленных целей ее составления. Ключевым фактором, определяющим уместность специальных правил составления отчетности, является потребность предполагаемых пользователей в финансовой информации.
Аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должно включать привлекающую внимание часть, содержащую указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами, и, соответственно, может быть неприменима для использования в иных целях.
Аудитор может включить в аудиторское заключение указание на то, что аудиторское заключение предназначено для ограниченного круга адресатов, или ссылку на примечание в отчетности, содержащее такую информацию.
Тема1 Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики
1 Виды финансового контроля в РФ
2 Отличие аудита от других форм финансового контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы
3 Основные этапы становления и развития аудита в России.
Вопрос 1 Виды финансового контроля в РФ
Контроль в переводе с французского - (пересмотр, проверка чего-либо) - это проверка исполнения тех или иных решений с целью установления их законности, объективности, достоверности, достаточности и экономической целесообразности. Его целью является объективное изучение положения дел в отдельных видах деятельности организаций и выявление отрицательных факторов. Объектом контроля выступают юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов.
Контроль классифицируют по различным группам и признакам:
1 По уровню осуществления контроль подразделяют на государственный (осуществляется государственными и административными органами контроля и управления по проверке обязательств юрид и физ. лиц перед государством с целью обеспечения его интересов), муниципальный (производиться органами местного самоуправления), внутрихозяйственный (внутренний)- реализуется работниками самой организации за деятельностью внутрихозяйственных подразделений с целью принятия обоснованных и эффективных управленческих решений; независимый (аудиторский)- осуществляется независимыми экспертами (аудиторами) над деятельностью организаций с целью установления достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия, совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему законодательству; и общественный (осуществляется неправительственными организациями на основе добровольности и безвозмездности).
2 По способам проведения:
-ревизия-это глубокая и фактическая проверка производственно-хозяйственной деятельности организаций за определенный период времени для установления законности ,достоверности совершенных операций, а также правильности и законности действий должностных лиц;
-аудиторская проверка - проверка состояния ведения бухгалтерского (финансового) учета и составления отчетности, соответствия деятельности организации действующему законодательству.
-следствие;
-служебное расследование;
-обследование;
-экономический анализ.
3 В зависимости от полноты охвата деятельности организации выделяют полный, частичный, комплексный, тематический, сплошной и выборочный.
4 По времени проведения контроль подразделяют на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
5 По характеру субъектов различают контроль внутренний и внешний.
6 В зависимости от периодичности проведения выделяют регулярный (систематический) и эпизодический (разовый) контроль.
7 В зависимости от источников контрольной информации выделяют документальный и фактический контроль. К приемам фактического контроля относят: инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка выполняемых работ, устный опрос. К приемам документального контроля относят: формальная проверка, счетная (арифметическая) проверка, экспертиза, проверка документов по существу, сопоставление.
8 В соответствии с субъектами контрольной деятельности выделяют вневедомственный и ведомственный экономический контроль.
9 По характеру контрольных функций контроль подразделяют на правовой, экономический и производственно-технический.
Вопрос 2 Отличие аудита от других форм финансового контроля
Аудит является методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, которые осуществляют государственные органы, государственная налоговая служба РФ и налоговая инспекция, Минфин РФ и его контрольно-ревизионное подразделение, ЦБ РФ, государственный таможенный комитет.
При аудите выражается мнение по поводу достоверности финансовой деятельности – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной хозяйственным субъектом (аудируемого лица) в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит выступает как услуга, которую оплачивает клиент. Информация, к которой получает доступ, аудитор является строго конфиденциальной.
При ревизии выявляются недостатки финансовой и хозяйственной деятельности ревизуемой организации с целью их устранения. Это исполнительная деятельность, направленная на сохранение активов, пресечение и профилактику злоупотреблений, где во главе ставится административное право, инструкции и приказы вышестоящих организаций. По результатам ревизии составляется акт на основе данных, которых составляются выводы в отношении руководства проверяемой организации и налагаются взыскания. Информация, полученная в ходе ревизии, передается вышестоящей организации и публично обсуждается.
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы (СБЭ). Отличие состоит в том, что аудит - это независимая проверка, а СБЭ осуществляется по решению судебных органов. Специфика СБЭ проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухучета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухучета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, т. к. несет ответственность за обоснованность своих выводов.
Понятие аудита значительно шире понятий как контроль и ревизия. Виды контроля: в зависимости от времени проведения предварительный, текущий и последующий; в зависимости от источников информации: документальный и фактический. Ревизия – это система контрольных действий, осуществляемых ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность совершенных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении.
Вопрос 3 Основные этапы становления и развития аудита в России
Профессия независимого бухгалтера- аудитора возникла в 19 веке в акционерных обществах Европы. Это было связано с потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получения достоверных данных о финансовом положении организации. Такую информацию мог дать только независимый от фирмы специалист. Бухгалтеры-аудиторы появились в середине 19 века в Великобритании, где в 1862 году вышел закон об обязательном аудите, в 1867г.- во Франции, в 1937 г.- в США. Первое постановление об аудите в США было опубликовано в 1917г. и посвящено «аудиту балансов». Затем в США в 1939 г. началась стандартизация аудита. Был создан Совет по аудиторским стандартам, который обобщил все Положения и свел их воедино.
В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе. Он проводит методическую работу, разрабатывает учётные и аудиторские стандарты. В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов. Государственное влияние на аудиторскую деятельность Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты ФРГ.
Во Франции занимаются аудиторской деятельностью две организации:
1. Палата экспертов-бухгалтеров, они приглашаются для проведения проверок бух. учета и отчётности в акционерные общества;
2. Национальная компания комиссаров счетов, они назначаются в обязательном порядке согласно законодательству об акционерных обществах.
В Италии законную аудиторскую деятельность могут осуществлять только те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут только те аудиторы, которые сдали экзамены по бух. учёту, праву, вычислительной техники и информатики.
В настоящее время аудит развивается в таких странах как Болгария, Венгрия, Польша, Китае, Беларуси, Казахстане, России, Узбекистане, Украине.
Становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987-1993гг.) характеризовался созданием первой аудиторской организацией «Интераудит», подготовкой кадров, неупорядоченной выдачей первых сертификатов и лицензий. Второй этап (декабрь 1993 г.)- период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утверждённые Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудит. деятельности, созданы аудиторские фирмы и начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. За период 1996-2000гг Комиссией по аудиторской деятельности было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, составляющие методологическую основу российского аудита. Третий этап начался после принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119 утверждён 07.08.2001г. Принятие этого закона подтвердило окончательное становление аудита в России, поз-волило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России.
Дальнейшая развитие аудита в России подтвердилось утверждением нового федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307 принят Гос.Думой от 24 декабря 2008г. Внесены изменения от 28.12.2010г ФЗ № 400 в статью №5.(вступил в силу с 1 января 2011г). Осуществился переход от государственного регулирования к саморегулированию в 2009 году.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.