ЛЕКЦИЯ №5: «МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ И ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ»
Учебные вопросы лекции:
Общие сведения о методах измерения частоты.
Цифровой метод измерения частоты.
Цифровой метод измерения интервалов времени.
Учебные и воспитательные цели:
Сформировать у студентов представление по основным параметрам частоты и интервалов времени, методам их измерений, особенностям средств измерений частоты и интервалов времени.
Время – 90 минут.
Вступительная часть
С измерением частоты и интервалов времени связано решение многих научных и технических проблем. Частотой f называется число идентичных событий, происходящих в единицу времени. Единица циклической частоты f — герц (Гц) — соответствует одному событию за 1 с. Стоит отметить, что исторически в радиоэлектронике высокие частоты принято обозначать буквой f, а низкие — F. Гармонические сигналы характеризуют также угловой (круговой) частотой ω = 2πf, выражаемой в рад/с и равной изменению фазы сигнала φ (t) в единицу времени. Угловая частота записывается для высоких и низких частот соответственно как ω = 2πf и Ω = 2πF. Для гармонических сигналов (в том числе и искаженных) частота определяется числом переходов через ось времени (т.е. через нуль) за единицу времени.
При непостоянстве частоты используется понятие мгновенной угловой частоты ω(t) = dφ(t)/dt = 2πf(t). где f(t) — мгновенная циклическая частота. В настоящей лекции при описании методов измерения частоты имеется в виду ее среднее значение за время измерения. Различают также долговременную и кратковременную нестабильности частоты, связанные соответственно с постоянным изменением частоты за длительный и короткий интервалы времени и с ее флуктуационными изменениями. Граница между этими нестабильностями условна и задается путем указания времени измерения.
Методы сравнения
Для измерения частоты используются и методы сравнения с частотой источника образцовых колебаний (резонансный, гетеродинный и с помощью осциллографа). Однако гетеродинные частотомеры используются редко, а гетеродинное преобразование частоты обычно применяется для переноса частоты СВЧ-колебания в область, удобную для измерения цифровыми приборами.
Методы сравнения используются в основном для градуировки генераторов различных измерительных приборов. Для их реализации необходим образцовый генератор более высокой точности и устройство сравнения (сличения) частот. Перечислим методы, основанные на использовании осциллографа в качестве устройства сравнения:
- определение частоты методом интерференционных фигур (фигур Лиссажу);
- определение интервалов времени (периода, длительности импульса и т.д.) с использованием калиброванной развертки осциллографа;
- определение частоты с помощью яркостных меток на круговой развертке.
Рисунок 2 – Иллюстрация измерения частоты методом интерференционных фигур (фигур Лиссажу)
Рисунок 3– Иллюстрация измерения частоты с использованием калиброванной развертки осциллографа
Рисунок 4 – Иллюстрация измерения частоты с помощью яркостных меток на круговой развертке
Отметим, что погрешность измерения интервала времени с помощью осциллографа вызвана нелинейностью его развертки и погрешностями отсчета начала и конца интервала.
Рассмотрим подробнее последний метод. Этот метод реализуется при условии, что неизвестная частота fx больше образцовой f0. Круговая развертка создается при подведении ко входам Υ и X осциллографа гармонических сигналов образцовой частоты, сдвинутых взаимно по фазе на 90°. Подавая гармонический сигнал с измеряемой частотой fx на вход Ζ модуляции яркости луча осциллографа и регулируя частоту f0, можно получить практически неподвижную модулированную по яркости круговую развертку (рис. 4). Если N — число ярких дуг (или темных промежутков) на круговой развертке, то частота fx = Nf0 (на рис.1 fх = 8f0).
Рисунок 4 - Модулируемая по яркости круговая развертка
Все три перечисленных метода имеют невысокую точность (относительная погрешность измерений порядка l∙10-2...5∙10-2). Верхняя граница диапазона измеряемых частот определяется параметрами осциллографа и для большинства из них не превышает 250 МГц.
Заключение
В заключительной части лекции подводится итог занятия и делается вывод о достижении цели занятия.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение частоты, периода и интервала времени электрического сигнала. Основные измерительные приборы частоты и интервалов времени.
2. Поясните сущность и дайте характеристику методов измерения частоты путем сравнения с частотой источника образцовых колебаний (резонансный и с помощью осциллографа).
3. Поясните сущность и дайте характеристику гетеродинного метода измерения частоты.
4. Поясните сущность и дайте характеристику метода измерения частоты способом заряда и разряда конденсатора.
5. Поясните сущность и дайте характеристику цифрового метода измерения частоты.
6. Поясните сущность и дайте характеристику цифрового метода измерения интервалов времени.
ЗАДАНИЕ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Рассмотреть и законспектировать основные руководящие документы по метрологии в вопросах стандартизации частоты.
2. Самостоятельно рассмотреть эталоны и эталонные средства измерений частоты.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Метрология и радиоизмерения. Учебник для вузов/ В.И. Нефедов, В.И. Хахин, В.К. Битюков и др./Под ред. профессора В.И. Нефедова. – М.: Высшая школа, 2011. – 526 с.
2. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах/ В.И. Нефедов, В.И. Хахин, В.К. Битюков и др /Под ред. профессора В.И. Нефедова. – М.: Высшая школа, 2010. – 340 с.
Дополнительная литература:
3. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Высшая школа, 2006. – 240 с.
4. Снытников А.А. Лицензирование и сертификация в области защиты информации. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 192 с.
5. Лаптиев Э. И., Брюхонов В. А. Межрегиональная научно-практическая конференция "Метрологическое обеспечение испытаний и сертификации продукции и услуг" // Стандарты и качество, 2008г., №8, стр. 26-28.
6. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для ВУЗов / В. А. Швандар, В. Пейджер: Панов, Е. М. Купряков и др.; под ред. В. А. Швандара. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 487 с.
7. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. - М.: Издательство стандартов, 2007. - 342 с.
ЛЕКЦИЯ №5: «МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ И ИНТЕРВАЛОВ ВРЕМЕНИ»
Учебные вопросы лекции:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 489.