Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, самовоспроизводящая себя, то она требует совершенно определенную совокупность характерологических черт личности, среди которых:
- потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя
точки развития и адекватные им социальные механизмы;
- наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления;
- способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;
- системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;
- способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;
- готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;
- развитая способность к рефлексии, самоанализу.
Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности,
но необходимый и достаточный для обозначения инновационности как
типического качества личности.
Существующие в образовательной деятельности попытки типизировать субъект инновации на личностном уровне, на наш взгляд, на самом деле выражают скорее сложившееся отношение к инновации, нежели собственно
инновационную деятельность. Другими словами, в общем массиве педагогических работников определяются группы, тем или иным образом ориентированные на инновацию. В этом смысле рассмотрим наиболее распространенную классификацию Роджерса, в которой построены идеальные типы «субъектов - реализаторов» новшеств:
- новаторы – всегда открытые к новому; постоянно заряженные на освоение
новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуниативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата. Их всегда немного и они составляют лишь 2,5 % всей целевой аудитории;
- ранние реализаторы – в буквальном смысле следуют за новаторами;
ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей
полученных результатов нововведений – 13,5 %;
- предварительное большинство – осваивают уже оправдавшие себя в
работе новаторов и ранних реализаторов нововведения; достаточно
велика дистанция от ознакомления с оправдавшими себя нововведениями и собственным решением; отличаются высокой степенью свободы
выбора; ориентированы на разные варианты действий – 34 %;
- позднее большинство – скептически настроенные по отношению к любому
нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свободны, поскольку ориентированы только на те нововведения, которые становятся признанными в профессиональной среде; по форме – это простое воспроизводство – 34 %;
- колеблющиеся – жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное коммуникационное поле, способствующее профессиональной замкнутости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и признанием; нововведение осваивается только тогда, когда становится содержательной и организационной нормой – 16%.
Чтобы понять реакцию человека на инновацию, необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения. Руководитель обязан учитывать наличие этих групп в любом коллективе.
Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня мотивационной готовности членов коллектива к восприятию и освоению новшеств.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.