Любой ли педагог готов стать новатором?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку инновация выступает как особым образом организованная деятельность, самовоспроизводящая себя, то она требует совершенно определенную совокупность характерологических черт личности, среди которых:

- потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя

точки развития и адекватные им социальные механизмы;

- наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления;

- способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;

- системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений;

- способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;

- готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;

- развитая способность к рефлексии, самоанализу.

Безусловно, это не исчерпывающий ряд черт инновационной личности,

но необходимый и достаточный для обозначения инновационности как

типического качества личности.

Существующие в образовательной деятельности попытки типизировать субъект инновации на личностном уровне, на наш взгляд, на самом деле выражают скорее сложившееся отношение к инновации, нежели собственно

инновационную деятельность. Другими словами, в общем массиве педагогических работников определяются группы, тем или иным образом ориентированные на инновацию. В этом смысле рассмотрим наиболее распространенную классификацию Роджерса, в которой построены идеальные типы «субъектов - реализаторов» новшеств:

- новаторы – всегда открытые к новому; постоянно заряженные на освоение

новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуниативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата. Их всегда немного и они составляют лишь 2,5 % всей целевой аудитории;

- ранние реализаторы – в буквальном смысле следуют за новаторами;

ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей

полученных результатов нововведений – 13,5 %;

- предварительное большинство – осваивают уже оправдавшие себя в

работе новаторов и ранних реализаторов нововведения; достаточно

велика дистанция от ознакомления с оправдавшими себя нововведениями и собственным решением; отличаются высокой степенью свободы

выбора; ориентированы на разные варианты действий – 34 %;

- позднее большинство – скептически настроенные по отношению к любому

нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свободны, поскольку ориентированы только на те нововведения, которые становятся признанными в профессиональной среде; по форме – это простое воспроизводство – 34 %;

- колеблющиеся – жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное коммуникационное поле, способствующее профессиональной замкнутости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и признанием; нововведение осваивается только тогда, когда становится содержательной и организационной нормой – 16%.

Чтобы понять реакцию человека на инновацию, необходимо учитывать, что одни люди легко и быстро принимают изменения, другие являются приверженцами стереотипного поведения. Руководитель обязан учитывать наличие этих групп в любом коллективе.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня мотивационной готовности членов коллектива к восприятию и освоению новшеств.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 171.