Можно ли выделить стадии инновационной деятельности?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

1. Возникновение или зарождение идеи нового. Эта стадия обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.

2. Целеполагание – отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени.

Этапы постановки цели:

- сбор информации о (а) субъективном образе реальной ситуации у

участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, представители общественности), (б) желаемом образе конечной ситуации, (в) возможном плане действий по изменению ситуации;

- формулировка цели, принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

3. Разработка идеи нового, проектирование.

Для данного этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

I схема:

- формирование педагогической проблемы;

- анализ педагогической проблемы;

- анализ путей решения проблемы;

- выбор пути решения посредством введения инновации;

- прогнозирование последствий решения;

- апробация (возможен отказ от нововведения).

II схема:

- ознакомление с инновацией (первоначальная информация);

- появление интереса (поиск дополнительной информации);

- оценка инновации и решение освоить ее;

- апробация (возможен отказ).

4. Реализация, исполнение.

5. Распространение.

6. Рутинизация (отмирание) или переход в иное качество, т. е. иная инновация или формирование эксперимента. На данном этапе применение

инновации начинает носить массовый характер. Данный этап обусловивается двумя законами: во-первых, законом финальной реализации инновационной деятельности; во-вторых, законом стереотипизации педагогической инновации.

 

Как определить эффективность инновационной деятельности?

Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать

Задачи развития школы.

Социально-экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных формах: в повышении уровня образования, культуры, в устранении негативных явлений (второгодничество, правонарушения), в рационализации умственного и физического труда, в формировании полезных навыков и привычек, в рациональном размещении сети образовательных учреждений, сокращении сроков обучения, повышении квалификации преподавателей и т. д.

Эффективность инновационной деятельности зависит от масштабов внедрения. Инновация может быть использована в одной или нескольких школах, в области, регионе или во всех школах страны. Имеет значение число реальных и потенциальных пользователей, заинтересованных в использовании данного новшества. Чем больше это число, тем выше практическая значимость инновации. Некоторые разработки могут представлять ограниченный интерес, в их решении заинтересованы лишь сами исполнители. Вместе с тем оценка инноваций в сфере образования не

должна быть формальной. В отдельных случаях инновация может иметь большое практическое значение даже тогда, когда в ней заинтересованы немногие лица, но потребность в решении данного вопроса велика.

Инновационная деятельность предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения.

Критерии (от греч. – kriterion) – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств:

1. Актуальность – соответствие инновации социокультурной ситуации

развития общества.

2. Новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое,

для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Новизна – это степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.

3. Оптимальность в системе критериев эффективности педагогических

инноваций означает затрату сил и средств педагогов и обучающихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково

высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда

учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации

и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

4. Результативность как критерий инновации означает определенную

устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.

Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения

и воспитания.

Результаты инновационной деятельности могут быть различны. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.

5. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом

новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они

могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

6. Образовательная значимость – степень влияния инновации на развитие, воспитание, образование личности.

7. Общественная значимость – воздействие инновации на развитие образовательной системы в целом.

8. Реализуемость – реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов.

Особое влияние на эффективность инновационной деятельности оказывают индивидуально-личностные качества педагогов-новаторов.

Было установлено значимое влияние, оказываемое на нее субъективным фактором как на стадии внедрения, так и на стадии распространения новшества. Педагог-новатор выступает в данном случае в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца, трансформирующего его в

процессе внедрения. Это позволяет утверждать, что эффективность инновационной деятельности педагога целиком и полностью зависит от степени развитости внутреннего потенциала его личности, от его интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей.

Таким образом, становится очевидной необходимость включения в систему психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов программы по саморазвитию их личностного и творческого потенциала. Ее цель – оказание помощи педагогам в преодолении барьеров и затруднений, с которыми они встречаются в процессе внедрения инновций в образовательный процесс школы. Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации

от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же – эти критерии – создают основу для педагогического творчества.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.