Сущности инновационных процессов и организации системы управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ими в образовательном учреждении, разработке педагогических условий,

обеспечивающих непрерывное инновационное движение.

 

Что следует считать инновацией в образовании?

В самом общем смысле «инновация» (от латинского «innovatio» – ново-введение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

ЮНЕСКО определяет инновации как «попытку изменить систему образования, осуществление которых идет сознательно и намеренно с целью улучшения нынешней системы. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе».

Согласно данному определению, характеризовать то или иное нововведение как «инновацию в образовании» можно в том случае, когда новые элементы привносятся в школу осмысленно и позволяют качественно менять образовательную ситуацию в школе в целом. Таким образом, по своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшества, но и преобразованиям, изменениями в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы.

Применительно к сфере образования инновацией называется и конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации воспитательно-образовательного процесса или усовершенствованного технического средства обучения, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам в области образования.

Нововведения в системе образования имеют характерные черты, которые отличают их от других нововведений:

1. Они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой (одни и те же новшества могут по-разному проявлять себя в различных регионах страны).

2. Имеют широкую сферу применения, но сами по себе эти нововведения

далеко не всегда требуют нового технического оснащения.

3. Характеризуются более сильной зависимостью в использовании новшеств от групповых и личных качеств пользователей.

4. Внедрение нововведений в образовании бывает зачастую не столь очевидным и явственным в отношении их преимуществ. Также сложнее и противоречивее проявляется их эффективность.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

1. Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы.

2. Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня

развития личности обучающихся.

3. Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы образовательного учреждения.

Тем не менее, внедрение образовательных инноваций невозможно на уровне отдельных педагогов или отдельных технологий. Любое локальное нововведение, не согласующееся с образовательной системой образовательного учреждения, оказывается либо отторгнутым, либо адаптированным этой системой, в результате чего принципиально теряется его инновационность. Любое существенное нововведение в области образования возможно лишь в контексте инновации большего масштаба. Наименьшей структурной единицей, способной задавать и поддерживать инновационные процессы, является образовательное учреждение.

 

Какие бывают инновации?

Одной из важных задач педагогической инноватики является классификация нововведений, знание которой необходимо для того, чтобы наиболее точно выбирать новое и наилучшим образом разрабатывать технологию его освоения.

Классификация инноваций возможна по различным основаниям:

1. По предмету изменения, которым могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе.

2. По способу возникновения и протекания инноваций:

- систематические, планомерные;

- стихийные.

3. По глубине преобразований:

- модифицирующие (обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение);

- комбинированные (новое сочетание традиционных элементов);

- радикальные (принципиально новые).

4. По характеру происхождения:

- внешние;

- внутренние.

5. По признакам масштабности:

- частные (локальные, единичные, не связанные между собой) – частные изменения в известной технологии;

- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой) –

целостные изменения в какой-либо из подсистем школы;

- системные (охватывают все образовательное учреждение) – системные перестройка всей школы на основе новой идеи.

6. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть

ориентированы на существующие потребности и на формирование новых потребностей.

7. По характеру вклада в науку и практику:

- теоретические – новые концепции, подходы, гипотезы, направления,  закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания,  полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов;

- практические – новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, аудиовизуальные средства.

8. По отношению к предшествующему:

- заменяющее новшество (новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства);

- отменяющее новшество (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии);

- открывающее новшество (освоение нового вида услуг, новой программы, технологии);

- ретровведение (освоение нового в данный момент, для коллектива образовательного учреждения, но когда-то уже использовавшегося в системе образования).

Практика показывает, что общий положительный эффект достигается за счет внедрения различных групп инноваций, учитывающих запросы общества и решающих перспективные задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения, непосредственные потребности школьной практики в связи с необходимостью совершенствовать организацию, формы и методы обучения.

Бытует мнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения. Главный смысл идеи – установить, в какой степени она соответствует современным тенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность и качество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этой точки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзя рассматривать как устаревший.

Действительно, многие идеи, высказанные в прошлые годы ученым и педагогами, сохраняют свое значение и сегодня. Их большое влияние на развитие науки и практики никто не оспаривает, однако это не означает, что инновации, сформулированные десятилетия назад, следует считать новыми.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 182.