Часть 2.
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Интерес к изучению обстоятельств, связанных с формированием личности, в том числе - инноваций - находится в последнее время в поле зрения социологов, психологов, педагогических управленцев, экспертов.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе их социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования.
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становится предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения:
- дидактических;
- компьютерных;
- проблемных;
- модульных;
и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолировано, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теорий и практики. Все это подчеркивает важность управленческой задачи по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности. |
Часть 3. Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD измерила школьные инновации |
Сегодня, согласно докладу OECD, российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исаака Фрумина, несмотря на то, что наше образование признано инновационным, мы ещё сильно отстаём от своих западных коллег, хотя бы потому, что у нас "пока нет инноваций, которые не просто повышают эффективность нашего образования, но и могут использоваться в других странах". Если учесть, что в Советском Союзе такие инновации были (системой обучения детей математике и естественным наукам), можно констатировать, что мы пока находимся на этапе "навёрстывания упущенного". |
Исаак Фрумин выражает опасения, что сегодня условия для развития инноваций ухудшаются. В частности, он говорит о сужении границ свободы, снижении поддержки экспериментальных школ и переходе к "единым учебникам", что "прямо противоречит инновационным поискам".
Безусловно, для подобных опасений есть почва. Однако сложно с уверенностью сказать, какие очертания примут существующие тенденции и проблемы через два-три года. Возможно, чтобы избежать регресса, стоит с вниманием относиться к исследованиям, подобным исследованию OECD, и использовать данные, отражённые в них, для совершенствования стратегии в области образования.
OECD – это организация, которая занимается изучением самых различных явлений, влияющих на мир: измеряет производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций, анализирует и сравнивает данные из разных областей для прогнозирования будущих тенденций, разрабатывает международные стандарты в различных сферах.
Изучение школьных инноваций – ещё одна инициатива организации. Насколько современной является школа сегодня? Глобальной целью исследования стала оценка уровня инновационности различных педагогических практик и сравнительный анализ динамики внедрения инноваций в разных странах, штатах и крупных городах. При исследовании вопроса авторы уделяли большое внимание изучению взаимосвязи между образовательными инновациям и изменениями результатов образования. В книге проанализирован опыт школ по всему миру с 2000 по 2011 год и представлена подробная статистика.
Судя по данным, приведённым в книге, в то время как многие западные страны в 2008-2009 гг. не слишком много внимания уделяли сфере образования, так как пытались сохранить финансирование в условиях экономического кризиса, критикуемые большинством российские реформы способствовали внедрению инноваций.
Возникает закономерный вопрос – в чём заключаются наши достижения? Авторы доклада выделяют развитие девяти основных инноваций, появившихся в российской системе школьного образования за последние годы:
1. Рост использования стимулов для привлечения и сохранения учителей в школе, который связан в первую очередь с повышением зарплаты педагогов. По мнению авторов доклада, стимулирование и мотивирование учителей влияет на увеличение количества учеников в школах.
2. Более широкое использование данных оценки для мониторинга учебного прогресса с течением времени. Ещё одно достижение России, связанное с появлением ЕГЭ и ГИА, которые способствуют объективной оценке качества образования. С 2000-го года по 2009-й широта использования подобных тестов в российской школе выросла с 14-ти до 98 процентов.
3. Увеличение специальных занятий для отстающих по математике и естественным наукам в начальной школе, количество которых согласно данным доклада с 2003-го года по 2007-й возросло на 26% по математике и на 13% по предметам естественнонаучного цикла. По словам авторов доклада, успехи России по этому параметру были самыми впечатляющими среди других стран.
4. Больше факультативов в начальной школе, что во многом связано с работой правительства в направлении развития вариативности образования.
5. Рост участия родителей в работе родительских комитетов, который является ярким показателем того, что российские школы постепенно превращаются в государственно-общественный институт (в отличие от времён СССР, когда школа была исключительно государственным институтом). По данным OECD, вовлечённость родителей учеников начальной школы увеличилась на 9% в период между 2003-м и 2007-м гг.
6. Использование широкого спектра литературы в преподавании естественных наук.
7. Более широкое использование различных критериев для разделения учеников на группы в средних и старших классах. По данным OECD, процент учеников, сгруппированных по способностям в классах, за период между 2006-м и 2009-м возрос на 7%.
8. Увеличение количества случаев использования компьютеров в школе для поиска информации. Так, например, распространённость использования компьютеров учениками четвёртых естественнонаучных классов увеличилась на 26%, а учениками восьмых математических – на 37%. По этим показателям Россия также находится в тройке лидеров.
9. Распространённость доступа к Интернету в классах начальной и средней школы. В восьмых математических классах за период между 2003-м и 2001-м гг. этот показатель вырос на 33%, а в естественнонаучных – на 36%. В четвёртых классах – на 23% и 24% соответственно.
Как видно из обзора, России удалось добиться особенных успехов в использовании современных технологий, вовлечении в решение организационных вопросов родителей и создании качественной естественнонаучной программы в начальных классах.
Часть 4. Инновационное развитие образования в России: образовательная организация и педагог.
Образование как открытая система существует в тесной взаимосвязи с другими системами и испытывает на себе их влияние. Поэтому преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, затронули и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений и отдельных педагогов в инновационные процессы, постоянного
нахождения их в «инновационном поле» создания и освоения конкретного
новшества.
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества.
Жизнь ставит перед образовательными учреждениями и педагогами
новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Способность к изменениям является решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
Инновационная работа в образовательных учреждениях в последнее время стала массовым видом научно-педагогической деятельности. Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к принятию и реализации нововведений, что значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств.
Практика показывает, что общий положительный эффект достигается за счет внедрения различных групп инноваций, учитывающих запросы общества и решающих перспективные задачи в области обучения и воспитания подрастающего поколения, непосредственные потребности школьной практики в связи с необходимостью совершенствовать организацию, формы и методы обучения.
Бытует мнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения. Главный смысл идеи – установить, в какой степени она соответствует современным тенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность и качество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этой точки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзя рассматривать как устаревший.
Действительно, многие идеи, высказанные в прошлые годы ученым и педагогами, сохраняют свое значение и сегодня. Их большое влияние на развитие науки и практики никто не оспаривает, однако это не означает, что инновации, сформулированные десятилетия назад, следует считать новыми.
Задачи развития школы.
Социально-экономический эффект инновационной деятельности проявляется в различных формах: в повышении уровня образования, культуры, в устранении негативных явлений (второгодничество, правонарушения), в рационализации умственного и физического труда, в формировании полезных навыков и привычек, в рациональном размещении сети образовательных учреждений, сокращении сроков обучения, повышении квалификации преподавателей и т. д.
Эффективность инновационной деятельности зависит от масштабов внедрения. Инновация может быть использована в одной или нескольких школах, в области, регионе или во всех школах страны. Имеет значение число реальных и потенциальных пользователей, заинтересованных в использовании данного новшества. Чем больше это число, тем выше практическая значимость инновации. Некоторые разработки могут представлять ограниченный интерес, в их решении заинтересованы лишь сами исполнители. Вместе с тем оценка инноваций в сфере образования не
должна быть формальной. В отдельных случаях инновация может иметь большое практическое значение даже тогда, когда в ней заинтересованы немногие лица, но потребность в решении данного вопроса велика.
Инновационная деятельность предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения.
Критерии (от греч. – kriterion) – средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств:
1. Актуальность – соответствие инновации социокультурной ситуации
развития общества.
2. Новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое,
для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Новизна – это степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.
3. Оптимальность в системе критериев эффективности педагогических
инноваций означает затрату сил и средств педагогов и обучающихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково
высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда
учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации
и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
4. Результативность как критерий инновации означает определенную
устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.
Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения
и воспитания.
Результаты инновационной деятельности могут быть различны. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью решают определенную проблему. Выдвинуты новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные явления и факты в области обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты будущих воспитательных систем. Новые идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и программы.
5. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом
новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они
могут быть рекомендованы к массовому внедрению.
6. Образовательная значимость – степень влияния инновации на развитие, воспитание, образование личности.
7. Общественная значимость – воздействие инновации на развитие образовательной системы в целом.
8. Реализуемость – реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов.
Особое влияние на эффективность инновационной деятельности оказывают индивидуально-личностные качества педагогов-новаторов.
Было установлено значимое влияние, оказываемое на нее субъективным фактором как на стадии внедрения, так и на стадии распространения новшества. Педагог-новатор выступает в данном случае в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца, трансформирующего его в
процессе внедрения. Это позволяет утверждать, что эффективность инновационной деятельности педагога целиком и полностью зависит от степени развитости внутреннего потенциала его личности, от его интеллектуальных, эмоциональных и творческих способностей.
Таким образом, становится очевидной необходимость включения в систему психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов программы по саморазвитию их личностного и творческого потенциала. Ее цель – оказание помощи педагогам в преодолении барьеров и затруднений, с которыми они встречаются в процессе внедрения инновций в образовательный процесс школы. Перечисленные критерии позволяют отличать педагогические новации
от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Они же – эти критерии – создают основу для педагогического творчества.
Нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами, поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс.
Жизнь требует от современного педагога и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное
развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно
осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, комплексов, мешающих реализации инновационной деятельности.
Как было сказано выше, применение новшеств не всегда находит понимание у педагогов. В таких случаях инициатору инноваций приходится в интересах дела преодолевать их сопротивление. Для этого важно найти адекватную оценку реакции педагогов на новые цели и задачи, возникающие перед коллективом в инновационном процессе. Прежде всего, необходимо отметить, что реакции эти достаточно типичны и каждый человек, сталкиваясь со своего рода «навязыванием» новшеств, с отказом от привычного, годами наработанного ведет себя примерно также, проходит через одни и те же фазы, демонстрируя при этом различный уровень самооценки, фрустрации, депрессии, активности, желания сотрудничать.
В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему «Да, но…» (А. И. Пригожин):
«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение.
В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства
обманчивости сходства и значимости различий.
«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение
конкретного новшества невозможным.
«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы
с радикальных позиций. Новшество в этом случае получает образ полумеры, а инноватор – черты недостаточно смелого проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного – дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.
«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой «сырого» и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.
«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.
«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.
Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Любой педагог, как правило, встречался с некоторыми, или со всеми вышеприведенным аргументами.
Зная логику оппонентов, инноватору целесообразно заранее подбирать контраргументы на подобные суждения, а также делать упреждающие
шаги, чтобы нейтрализовать возможные действия на инновационный процесс со стороны его противников.
Однако не все так просто. В обществе существуют специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность.
Эти приемы можно охарактеризовать действиями типа: «инициатива наказуема», «не высовывайся», «тебе больше всех надо?», «вперед батьки не
лезь», «на наш век хватит», «это надо согласовать» и т. п. Для распознания таких приемов от инноватора требуется непрерывная рефлексивная работа, выяснение того, что именно скрывается за тем или иным действием, предложением, его руководителей, коллег, подчиненных.
Среди возможных моделей реакции человека на нововведения, можно выделить: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К. Ушаков).
Отрицание характеризуется состоянием оцепенения, шока, растерянности. Здесь еще происходит ориентация на прошлое. На этой фазе зачастую отрицательную роль играет недостаточная информированность педагогического коллектива и отдельных педагогов о характере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявление недовольства, ориентировать педагогов на будущее, давая им время для адаптации.
Сопротивление проявляется в раздражении, возникновении депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Для преодоления сопротивления необходимо наладить «обратную связь» в педагогическом коллективе, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: «делайте или уходите».
На этапе исследования педагог, согласившись с неизбежностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах деятельности. На этом этапе необходимо следить за инновационным процессом, поддерживать его динамику, из обилия идей выделить приоритеты.
Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучшается координация деятельности. На данном этапе педагогическому коллективу необходимо совместно разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.
На фазе традиционализации изменения входят в повседневную жизнь
Часть 2.
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Интерес к изучению обстоятельств, связанных с формированием личности, в том числе - инноваций - находится в последнее время в поле зрения социологов, психологов, педагогических управленцев, экспертов.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе их социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огромного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инноваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотношение с последними достижениями в области образования.
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становится предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения:
- дидактических;
- компьютерных;
- проблемных;
- модульных;
и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолировано, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теорий и практики. Все это подчеркивает важность управленческой задачи по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности. |
Часть 3. Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD измерила школьные инновации |
Сегодня, согласно докладу OECD, российское школьное образование находится на 5-м месте среди 29 стран по общему уровню инновационности. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исаака Фрумина, несмотря на то, что наше образование признано инновационным, мы ещё сильно отстаём от своих западных коллег, хотя бы потому, что у нас "пока нет инноваций, которые не просто повышают эффективность нашего образования, но и могут использоваться в других странах". Если учесть, что в Советском Союзе такие инновации были (системой обучения детей математике и естественным наукам), можно констатировать, что мы пока находимся на этапе "навёрстывания упущенного". |
Исаак Фрумин выражает опасения, что сегодня условия для развития инноваций ухудшаются. В частности, он говорит о сужении границ свободы, снижении поддержки экспериментальных школ и переходе к "единым учебникам", что "прямо противоречит инновационным поискам".
Безусловно, для подобных опасений есть почва. Однако сложно с уверенностью сказать, какие очертания примут существующие тенденции и проблемы через два-три года. Возможно, чтобы избежать регресса, стоит с вниманием относиться к исследованиям, подобным исследованию OECD, и использовать данные, отражённые в них, для совершенствования стратегии в области образования.
OECD – это организация, которая занимается изучением самых различных явлений, влияющих на мир: измеряет производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций, анализирует и сравнивает данные из разных областей для прогнозирования будущих тенденций, разрабатывает международные стандарты в различных сферах.
Изучение школьных инноваций – ещё одна инициатива организации. Насколько современной является школа сегодня? Глобальной целью исследования стала оценка уровня инновационности различных педагогических практик и сравнительный анализ динамики внедрения инноваций в разных странах, штатах и крупных городах. При исследовании вопроса авторы уделяли большое внимание изучению взаимосвязи между образовательными инновациям и изменениями результатов образования. В книге проанализирован опыт школ по всему миру с 2000 по 2011 год и представлена подробная статистика.
Судя по данным, приведённым в книге, в то время как многие западные страны в 2008-2009 гг. не слишком много внимания уделяли сфере образования, так как пытались сохранить финансирование в условиях экономического кризиса, критикуемые большинством российские реформы способствовали внедрению инноваций.
Возникает закономерный вопрос – в чём заключаются наши достижения? Авторы доклада выделяют развитие девяти основных инноваций, появившихся в российской системе школьного образования за последние годы:
1. Рост использования стимулов для привлечения и сохранения учителей в школе, который связан в первую очередь с повышением зарплаты педагогов. По мнению авторов доклада, стимулирование и мотивирование учителей влияет на увеличение количества учеников в школах.
2. Более широкое использование данных оценки для мониторинга учебного прогресса с течением времени. Ещё одно достижение России, связанное с появлением ЕГЭ и ГИА, которые способствуют объективной оценке качества образования. С 2000-го года по 2009-й широта использования подобных тестов в российской школе выросла с 14-ти до 98 процентов.
3. Увеличение специальных занятий для отстающих по математике и естественным наукам в начальной школе, количество которых согласно данным доклада с 2003-го года по 2007-й возросло на 26% по математике и на 13% по предметам естественнонаучного цикла. По словам авторов доклада, успехи России по этому параметру были самыми впечатляющими среди других стран.
4. Больше факультативов в начальной школе, что во многом связано с работой правительства в направлении развития вариативности образования.
5. Рост участия родителей в работе родительских комитетов, который является ярким показателем того, что российские школы постепенно превращаются в государственно-общественный институт (в отличие от времён СССР, когда школа была исключительно государственным институтом). По данным OECD, вовлечённость родителей учеников начальной школы увеличилась на 9% в период между 2003-м и 2007-м гг.
6. Использование широкого спектра литературы в преподавании естественных наук.
7. Более широкое использование различных критериев для разделения учеников на группы в средних и старших классах. По данным OECD, процент учеников, сгруппированных по способностям в классах, за период между 2006-м и 2009-м возрос на 7%.
8. Увеличение количества случаев использования компьютеров в школе для поиска информации. Так, например, распространённость использования компьютеров учениками четвёртых естественнонаучных классов увеличилась на 26%, а учениками восьмых математических – на 37%. По этим показателям Россия также находится в тройке лидеров.
9. Распространённость доступа к Интернету в классах начальной и средней школы. В восьмых математических классах за период между 2003-м и 2001-м гг. этот показатель вырос на 33%, а в естественнонаучных – на 36%. В четвёртых классах – на 23% и 24% соответственно.
Как видно из обзора, России удалось добиться особенных успехов в использовании современных технологий, вовлечении в решение организационных вопросов родителей и создании качественной естественнонаучной программы в начальных классах.
Часть 4. Инновационное развитие образования в России: образовательная организация и педагог.
Образование как открытая система существует в тесной взаимосвязи с другими системами и испытывает на себе их влияние. Поэтому преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, затронули и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
Понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений и отдельных педагогов в инновационные процессы, постоянного
нахождения их в «инновационном поле» создания и освоения конкретного
новшества.
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества.
Жизнь ставит перед образовательными учреждениями и педагогами
новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Способность к изменениям является решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения.
Инновационная работа в образовательных учреждениях в последнее время стала массовым видом научно-педагогической деятельности. Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к принятию и реализации нововведений, что значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств.
Качественный анализ инновационного пространства муниципальной
системы образования показывает, что зачастую инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, не достаточно продуманы и неподготовлены.
Учреждения образования и педагоги, вследствие приказа или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного образовательного учреждения, с потребностями участников воспитательно-образовательного процесса.
Современному педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.
Инновационная деятельность требует особой квалификации, навыков научной деятельности, а их приобретение – значительного времени и усилий. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки часто не позволяет педагогу успешно ставить и самостоятельно решать исследовательские задачи в воспитательно-образовательном процессе.
В то же время растет потребность в новом теоретическом осмыслении
Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.