Тема 4: Психофизиология памяти и обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Психофизиологические механизмы памяти.

2. Теории памяти.

В формировании и осуществлении высших функций мозга важное значение имеет общебиологическое свойство фиксации, хранения и воспроизведения информации, объединенное понятием  память.

Различают генетическую (видовую) память, которая остается постоянной в течение всей жизни, и индивидуальную, связанную с научением. Генетическая память хорошо изучена. Известно, что вся информация о развитии организма записана (закодирована) в молекуле ДНК. Фрагменты ДНК – гены – обеспечивают ее стабильное сохранение, а экспрессия (проявление) активности генов – воспроизведение информации в нужное время. Причиной изменчивости генетической информации может стать мутация генов.

Индивидуальная память связана с индивидуальным развитием человека. С ней связано приспособление организма к окружающей среде. Индивидуальная память формируется в процессе научения, которое можно рассматривать как определенную последовательность процессов, связанных с приобретением, хранением и воспроизведением информации. Индивидуальная память связана со свойствами нервной системы, с особенностями ее функционирования и развития. Она включает несколько процессов:

- получение информации;

- запечатление информации, или формирование в результате обучения следа памяти – энграммы;

- сохранение энграммы;

- воспроизведение ранее полученной информации.

За единицу количества информации принято считать 1 бит (от англ. bit, сокр. binary – двойничный и digit – знак). Преобразование информации в такую условную форму, или двойничный код, широко используется в различных системах, в том числе и биологических. Такое кодирование позволяет передавать в единицу времени очень большой объем информации. Импульсы, генерируемые нейронными ансамблями, являются «нейронными кодами», составляющими язык мозга, который обеспечивает память.

Существует несколько классификаций памяти; по форме проявления (образная, эмоциональная, логическая, или словесно-логическая), по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, краткосрочная, долгосрочная).

Образная память проявляется формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшего первичное возникновение такого эмоционального состояния. Эмоциональная память характеризуется высокой скоростью и прочностью. В этом причина более легкого и устойчивого запоминания человеком эмоционально окрашенных сигналов, раздражителей. Напротив, серая, скучная информация запоминается намного труднее и быстрее стирается в памяти. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память – память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления.

Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка, следа в рецепторной структуре. Этот отпечаток, или соответствующая энграмма внешнего стимула отличается высокой информативностью, полнотой признаков ( отсюда и название – иконическая память, то есть четко проработанное в деталях отражение) действующего сигнала, но и высокой скоростью угасания (хранится не более 100-150 мс, если не подкрепляется). При достаточной силе действующего стимула иконическая память переходит в категорию краткосрочной (кратковременной) памяти.

Кратковременная память – следовые явления, остающиеся в нейронах соответствующих центров. Полагают, что это есть циркуляция, то есть реверберация импульсов в пределах определенных групп нейронов. Пример: вам назвали номер телефона, по которому надлежит позвонить. После разговора вы забываете этот номер. Следовательно, этот вид памяти имеет ограниченную длительность – секунды, минуты. Особым свойством этого вида памяти является ее хрупкость. Если после получения информации, которую необходимо запомнить, на человека подействует какой-то экстремальный раздражитель, то обычно наступает «ретроградная амнезия» - забывается, как бы стирается все то, что предшествовало и сопровождало раздражитель. Например, человека спрашивают после автомобильной аварии: «Как это случилось?» - «Не помню». «Куда ехал?» - «Не помню». При этом память на все предшествующие события у пострадавшего сохраняется.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.