Тема 1 : Предмет, задачи и методы психофизиологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1 : Предмет, задачи и методы психофизиологии.

План лекции:

1. Предмет, задачи и методы современной психофизиологии.

2. Развитие психики человека: стадия элементарной сенсорной психики; стадия формирования интеллекта и сознания.

3. Значение теории функциональных систем для психологии и медицины

4. Психические процессы с позиций системной и интегративной физиологии.

 

Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997).

Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научно ориентированной психологии. Значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

· произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

· было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;

· было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия — "акцепторе" результатов действия.

Тем самым П.К. Анохин вплотную подошел к анализу физиологических механизмов принятия решения, ставшему одним из важнейших понятий современной психологии. Теория ФС представляет образец отказа от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам и попытку создания нового учения о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что, несмотря на непреходящее значение теории ФС, существует немало дискуссионных вопросов, касающихся сферы ее применения. Так, неоднократно отмечалось, что универсальная теория функциональных систем нуждается в конкретизации применительно к психологии и требует более содержательной разработки при изучении психики и поведения человека. Весьма основательные шаги в этом направлении были предприняты В.Б. Швырковым (1978, 1989), В.Д. Шадриковым (1994, 1997), В.М. Русаловым (1989). Тем не менее было бы преждевременно утверждать, что теория ФС стала главной исследовательской парадигмой в психофизиологии. Более того, существуют устойчивые психологические конструкты и явления, которые не получают необходимого обоснования в контексте теории функциональных систем. Речь, в первую очередь, идет о проблеме сознания, психофизиологические аспекты которой разрабатываются в настоящее время весьма продуктивно.

Мозг как система систем. Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований. В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. Причем выделяется два уровня существования систем (микроуровень и макроуровень) и соответственно два типа систем: микро- и макросистемы.

Микроуровень представляет совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль — вертикально организованная колонка нейронов и их отростков. Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы. Микросистемы сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга. Например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение (цитоархитектонику), представляют разные макросистемы.

Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях. Соответственно изучаются системы двух типов: микро-и макросистемы.

В первом случае предметом анализа является интеграция и консолидация систем применительно к нейрональным элементам с учетом специфичности тех функций, которые выполняют нейроны в системном обеспечении поведения и психики.

Во втором случае проводится исследование интегративной деятельности на уровне мозга как целого с учетом топографического фактора, т.е. специфики участия отдельных структур мозга в обеспечении тех или иных психических функций и процессов. Здесь главное место занимает регистрация биоэлектрической активности отдельных структур мозга и оценка взаимодействия активности разных отделов мозга с помощью специальных показателей.

Независимо от того, какой уровень представляет система: микро- или макро-, единым является общий принцип взаимодействия: при объединении (консолидации) элементов в систему возникают качества или свойства, не присущие отдельным элементам. В консолидированной системе изменение одного из элементов влечет за собой изменения всех остальных элементов, а следовательно, и системы в целом.

Системная психофизиология. В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности — свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим встает задача связать отдельные структуры, или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами. Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.

Новое экспериментальное направление — системная психофизиология ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека. Основная парадигма, в контексте которой ведутся исследования этого направления (причем преимущественно на животных) связана с изучением активного приспособительного поведения, а теория функциональной системы служит их теоретической основой. Детальное описание этих исследований дано в книге "Современная психофизиология" (1999).

Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация. Этот процесс имел далеко идущие последствия, привел к возникновению феномена "компьютерной метафоры". Смысл ее состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, и его главным аналогом считается компьютер.

Информационная парадигма. Впервые в отечественной психологии понятие информации для изучения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы привлек Л.М. Веккер (1976). Он исходил из того, что психические процессы можно рассматривать как частные формы информации, и считал необходимым использовать кибернетический понятийный аппарат для построения единой теории психических процессов. Информационная парадигма приобретает определяющее значение в анализе психофизиологической проблемы.



План лекции:

1. Физиологические основы психических процессов.

2. Проблемы бодрствования и внимания. Колебания уровня жизненной активности человека. Уровни бодрствования. Психофизиология сна. Измененные состояния сознания. Медитация.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств.

Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слуховые, тактильные и др. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей – на поверхности тела и в окружающей среде. Ощущения являются первоисточником знаний, они дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления). Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей: адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию, которые обусловлены изменением чувствительности анализатора.

Восприятие  - процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Опознание предмета, явления является важным звеном восприятия. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, то есть осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется их образ. При повторных воздействиях мы их узнаем.

Восприятие непосредственно связано с ощущением. Обе эти формы отражения представляют собой звенья единого процесса чувственного познания. Процессы восприятия протекают в связи с другими психическими процессами: мышлением (осознаем то, что перед нами находится), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (произвольно организуем процесс восприятия). Эти взаимосвязи обусловливают основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность и избирательность.

Восприятия различают в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В связи с этим можно выделить зрительное, слуховое, осязательное и другие виды восприятия. Виды восприятия выделяют и в зависимости от воспринимаемого объекта. В соответствии с этим критерием говорят о восприятии времени, пространства, движений, речи и т.д.

Время от воздействия объекта до формирования в сознании его образа называется латентным временем восприятия. Оно может уменьшаться за счет тренировки, но предельно достижимый его уровень зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов. Латентный период восприятия зависит также от функционального состояния организма.

Восприятие носит избирательный характер. Из множества различных предметов окружающей нас обстановки мы выделяем те, которые в данный момент нам крайне необходимы. Восприятие выделяет их из определенного фона, если с ними связывается и известное значение этих предметов.

Избирательность восприятия может быть легко показана в опытах с двойственным изображением. Наличие одного или другого образа будет зависеть от того, какие признаки Вы сделаете основными. Направляющими, а какие отнесете к фону. Благодаря избирательности восприятия мы можем группировать ощущения, относящиеся к одним и тем же вещам, предметам, явлениям, и выделять их из фона.

В природе широко распространена покровительственная окраска. Зеленая ящерица совершенно незаметна в траве, незаметна бабочка, усевшаяся на стебель растения: ее легко принять за высохший лист. Но почему у той же бабочки во время полета на крыльях виден яркий пестрый рисунок? Основные враги летящих бабочек – птицы. Они летают высоко и смотрят издалека. Яркий рисунок бабочки нетрудно увидеть, но трудно опознать, поскольку отдельные пятна рисунка сливаются с фоном, и бабочка оказывается неузнаваемой.

Закон избирательности восприятия часто используется на практике, например, в военном деле. Боевые корабли, танки, маскировочные халаты также снабжены деформирующим ярким рисунком.

В тех же случаях, когда необходимо привлечь внимание зрителя к объявлению или рекламе, важные детали делают яркими и крупными, хорошо выступающими из фона.

Избирательность восприятия развивается постепенно. Для младенца, у которого еще не созрели анализаторы и способность к их устойчивой фиксации, все окружающие лица кажутся одним лицом. Но постепенно из множества окружающих его лиц он начинает выделять лицо матери, отца, бабушки и узнавать их. Точно так же из множества различных звуков он начинает постепенно выделять звуки музыкальных игрушек или инструментов, человеческого голоса, пения. Накопленные восприятия входят в фонд индивидуального опыта ребенка, в основе которого лежат условно-рефлекторные связи.

У взрослого человека восприятию каждого нового предмета или явления предшествует его индивидуальный опыт. Так, по-разному воспринимают лес люди разных специальностей: лесовод – как предмет его заботы и охраны, работник лесной промышленности – как объект для производства мебели и бумаги, врач – как место для создания санатория, лечения и отдыха людей, художник – как образ будущего произведения искусства. Подобная зависимость подхода разных людей к одним и тем же объектам от их предыдущего жизненного опыта или специальности называется апперцепцией.

Каждый новый предмет или явление, возникшее в поле деятельности любого из анализаторов, вызывает у человека ориентировочный рефлекс, лежащий в основе познания. У человека на основе этого рефлекса развивается и способность к исследованию. Ориентировочно-исследовательская деятельность дает человеку возможность не только отразить различные свойства отдельных предметов, но и задуматься над тем, что они собой представляют, каково их значение и назначение. Благодаря мышлению, позволяющему глубже анализировать и синтезировать предметы и явления окружающей действительности, наши ощущения и восприятия становятся содержательнее, полнее, богаче. Но само мышление было бы невозможным, если бы ему не предшествовали ощущения и восприятия, дающие мышлению непосредственные сведения о внешнем мире и нашей внутренней среде.

Множество неразрешенных проблем таит в себе наша психика. И пожалуй, чем больше мы узнаем о ней, тем большее число удивительных загадок она ставит перед ученым. Одной из таких загадок и являются так называемые обманы чувств или иллюзии восприятия.

От точного восприятия предметов и явлений нужно отличать иллюзии. Это искаженные восприятия. Весло, погруженное в воду, кажется переломленным. Иллюзия перелома зависит от разницы в преломлении лучей света в воздухе и в воде.

Если взять два равных отрезка прямой линии, одному из них прибавить с двух сторон по две черточки, расходящиеся в стороны, а другому – по две черточки, направленные внутрь, величина обоих отрезков на глаз резко изменится. Иллюзия возникает оттого, что сходящиеся стрелки вызывают движение глаза внутрь, а расходящиеся – наружу. Это иллюзия была использована в картине И.И.Левитана «У омута».

Большой круг иллюзий связан с перспективой. Известно, что далекие предметы представляются маленькими, параллельные рельсы – сходящимися к горизонту, а одинаковые дома и деревья кажутся все ниже и ниже и где-то у горизонта сливаются с землей.

Большая группа иллюзий связана с явлением контраста. Серые кружки на черном фоне выглядят светлыми. Два равных круга покажутся разными, если вокруг одного из них поместить несколько больших, а вокруг другого несколько меньших кругов. В безлунную ночь звезды выглядят ярче.

Как мы видим, некоторые иллюзии могут быть вызваны рассогласованием показаний разных анализаторов. Мы рассмотрели несколько зрительных иллюзий. Но ошибочные восприятия могут давать и другие анализаторы. Можно предложить испытуемому (лучше с закрытыми глазами) скрестить средний и указательный пальцы и между ними положить шарик, резинку или карандаш (опыт Аристотеля). Испытуемому кажется, что к нему прикасаются двумя разными предметами, а не одним. Иллюзия возникает потому, что раздражаются две точки, которые на практике не работают вместе при ощупывании предмета.

Искажения восприятия в жизни возникают нередко, а практически необходимость в них встречается и в декоративном искусстве, и в маскировке, когда нужно создать иллюзию несуществующих объектов и замаскировать действительные. Иллюзии используются и в повседневной жизни; платье с продольными полосами «суживает» фигуру, а с поперечными – ее «расширяет». Мы видим, что во всех этих случаях происходи как бы обратный эффект: отдельные детали образа (вертикальные или горизонтальные полосы на одежде) меняют оценку самого целостного образа. Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями. Звучание музыкальных инструментов в оркестре создает иллюзии бушующей грозы или морского прибоя.

Иллюзии необходимо учитывать и при работе с приборами. Под микроскопом, например, скорость движения объектов резко возрастает с их увеличением. Можно посмотреть культуру живых туфелек при малом и большом увеличении. Обратите внимание на изменение скорости движения. Оно объясняется тем, что с увеличением короткие отрезки пути кажутся большими, а восприятие времени не меняется. Зная увеличение микроскопа, подсчитайте, во сколько раз возрастает кажущаяся скорость движения инфузорий.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наши восприятия – это только первая ступень познания, начальный этап знакомства с предметом, который оценивается не изолированно, а в контексте всей окружающей обстановки. Восприятие углубляется мышлением и проверяется практикой.

Предвзятость восприятия. Эмоции являются мощнейшими усилителями нашего восприятия, они формируют на только наше отношение к предстоящим событиям или встречам, но и весь характер их будущего восприятия. Особенно это бывает важным тогда, когда наше представление о человеке сформировано не на основании собственного опыта взаимоотношений с ним, а под влиянием чужого мнения о нем. Вспомните, сколько раз вы ошибались в жизни, доверившись предвзятому, навязанному вам отношению к малознакомому человеку. Это вовсе не значит, что правильнее всего просто игнорировать мнение других людей. Однако это мнение, не подкрепленное вашим собственным умозаключением, не должно определять основную линию поведения по отношению к нему. Оставьте это мнение «при себе», ведите себя без всякой предвзятости, и спустя некоторое время вы сами почувствуете, достоин ли новый знакомый вашего внимания.

Предвзятость (со знаком «плюс» или «минус») постоянно сопровождает наше поведение и восприятие действительности, формируя наше мнение о предмете, явлении, о человеке в связи с нашим внутренним функциональным состоянием (доминантой, по А.А.Ухтомскому) и вне зависимости от объективных характеристик окружающей нас действительности.

Субъективность восприятия. Наше восприятие окружающего мира чрезвычайно субъективно, оно зависит не только от объекта, но и от нас самих, от наших эмоций, желаний, настроения. Так, совершенно по-разному происходит восприятие одного и того же произведения (картины, к примеру) различными по складу характера и стилю мышления людьми и какие разные может вызвать у них увиденное. Как же это объяснить?

Дело в том, что в своей деятельности мы всегда строим проект-образ того, с чем нам предстоит столкнуться в дальнейшем. Он может создаваться сознательно или неосознанно, быть более или менее полным, складываться на основе собственных представлений, почерпнутых из жизненного опыта, либо под влиянием навязанных нам чуждых представлений и суждений, но он всегда будет у каждого свой, индивидуальный и неповторимый. От того, совпадет ли созданный в воображении человека образ с действительностью, будет зависеть и характер эмоции, сопровождающей восприятие. Так, если реальное впечатление оказалось много богаче созданного представления, либо совпало с ним, это вызвало положительные эмоции (восторг, восхищение, удовлетворение). В другом случае картина явно не соответствовала ожиданиям и поэтому повлекла за собой отрицательные эмоции (разочарование и досаду). Но в обоих случаях в прежний образ были внесены соответствующие коррективы, связанные с эмоциональными оценками произошедшего события.

Таким образом, иллюзии бывают:

физические (ложка в стакане воды и на фотографии будет «переломленной»);

физиологические (например, иллюзии противовращения, контраста температур);

психологические (например, определяемые целостностью восприятия).

Другое дело галлюцинации. Это уже патологический симптом. «Галлюцинации – это чувствительный образ, непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий для галлюцинирующего характер объективной реальности» - так определял их в 1880 году выдающийся русский психиатр В.Х.Кандинский, автор первого , ставшего классическим исследования этого явления.

Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает – это след ранее бывших восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинации - это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а заткнув уши, слышать. Иногда больные (например, алкоголики) сами зарисовывают свои галлюцинации. В творчестве некоторых художников, страдавших душевными болезнями, причудливо вплетались иллюзии и галлюцинации.



План лекции:

1. Внимание как форма психической деятельности.

2. Характеристики внимания.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Направленность – это избирательный характер активности. Сосредоточенность – углубление в данную деятельность. С уровнем внимания тесно связаны процессы воспитания и обучения. Внимание рассматривается как психический процесс (например, сенсорное, перцептивное или интеллектуальное внимание), как состояние (например, состояние сосредоточенности) и  как свойство личности ( например, внимательность).

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Некоторые физиологические основы внимания легко понять из следующего опыта.

    Положите на стол часы и возьмитесь за чтение книги. Вначале тиканье часов будет хорошо слышно, но затем звук станет периодически исчезать и через какое-то время снова появляться. Это происходит благодаря колебанию внимания. В основе лежит закон отрицательной индукции. В те моменты, когда процессы возбуждения в зрительных центрах будут сильнее, слуховая зона коры окажется заторможенной, и восприятие звука прекратится.

Сколько дел можно делать одновременно? Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Документально подтверждено, что французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения.

Распределение внимания – это такое его состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий.

Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлением ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма. Избирательное внимание возможно лишь при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования. Диффузным формам внимания соответствуют состояния расслабленного бодрствования с четко выраженными синхронизированными альфа-ритмами ЭЭГ. Рассеянное внимание часто возникает в состоянии сильного возбуждения.

Физиологическим механизмом непроизвольного и произвольного внимания следует считать активацию передних ассоциативных зон коры больших полушарий (по типу доминантного очага возбуждения), которая возникает при участии восходящей части ретикулярной формации и лимбической системы, а также структур второй сигнальной системы, в том числе центров речи. В свою очередь эти образования возбуждаются под влиянием условного рефлекса, сформированного на базе безусловного ориентировочного рефлекса «Что такое?». Предполагается, что в коре больших полушарий постоянно происходит сличение входящего сигнала с информацией о нем, которая хранится в мозге. Чем больше рассогласование, тем ярче проявляется рефлекс «Что такое?» и, следовательно, тем выше степень активации коры и проявление внимания.

Любой раздражитель: стук в дверь, звонок, вспышка света, запах - может привлечь наше внимание. Это примеры непроизвольного внимания, в основе которого лежит известный уже нам ориентировочный рефлекс «что такое?». Мы намеренно не прислушивались к этим звукам. Не присматривались к вспышке света, не принюхивались к запаху. Всякая же намеренная направленность нашего внимания, его сосредоточенность есть проявление нашей воли, произвольное внимание. Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание.



Теории памяти

Перед современной наукой стоит важнейшая задача: раскрыть тайны памяти. Существует много теорий, объясняющих механизмы долговременной памяти. Остановимся на некоторых из них.

Первая из них – биохимическая теория памяти. Она предполагает, что информация в мозге кодируется в молекулах РНК или в каких-то других макромолекулах. В подтверждение этой теории говорит, во-первых, то, что биохимическое кодирование позволяет фиксировать практически неограниченное количество информации. Второй, еще более веский довод – что природа уже в первые моменты зарождения жизни изобрела именно этот способ хранения информации и до сих пор пользуется им для передачи сообщений из поколения в поколение.

Согласно биохимической теории, происходит активирование ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Активация нейрональных процессов сопровождается интенсификацией белкового обмена. Торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению формирования долговременной памяти. В механизмах долговременной памяти участвуют молекулы ДНК и РНК нейронов головного мозга.

Основные медиаторные системы головного мозга принимают участие в обучении и формировании энграмм памяти. Экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезии. И нарушает извлечение следов из памяти. Показано также, что под влиянием обучения увеличивается количество холинорецепторов, то есть рецепторов, расположенных на теле нейрона и отвечающих за обнаружение медиатора ацетилхолина. В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов к ацетилхолину, что облегчает обучение, ускоряет запоминание и способствует более быстрому извлечению следа из памяти. В то же время вещества, препятствующие действию ацетилхолина, нарушают обучение и воспроизведение, вызывая амнезию.

Тем не менее следует подчеркнуть, что интенсивные биохимические исследования привели к явной переоценке клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Эти эксперименты слишком ограничены и, по-видимому, не способны ответить на вопрос, как мозг человека запоминает, например, сложные симфонические партитуры или извлекает из памяти данные, необходимые для разгадывания простого кроссворда.

Согласно анатомической теории, запоминание и хранение информации осуществляется за счет образования новых терминальных волокон, изменения их размеров, развития шипикового аппарата на дендритах нейронов.

Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, окружающих нейроны, в них может усиливаться синтез миелина, который окутывает концевые тонкие разветвления аксонного отростка и тем самым облегчается проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны глиальной клетки под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долгосрочной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.

Для более полного знания специфики функционирования процессов памяти необходим переход на уровень сложных мозговых систем, где многие нейроны соединены между собой морфологическими и функциональными связями. При этом психофизиологические исследования на здоровых людях позволяют изучать процессы переработки и хранения информации, а изучение больных с различного рода амнезиями, возникающими после повреждения мозга, позволяет глубже проникать в тайны памяти.

Возрастная динамика памяти

У новорожденного ребенка есть замечательный механизм – импринтинг, благодаря которому происходит мгновенное запоминание огромного количества информации. Это – врожденный безусловный рефлекс, на базе которого вырабатывается большое число условных рефлексов (мнеморефлексов), дающих возможность запоминать различную по форме и содержанию информацию, хранить и воспроизводить ее в нужный момент времени. Импринтинг сохраняет свое значение до конца жизни – иконическая (фотографическая) память – это величайшее достижение природы.

Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом. Сенсорная память осуществляется на ранних этапах развития. По мере развития сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируется образная память. На ранних этапах развития формируется также память, в основе которой лежит механизм выработки условного рефлекса. Этот вид памяти является базовым в формировании навыка, простых форм памяти. Относительная простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость и прочность запоминания в раннем детстве.

По мере структурно-функционального созревания коры больших полушарий, развития речевой функции формируется свойственная человеку словесно-логическая память. Так, в прочитанном тексте взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содержание. Созревание высших корковых формаций с возрастом определяет длительность и постепенность развития и совершенствования этого вида памяти.

По мере старения ухудшаются различные процессы мнестической деятельности – функции запоминания, хранения и воспроизведения, а также усиливается процесс забывания. Кратковременная память значительно ослабевает и часто бывает нарушенной, нередко наблюдается явление ретроградной амнезии. Долговременная память сохраняется хорошо. Условнорефлекторные связи, упроченные в течение жизни, снижаются только в глубокой старости. Запоминание материала, не организованного по смыслу, представляет большую трудность, чем материала, объединенного в смысловые системы.



План лекции:

1. Врожденные и приобретенные формы реагирования.

2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей

3. Мотивация как основа целенаправленного поведения.

 

Безусловные рефлексы, сложные комплексы безусловных рефлексов, инстинкты, запечатление и натуральные условные рефлексы – врожденная форма реагирования. Приобретенная форма реагирования – условный рефлекс. И.П.Павлов выделял в поведении человека две основные формы – врожденную и приобретенную. Врожденные формы поведения, в основе которых лежат безусловные рефлексы, называются инстинктами, или инстинктивным поведением. Они имеются и сохраняются независимо от степени зрелости или старения организма и уровня развития КБП, а также могут не исчезать при повреждении (травмы, токсические вещества). Прочность и надежность безусловных рефлексов направлена на сохранение биологического вида.

Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный, ориентировочный рефлексы и многие другие. Критериями рефлексов витальной группы являются следующие: !) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи и 2) реализация безусловного рефлекса не требует участия другой особи того же вида.

Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального сопереживания и формирования групповой иерархии, где отдельная особь выступает в роли брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого.

Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления или свободы), подражательный и игровой и др.

В развитии теоретических основ организации поведения значительную роль сыграла концепция драйва и драйв-рефлекс польского физиолога и психолога Ю.Конорского. По теории Ю.Конорского, деятельность мозга делится на исполнительную и подготовительную, и все рефлекторные процессы входят в две категории: подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительные (консуматорные, завершающие, подкрепляющие). Драйвовые рефлексы – это состояние мотивационного возбуждения, которое возникает при активации «центра соответствующего драйва» (например, голодовое возбуждение). Драйв – это голод, жажда, ярость, страх и т.д. Антидрайв – состояние организма, которое наступает после удовлетворения определенной потребности, после выполнения драйв-рефлекса.

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, во-вторых. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Теория функциональной системы была разработана при изучении механизмов компенсации нарушенных функций организма. Как было показано П.К. Анохиным, компенсация мобилизует значительное число различных физиологических компонентов — центральных и периферических образований, функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени. Такое широкое функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного приспособительного результата было названо "функциональной системой".

  Принципиальная схема центральной архитектуры функциональной системы П.К. Анохина
   

 

Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

· Афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

· принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия;

· собственно действие;

· сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

· коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых цельных в анатомическом отношении систем и даже детали отдельных целых органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Поскольку для любого живого организма количество возможных поведенческих ситуаций в принципе неограниченно, то, следовательно, одна и та же нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа или сам орган могут входить в состав нескольких функциональных систем, в которых они будут выполнять разные функции.

Таким образом, при изучении взаимодействия организма со средой единицей анализа выступает целостная, динамически организованная функциональная система.

Типы и уровни сложности ФС. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), например функциональная система сосания. Другие индивидуальны, т.е. формируются прижизненно в процессе овладения опытом и составляют основу обучения.

Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать, допрыгать, доползти).

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т.е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, "что делать" и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

Важной чертой ФС являются ее индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсаций характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия — центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от "акцептора" идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно погиб, если бы подобного механизма не существовало.

Каждая ФС обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут. Основные признаки ФС:

o ФС, как правило, является центрально-периферическим образованием, становясь, таким образом, конкретным аппаратом саморегуляции. Она поддерживает свое единство на основе циркуляции информации от периферии к центрам и от центров к периферии.

o Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта. Именно этот конечный эффект определяет то или иное распределение возбуждения и активности по функциональной системе в целом.

o Еще одним абсолютным признаком ФС является наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. В ряде случаев они могут быть врожденными, а в других — выработанными в процессе жизни.

o Каждый приспособительный эффект ФС, т.е. результат какого-либо действия, совершаемого организмом, формирует поток обратных афферентаций, достаточно подробно представляющий все наглядные признаки (параметры) полученных результатов. В том случае, когда при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится "санкционирующей" (определяющей) афферентацией.

o Функциональные системы, на основе которых строится приспособительная деятельность новорожденных животных к характерным для них экологическим факторам, обладают всеми указанными выше чертами и архитектурно оказываются созревшими к моменту рождения. Из этого следует, что объединение частей ФС (принцип консолидации) должно стать функционально полноценным на каком-то сроке развития плода еще до момента рождения.

План лекции:

1. Межполушарная асимметрия и сферы деятельности и отношений.

2. Современные проблемы экологической психофизиологии.

3. Измененные состояния сознания. Управляемое поведение. Психотропные воздействия на человека

4. Психофизиология алкоголизма. Нейронные системы и этанол.

5. Психофизиология наркомании. Опиатные рецепторы. Эндорфины.

 

Для правильного развития ребенка в первые 7-10 лет очень важным является строгий режим дня, то есть определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Динамический стереотип является своеобразной реакцией адаптации организма к быстро меняющейся внешней среде, которая компенсирует на ранних этапах онтогенеза недостаточность силы и подвижности нервных процессов. На основе динамического стереотипа у ребенка формируются умения, навыки и привычки, то есть потребность в реализации определенных рефлексов. Сформированные в этот период комплексы условных рефлексов очень прочны, а их переделки идут с трудом и отрицательно отражаются на состоянии ребенка. Поэтому так важно с первых лет жизни использовать правильные приемы воспитания ребенка. Нарушения стереотипа всегда бурно переживаются ребенком как результат депривации выполнения действий, приносящих ребенку удовлетворение (ребенок капризничает, плачет, проявляет все признаки отрицательных эмоций). Чем больше выработано динамических стереотипов, тем легче вырабатываются новые и тем легче они подвергаются переделке или торможению без отрицательного влияния на ребенка. Постепенно, как и при выработке любых условных рефлексов, требуется введение элемента вариативности. Это путь к расширению возможностей динамического стереотипа как механизма адаптации к внешней среде.

Утомление – нормальное физиологическое состояние, связанное со снижением познавательной потребности (интереса к уроку) и характеризуется временным уменьшением функциональной подвижности клеток коры головного мозга. Это защитная реакция организма. Проявляется в падении внимания, замедлении принятия решения (мышления), нежелании продолжать данную работу. Причины утомления. Стадии развития утомления: двигательное беспокойство и фаза успокоения с явлениями вялости и сонливости.

Усталость – субъективный признак развивающегося утомления.

Переутомление – патологическое состояние, связанное с нарушением функций организма и здоровья. Оно характеризуется снижением желания учиться, падением работоспособности, успеваемости, нарушением аппетита, сна, ухудшением памяти, внимания, неуравновешенностью, раздражительностью, рассеянностью, безразличием, снижением сопротивляемости к инфекциям и вегетативными нарушениями.

Недостаточная функциональная зрелость КБП мозга детей и подростков, слабость их ВНД проявляется следующим образом:

· Повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью;

· Слабой концентрацией и легким переключением внимания;

· Преобладанием конкретного (образного) мышления.

Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса в школе, который должен осуществляться при определенном чередовании различных видов деятельности, то есть на основе режима. В основе всех режимных мероприятий лежит динамический стереотип - вид деятельности, представляющий цепочку условных рефлексов, следующих в определенном порядке друг за другом и через определенные интервалы времени, когда конец одного условного рефлекса служит сигналом для начала следующего.

На формируемом в процессе учебы динамическом стереотипе строится педагогическая практика. Он лежит в основе режима учебного года, недели, дня; режимов труда и отдыха, питания и т.д.

Тема 1 : Предмет, задачи и методы психофизиологии.

План лекции:

1. Предмет, задачи и методы современной психофизиологии.

2. Развитие психики человека: стадия элементарной сенсорной психики; стадия формирования интеллекта и сознания.

3. Значение теории функциональных систем для психологии и медицины

4. Психические процессы с позиций системной и интегративной физиологии.

 

Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988; Ю.И. Александров, 1997).

Значение теории ФС для психологии. Начиная с первых своих шагов, теория функциональных систем получила признание со стороны естественно-научно ориентированной психологии. Значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

· произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

· было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;

· было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия — "акцепторе" результатов действия.

Тем самым П.К. Анохин вплотную подошел к анализу физиологических механизмов принятия решения, ставшему одним из важнейших понятий современной психологии. Теория ФС представляет образец отказа от тенденции сводить сложнейшие формы психической деятельности к изолированным элементарным физиологическим процессам и попытку создания нового учения о физиологических основах активных форм психической деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что, несмотря на непреходящее значение теории ФС, существует немало дискуссионных вопросов, касающихся сферы ее применения. Так, неоднократно отмечалось, что универсальная теория функциональных систем нуждается в конкретизации применительно к психологии и требует более содержательной разработки при изучении психики и поведения человека. Весьма основательные шаги в этом направлении были предприняты В.Б. Швырковым (1978, 1989), В.Д. Шадриковым (1994, 1997), В.М. Русаловым (1989). Тем не менее было бы преждевременно утверждать, что теория ФС стала главной исследовательской парадигмой в психофизиологии. Более того, существуют устойчивые психологические конструкты и явления, которые не получают необходимого обоснования в контексте теории функциональных систем. Речь, в первую очередь, идет о проблеме сознания, психофизиологические аспекты которой разрабатываются в настоящее время весьма продуктивно.

Мозг как система систем. Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований. В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. Причем выделяется два уровня существования систем (микроуровень и макроуровень) и соответственно два типа систем: микро- и макросистемы.

Микроуровень представляет совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль — вертикально организованная колонка нейронов и их отростков. Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы. Микросистемы сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга. Например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение (цитоархитектонику), представляют разные макросистемы.

Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях. Соответственно изучаются системы двух типов: микро-и макросистемы.

В первом случае предметом анализа является интеграция и консолидация систем применительно к нейрональным элементам с учетом специфичности тех функций, которые выполняют нейроны в системном обеспечении поведения и психики.

Во втором случае проводится исследование интегративной деятельности на уровне мозга как целого с учетом топографического фактора, т.е. специфики участия отдельных структур мозга в обеспечении тех или иных психических функций и процессов. Здесь главное место занимает регистрация биоэлектрической активности отдельных структур мозга и оценка взаимодействия активности разных отделов мозга с помощью специальных показателей.

Независимо от того, какой уровень представляет система: микро- или макро-, единым является общий принцип взаимодействия: при объединении (консолидации) элементов в систему возникают качества или свойства, не присущие отдельным элементам. В консолидированной системе изменение одного из элементов влечет за собой изменения всех остальных элементов, а следовательно, и системы в целом.

Системная психофизиология. В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности — свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим встает задача связать отдельные структуры, или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами. Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.

Новое экспериментальное направление — системная психофизиология ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека. Основная парадигма, в контексте которой ведутся исследования этого направления (причем преимущественно на животных) связана с изучением активного приспособительного поведения, а теория функциональной системы служит их теоретической основой. Детальное описание этих исследований дано в книге "Современная психофизиология" (1999).

Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация. Этот процесс имел далеко идущие последствия, привел к возникновению феномена "компьютерной метафоры". Смысл ее состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, и его главным аналогом считается компьютер.

Информационная парадигма. Впервые в отечественной психологии понятие информации для изучения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы привлек Л.М. Веккер (1976). Он исходил из того, что психические процессы можно рассматривать как частные формы информации, и считал необходимым использовать кибернетический понятийный аппарат для построения единой теории психических процессов. Информационная парадигма приобретает определяющее значение в анализе психофизиологической проблемы.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 391.