Тема 2: Психофизиология функциональных состояний и эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Физиологические основы психических процессов.

2. Проблемы бодрствования и внимания. Колебания уровня жизненной активности человека. Уровни бодрствования. Психофизиология сна. Измененные состояния сознания. Медитация.

Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение – форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств.

Ощущения – это базисный элемент других форм психической деятельности. Всякое ощущение имеет качество (модальность), силу и длительность. В зависимости от вида (природы) раздражителя различают ощущения зрительные, слуховые, тактильные и др. С помощью ощущения имеется возможность определить локализацию действующих раздражителей – на поверхности тела и в окружающей среде. Ощущения являются первоисточником знаний, они дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления). Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей: адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию, которые обусловлены изменением чувствительности анализатора.

Восприятие  - процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Опознание предмета, явления является важным звеном восприятия. В основе этого процесса лежат системы временных связей. Предметы, явления воздействуют на рецепторы, информация от которых доходит до соответствующих зон коры, затем в ассоциативных зонах коры поступающая информация сопоставляется (сличается) с хранящимися в памяти образами, происходит ее узнавание. У человека оно может отражаться в речи, то есть осознаваться, приводя к появлению понятия. Таким образом, восприятие развивается на завершающем этапе как осознанный процесс. Если же на органы чувств действуют ранее не встречавшиеся предметы, явления, то формируется их образ. При повторных воздействиях мы их узнаем.

Восприятие непосредственно связано с ощущением. Обе эти формы отражения представляют собой звенья единого процесса чувственного познания. Процессы восприятия протекают в связи с другими психическими процессами: мышлением (осознаем то, что перед нами находится), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (произвольно организуем процесс восприятия). Эти взаимосвязи обусловливают основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность и избирательность.

Восприятия различают в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В связи с этим можно выделить зрительное, слуховое, осязательное и другие виды восприятия. Виды восприятия выделяют и в зависимости от воспринимаемого объекта. В соответствии с этим критерием говорят о восприятии времени, пространства, движений, речи и т.д.

Время от воздействия объекта до формирования в сознании его образа называется латентным временем восприятия. Оно может уменьшаться за счет тренировки, но предельно достижимый его уровень зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов. Латентный период восприятия зависит также от функционального состояния организма.

Восприятие носит избирательный характер. Из множества различных предметов окружающей нас обстановки мы выделяем те, которые в данный момент нам крайне необходимы. Восприятие выделяет их из определенного фона, если с ними связывается и известное значение этих предметов.

Избирательность восприятия может быть легко показана в опытах с двойственным изображением. Наличие одного или другого образа будет зависеть от того, какие признаки Вы сделаете основными. Направляющими, а какие отнесете к фону. Благодаря избирательности восприятия мы можем группировать ощущения, относящиеся к одним и тем же вещам, предметам, явлениям, и выделять их из фона.

В природе широко распространена покровительственная окраска. Зеленая ящерица совершенно незаметна в траве, незаметна бабочка, усевшаяся на стебель растения: ее легко принять за высохший лист. Но почему у той же бабочки во время полета на крыльях виден яркий пестрый рисунок? Основные враги летящих бабочек – птицы. Они летают высоко и смотрят издалека. Яркий рисунок бабочки нетрудно увидеть, но трудно опознать, поскольку отдельные пятна рисунка сливаются с фоном, и бабочка оказывается неузнаваемой.

Закон избирательности восприятия часто используется на практике, например, в военном деле. Боевые корабли, танки, маскировочные халаты также снабжены деформирующим ярким рисунком.

В тех же случаях, когда необходимо привлечь внимание зрителя к объявлению или рекламе, важные детали делают яркими и крупными, хорошо выступающими из фона.

Избирательность восприятия развивается постепенно. Для младенца, у которого еще не созрели анализаторы и способность к их устойчивой фиксации, все окружающие лица кажутся одним лицом. Но постепенно из множества окружающих его лиц он начинает выделять лицо матери, отца, бабушки и узнавать их. Точно так же из множества различных звуков он начинает постепенно выделять звуки музыкальных игрушек или инструментов, человеческого голоса, пения. Накопленные восприятия входят в фонд индивидуального опыта ребенка, в основе которого лежат условно-рефлекторные связи.

У взрослого человека восприятию каждого нового предмета или явления предшествует его индивидуальный опыт. Так, по-разному воспринимают лес люди разных специальностей: лесовод – как предмет его заботы и охраны, работник лесной промышленности – как объект для производства мебели и бумаги, врач – как место для создания санатория, лечения и отдыха людей, художник – как образ будущего произведения искусства. Подобная зависимость подхода разных людей к одним и тем же объектам от их предыдущего жизненного опыта или специальности называется апперцепцией.

Каждый новый предмет или явление, возникшее в поле деятельности любого из анализаторов, вызывает у человека ориентировочный рефлекс, лежащий в основе познания. У человека на основе этого рефлекса развивается и способность к исследованию. Ориентировочно-исследовательская деятельность дает человеку возможность не только отразить различные свойства отдельных предметов, но и задуматься над тем, что они собой представляют, каково их значение и назначение. Благодаря мышлению, позволяющему глубже анализировать и синтезировать предметы и явления окружающей действительности, наши ощущения и восприятия становятся содержательнее, полнее, богаче. Но само мышление было бы невозможным, если бы ему не предшествовали ощущения и восприятия, дающие мышлению непосредственные сведения о внешнем мире и нашей внутренней среде.

Множество неразрешенных проблем таит в себе наша психика. И пожалуй, чем больше мы узнаем о ней, тем большее число удивительных загадок она ставит перед ученым. Одной из таких загадок и являются так называемые обманы чувств или иллюзии восприятия.

От точного восприятия предметов и явлений нужно отличать иллюзии. Это искаженные восприятия. Весло, погруженное в воду, кажется переломленным. Иллюзия перелома зависит от разницы в преломлении лучей света в воздухе и в воде.

Если взять два равных отрезка прямой линии, одному из них прибавить с двух сторон по две черточки, расходящиеся в стороны, а другому – по две черточки, направленные внутрь, величина обоих отрезков на глаз резко изменится. Иллюзия возникает оттого, что сходящиеся стрелки вызывают движение глаза внутрь, а расходящиеся – наружу. Это иллюзия была использована в картине И.И.Левитана «У омута».

Большой круг иллюзий связан с перспективой. Известно, что далекие предметы представляются маленькими, параллельные рельсы – сходящимися к горизонту, а одинаковые дома и деревья кажутся все ниже и ниже и где-то у горизонта сливаются с землей.

Большая группа иллюзий связана с явлением контраста. Серые кружки на черном фоне выглядят светлыми. Два равных круга покажутся разными, если вокруг одного из них поместить несколько больших, а вокруг другого несколько меньших кругов. В безлунную ночь звезды выглядят ярче.

Как мы видим, некоторые иллюзии могут быть вызваны рассогласованием показаний разных анализаторов. Мы рассмотрели несколько зрительных иллюзий. Но ошибочные восприятия могут давать и другие анализаторы. Можно предложить испытуемому (лучше с закрытыми глазами) скрестить средний и указательный пальцы и между ними положить шарик, резинку или карандаш (опыт Аристотеля). Испытуемому кажется, что к нему прикасаются двумя разными предметами, а не одним. Иллюзия возникает потому, что раздражаются две точки, которые на практике не работают вместе при ощупывании предмета.

Искажения восприятия в жизни возникают нередко, а практически необходимость в них встречается и в декоративном искусстве, и в маскировке, когда нужно создать иллюзию несуществующих объектов и замаскировать действительные. Иллюзии используются и в повседневной жизни; платье с продольными полосами «суживает» фигуру, а с поперечными – ее «расширяет». Мы видим, что во всех этих случаях происходи как бы обратный эффект: отдельные детали образа (вертикальные или горизонтальные полосы на одежде) меняют оценку самого целостного образа. Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями. Звучание музыкальных инструментов в оркестре создает иллюзии бушующей грозы или морского прибоя.

Иллюзии необходимо учитывать и при работе с приборами. Под микроскопом, например, скорость движения объектов резко возрастает с их увеличением. Можно посмотреть культуру живых туфелек при малом и большом увеличении. Обратите внимание на изменение скорости движения. Оно объясняется тем, что с увеличением короткие отрезки пути кажутся большими, а восприятие времени не меняется. Зная увеличение микроскопа, подсчитайте, во сколько раз возрастает кажущаяся скорость движения инфузорий.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наши восприятия – это только первая ступень познания, начальный этап знакомства с предметом, который оценивается не изолированно, а в контексте всей окружающей обстановки. Восприятие углубляется мышлением и проверяется практикой.

Предвзятость восприятия. Эмоции являются мощнейшими усилителями нашего восприятия, они формируют на только наше отношение к предстоящим событиям или встречам, но и весь характер их будущего восприятия. Особенно это бывает важным тогда, когда наше представление о человеке сформировано не на основании собственного опыта взаимоотношений с ним, а под влиянием чужого мнения о нем. Вспомните, сколько раз вы ошибались в жизни, доверившись предвзятому, навязанному вам отношению к малознакомому человеку. Это вовсе не значит, что правильнее всего просто игнорировать мнение других людей. Однако это мнение, не подкрепленное вашим собственным умозаключением, не должно определять основную линию поведения по отношению к нему. Оставьте это мнение «при себе», ведите себя без всякой предвзятости, и спустя некоторое время вы сами почувствуете, достоин ли новый знакомый вашего внимания.

Предвзятость (со знаком «плюс» или «минус») постоянно сопровождает наше поведение и восприятие действительности, формируя наше мнение о предмете, явлении, о человеке в связи с нашим внутренним функциональным состоянием (доминантой, по А.А.Ухтомскому) и вне зависимости от объективных характеристик окружающей нас действительности.

Субъективность восприятия. Наше восприятие окружающего мира чрезвычайно субъективно, оно зависит не только от объекта, но и от нас самих, от наших эмоций, желаний, настроения. Так, совершенно по-разному происходит восприятие одного и того же произведения (картины, к примеру) различными по складу характера и стилю мышления людьми и какие разные может вызвать у них увиденное. Как же это объяснить?

Дело в том, что в своей деятельности мы всегда строим проект-образ того, с чем нам предстоит столкнуться в дальнейшем. Он может создаваться сознательно или неосознанно, быть более или менее полным, складываться на основе собственных представлений, почерпнутых из жизненного опыта, либо под влиянием навязанных нам чуждых представлений и суждений, но он всегда будет у каждого свой, индивидуальный и неповторимый. От того, совпадет ли созданный в воображении человека образ с действительностью, будет зависеть и характер эмоции, сопровождающей восприятие. Так, если реальное впечатление оказалось много богаче созданного представления, либо совпало с ним, это вызвало положительные эмоции (восторг, восхищение, удовлетворение). В другом случае картина явно не соответствовала ожиданиям и поэтому повлекла за собой отрицательные эмоции (разочарование и досаду). Но в обоих случаях в прежний образ были внесены соответствующие коррективы, связанные с эмоциональными оценками произошедшего события.

Таким образом, иллюзии бывают:

физические (ложка в стакане воды и на фотографии будет «переломленной»);

физиологические (например, иллюзии противовращения, контраста температур);

психологические (например, определяемые целостностью восприятия).

Другое дело галлюцинации. Это уже патологический симптом. «Галлюцинации – это чувствительный образ, непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий для галлюцинирующего характер объективной реальности» - так определял их в 1880 году выдающийся русский психиатр В.Х.Кандинский, автор первого , ставшего классическим исследования этого явления.

Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает – это след ранее бывших восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинации - это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а заткнув уши, слышать. Иногда больные (например, алкоголики) сами зарисовывают свои галлюцинации. В творчестве некоторых художников, страдавших душевными болезнями, причудливо вплетались иллюзии и галлюцинации.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.