Тема 3: Психофизиология внимания и ориентировочно-исследовательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Внимание как форма психической деятельности.

2. Характеристики внимания.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Направленность – это избирательный характер активности. Сосредоточенность – углубление в данную деятельность. С уровнем внимания тесно связаны процессы воспитания и обучения. Внимание рассматривается как психический процесс (например, сенсорное, перцептивное или интеллектуальное внимание), как состояние (например, состояние сосредоточенности) и  как свойство личности ( например, внимательность).

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Некоторые физиологические основы внимания легко понять из следующего опыта.

    Положите на стол часы и возьмитесь за чтение книги. Вначале тиканье часов будет хорошо слышно, но затем звук станет периодически исчезать и через какое-то время снова появляться. Это происходит благодаря колебанию внимания. В основе лежит закон отрицательной индукции. В те моменты, когда процессы возбуждения в зрительных центрах будут сильнее, слуховая зона коры окажется заторможенной, и восприятие звука прекратится.

Сколько дел можно делать одновременно? Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Документально подтверждено, что французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения.

Распределение внимания – это такое его состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий.

Нейрофизиологические механизмы внимания связаны с проявлением ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма. Избирательное внимание возможно лишь при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования. Диффузным формам внимания соответствуют состояния расслабленного бодрствования с четко выраженными синхронизированными альфа-ритмами ЭЭГ. Рассеянное внимание часто возникает в состоянии сильного возбуждения.

Физиологическим механизмом непроизвольного и произвольного внимания следует считать активацию передних ассоциативных зон коры больших полушарий (по типу доминантного очага возбуждения), которая возникает при участии восходящей части ретикулярной формации и лимбической системы, а также структур второй сигнальной системы, в том числе центров речи. В свою очередь эти образования возбуждаются под влиянием условного рефлекса, сформированного на базе безусловного ориентировочного рефлекса «Что такое?». Предполагается, что в коре больших полушарий постоянно происходит сличение входящего сигнала с информацией о нем, которая хранится в мозге. Чем больше рассогласование, тем ярче проявляется рефлекс «Что такое?» и, следовательно, тем выше степень активации коры и проявление внимания.

Любой раздражитель: стук в дверь, звонок, вспышка света, запах - может привлечь наше внимание. Это примеры непроизвольного внимания, в основе которого лежит известный уже нам ориентировочный рефлекс «что такое?». Мы намеренно не прислушивались к этим звукам. Не присматривались к вспышке света, не принюхивались к запаху. Всякая же намеренная направленность нашего внимания, его сосредоточенность есть проявление нашей воли, произвольное внимание. Ведущая роль при произвольном внимании принадлежит лобным долям. Высшей формой волевого внимания считают интеллектуальное внимание.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 334.