Классификация товарных рынков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционирует торговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.

Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам:

1) По территориальному признаку выделяют:

§ внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе:

ü местный (локальный) — охватывает территориальную единицу (город, область, край) и учитывает особенности региона (колхозный, кооперативный),

ü региональный (внутри страны) — Северного Кавказа или по группе стран — стран Восточной Азии;

§ национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) — в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;

§ мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.

2) По организационной структуре выделяют:

§ внешний рынок, в том числе:

§ открытый — обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно.

§ закрытый — это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, которых связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,

§ преференциальный — включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;

§ внутренний рынок, в том числе:

§ оптовый,

§ розничный.

3) По степени конкуренции различают рынки:

§ чистой (свободной) конкуренции - особенность в том, что имеется большое количество небольших фирм продавцов, которые предлагают однородную продукцию. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену при продаже. Коммерческая деятельность на таком рынке более инициативна и результативна. Это яркий пример свободного рынка;

§ монополистический - это такие условия, когда фирма располагает уникальным продуктом и является единственным его продавцом. Поскольку аналогов продукции нет (газ, электроэнергия), фирма устанавливает самые высокие цены (газ, тепло, естественные монополии).

§ олигополистический - ограниченное количество производителей, но они производят как одинаковый, так и разнообразный товар — автомобили. Особенностью этого рынка является то, что при установлении цены на свою продукцию отмечается взаимная зависимость фирм.

4) По характеру конечного использования продукта:

§ рынок товаров предприятий, в том числе рынок товаров промышленного назначения (для производства).

§ рынок промежуточных продавцов (для перепродажи — организации, фирмы опта и розницы, отдельные лица);

§ рынок государственных закупок товаров и сырья (для обороны, образования, социальной программы, гуманитарной помощи);

§ рынок потребительских товаров (потребительский рынок);

§ рынок продукции массового питания;

§ рынок услуг (туризм, отдых, досуг, спорт, здравоохранение);

§ информационный рынок (информация в Интернете);

§ рынок труда — включает свободу предложений рабочей силы, свободу спроса на рабочую силу, свободу в установлении уровня заработной платы);

§ инвестиционный рынок (капитальные вложения, в том числе в недвижимость);

§ финансовые рынки, в том числе:

ü рынки ценных бумаг (облигации, векселя, акции):

ü валютный;

ü кредитный (рынок банковских ссуд);

ü денежный (поставка наличности в казну государства);

§ рынок интеллектуального труда (ноу-хау, патенты).

5) По срокам использования товара:

§ рынки товаров долгосрочного пользования (оборудование, машины, бытовые приборы, радио);

§ рынки товаров краткосрочного пользования (большая часть товаров, поэтому нужна их замена при пользовании);

§ рынки товаров одноразового пользования (пластиковая посуда одноразового пользования, одежда для хирургов, бинты, вата).

6) По сфере общественного производства:

§ рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование);

§ рынок товаров духовного производства (интеллектуальная продукция — ноу-хау, книги, произведения искусства, достижения науки).

 

Тема 11. Характеристика составляющих цикла менеджмента

 

Всю многообразную деятельность по управлению организацией можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.

Функция менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и способами.

Основными функциями управления являются:

1. планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. При помощи планирования руководство стремиться установить основные направления, по которым будут приниматься решения и предприниматься усилия, обеспечивающие единство целей для всех членов организации.

2. организация – функция, отражающая структуру предприятия и ее особенности. На этой стадии формируется организационная структура, определяются полномочия и ответственность, набирается персонал, проводится инструктаж, происходит обеспечение всем необходимым для нормальной работы – оборудованием, материалами, заданиями, денежными средствами и.т.д.

3. мотивация – процесс побуждения людей к действиям, позволяющим достичь целей организации. Для этого осуществляется материальное и моральное стимулирование, создаются условия для проявления активности работников и их саморазвития.

4. контроль – процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Эта функция осуществляется через наблюдения, проверку всех сторон деятельности, учет и анализ. По данным контроля корректируются ранее принятые решения.

 

Функции менеджмента находятся в определенном кругообороте и составляют цикл менеджмента.

Цикл менеджмента – это совокупность функций, которые он выполняет для нормального, эффективного функционирования организации.

 

Все функции взаимосвязаны между собой процессами коммуникаций и принятия решений.

 

 


Рисунок 3.1. Цикл менеджмента

Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляется в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают: в любом плане всегда имеется стадия организовывания, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором и т.д.

Тема 12. Планирование. Стратегические и тактические планы

 

1. Сущность и виды планирования

 

Планирование – это разработка последовательности действий (построение плана будущих действий), позволяющих достигнуть желаемого.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности организации.

Выделяют различные виды планирования:

1) по степени охвата:

§ общее - охватывающее всю сферу деятельности организации;

§ частное - охватывающее определенные сферы деятельности.

2) по содержанию планирования:

§ стратегическое – поиск новых возможностей;

§ тактическое – создание определенных предпосылок;

§ оперативное – реализация возможностей.

3) по сферам функционирования:

§ планирование производства;

§ планирование сбыта;

§ планирование персонала и т.д.

4) по срокам:

§ краткосрочное – полугодовое, квартальное, месячное, недельное;

§ среднесрочное – от 1 до 5 лет;

§ долгосрочное – от 5 лет и более.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации.

Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимое для достижения поставленных целей. Процесс планирования включает в себя следующие этапы:

1. анализ перспектив развития организации (прогнозирование);

2. оценка и выбор вариантов развития;

3. установление целей и задач;

4. разработка программы действий и составление графика работ;

5. определение необходимых ресурсов;

6. контроль за достижением целей.

 

Эффективность планирования зависит от соблюдения его принципов:

§ принцип единства – все составные части системы должны развиваться в одном направлении (любые изменения в планах одного подразделения должны быть отражены в планах других подразделений);

§ принцип участия – привлечение к планированию тех, кого оно непосредственно затрагивает;

§ принцип непрерывности – процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно;

§ принцип гибкости – обеспечение возможности внесение в планы уточнений (изменений) в связи с изменяющимися условиями деятельности (непредвиденными обстоятельствами);

§ принцип точности – составление с такой степенью точности, которая позволит его реализовать.

Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (к чему стремиться?) и определение тактики (как это может быть достигнуто?).

2. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование – процесс разработки стратегии и основных методов их осуществления.

Стратегия – набор правил и приемов, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Деятельность по стратегическому планированию должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

Процесс стратегического планирования является непрерывным и состоит из следующих этапов:

 


Рисунок 1.1. Процесс стратегического планирования

Миссияопределение перечня направлений деятельности организации, выделение приоритетов, определяющих ее образ. Миссия – это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других.

Миссия содержит следующие компоненты:

§ указание на продукцию и услуги, предлагаемые организацией;

§ указание на основных потребителей и клиентов;

§ указание на политику организации в области новых технологий;

§ указание на систему ценностей организации, этические принципы ее деятельности;

§ указание на преимущества организации по сравнению с ее конкурентами;

§ указание на обязательства перед обществом, которые организация берет на себя.

На основе миссии выделяют отдельные конкретные направления деятельности организации – цели организации.

Существуют несколько типов целей:

a) долгосрочные и краткосрочные (временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла);

b) экономические (повышение показателей хозяйственной деятельности) и неэкономические (улучшение условий труда, формирование имиджа организации);

c) материальные (получение продукции), стоимостные (ожидание финансового результата) и социальные (улучшение взаимоотношений между людьми).

К целям предъявляются следующие требования:

§ конкретность и измеримость (цифровое выражение);

§ ориентация во времени;

§ достижимость (реалистичность);

§ совместимость целей фирмы и целей ее подразделений.

Анализ внешней и внутренней среды состоит в систематическом изучении и оценки факторов, относящихся к организации, и оценки деловой обстановки.

При анализе сильных и слабых сторон используют метод SWOT – анализа, который заключается в выявлении сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз. Составляется матрица SWOT и устанавливается взаимосвязь факторов между собой:

 

  Возможности внедрение на новые рынки сбыта расширение спектра товаров быстрый рост рынка и т.п. Угрозы появление новых конкурентов медленный рост рынка изменение вкусов покупателей неблагоприятная налоговая политика государства и т.п.
Сильные стороны: компетентность наличие финансовых ресурсов наличие собственных технологий признанное лидерство на рынке преимущества в стоимости товара и т.п.   СиВ (сила и возможности)   Максимально использовать   СиУ (сила и угрозы)   Устранение угроз
Слабые стороны низкая прибыль узкий ассортимент продукции наличие устаревшей техники отсутствие достаточного финансирования неудовлетворительный имидж на рынке и т.п.   СЛиВ (слабость и возможности)   Преодоление слабых сторон   СЛиУ (слабость и угрозы)   Избежание ситуации

 

Затем формулируются различные варианты стратегии, и выбирается лучший. Выбор зависит от следующих факторов: риск, знание прошлых стратегий, реакция на владельцев, фактор времени. Возможны следующие варианты стратегии:

§ стратегия стабильности – поддержка существующих направлений;

§ стратегия роста – расширение производства, освоение новых рынков сбыта;

§ стратегия сокращения – исключение некоторых направлений деятельности;

§ комбинированная стратегия – любое сочетание всех стратегий.

Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности организации, разработке ее политики, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала.

Оценка стратегии заключается в оценке контролируемого объекта и пересмотре ранее поставленных задач в связи с появлением новых обстоятельств. 

 

Таким образом, цель процесса стратегического планирования – добиться роста прибыли и бизнеса в целом посредством приобретения большего числа потребителей и клиентов.

 

3. Тактическое планирование

 

Тактическое планирование – это планирование действий для наиболее эффективного достижения стратегических целей.

При определении тактики разрабатываются способы решения поставленных задач на ближайшее время и лица, ответственные за их реализацию. Достижение намеченных результатов требует обстоятельной проработки планов конкретных действий, т.е. определение того, что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для решения поставленной задачи. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь планируемых действий, определить их очередность, сроки выполнения и необходимые ресурсы. Тактика должна быть гибкой, учитывать изменения внутренних и внешних факторов.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие.

 Подготовка плана включает:

1) сбор и анализ информации о деятельности организации;

2) определение основных задач, необходимых для достижения целей;

3) уточнение ролей и делегирование полномочий;

4) оценка затрат времени;

5) определение ресурсов;

6) проверка сроков и коррекция плана действий.

Составной частью тактического планирования является бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.

Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем организации.

 

Таким образом, тактические планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки. Они ориентируют подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение рентабельности.

Тема 14. Мотивация и потребности

 



Составляющие мотивации

 

Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей.

Мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

Кроме того, причина поведения человека зависит от различных стимулов. Выделяют    4 основные формы стимулов:

1) принуждение (замечание, выговор, увольнение);

2) материальное поощрение (заработная плата, премия, путевки);

3) моральное поощрение (благодарности, звания, грамоты);

4) самоутверждение (изобретение, получение дополните6льного образования).

 

Мотивационный процесс происходит циклически и выглядит следующим образом:

 


                                                     

Рисунок 2.1. Схема протекания мотивационного процесса

Влияние мотивации на поведение человека в организации зависит от множества факторов:

§ заработная плата (справедливое вознаграждение за труд);

§ рабочая среда (обстановка, гибкий график);

§ стабильность (работа, положение);

§ собственное развитие (обучение, повышение квалификации);

§ полезность работы (результаты труда);

§ интерес к работе.

Однако влияние мотивации на поведение человека очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.


Критерии мотивации

 

Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Выделяют следующие основные критерии мотивации:

§ удовлетворение от выполненной работы;

§ реализация собственной точки зрения в улучшении своей работы;

§ чувство незаменимости для коллектива;

§ стремление к успеху;

§ признание и соответствующее поощрение;

§ информация о работе и о качестве труда работника;

§ высокий самоконтроль;

§ повышенные требования к работникам;

§ организация производства и соответствующая организация рабочих мест.

Результаты работы организации в целом зависят от деятельности каждого работника. Повышению эффективности работы способствует сплоченность коллектива, что выражается в тяготении членов группы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей.

 В организации различают индивидуальную и групповую мотивации. Существует взаимосвязь между индивидуальной и групповой мотивацией, которая состоит в сочетании индивидуальных и групповых целей и интересов. По мере усиления групповой мотивации происходит частичное замещение индивидуальных мотивов у конкретного работника групповыми. Это улучшает психологический климат в коллективе, повышает производительность труда. Эффективность работы группы зависит от ее численности (5-10 человек), состава (профессионализма), сплоченности и функциональных возможностей каждого.

Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпоративная культура, основными принципами формирования которой являются: высокий уровень этики, справедливая оценка труда, стимулирование ответственности, развитие инициативы, уважения к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала.

 

Теории мотивации

 

Представления о возможностях мотивации труда работниках отражены в различных теориях мотивации.

Теории мотивации разделяют на 2 группы:

 

1) Содержательные – основаны на изучении потребностей человека, влияющих на мотивы поведения. К ним относятся:

§ Теория иерархии потребностей А Маслоу – поведение личности направляется потребностью, наиболее сильной в данный момент. Маслоу выделил 5 групп потребностей, образующих иерархическую структуру («пирамида потребностей» Маслоу), причем удовлетворение потребностей происходит снизу-вверх, т.е. когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к удовлетворению следующей потребности более высокого уровня.

 

          Потребности                            Способы удовлетворения

 

 


 

В само-выра-жении
Достижение результатов независимо от последующего признания
                                                                       

                                                                            

 

 

 

 


Рисунок 6.2. Иерархия потребностей по Маслоу

§ Теория существования, связи и роста К.Альдерфера – потребности объединены в 3 группы, удовлетворение которых происходит в обе стороны, т.е. наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня:

потребности существования (физиологические и в безопасности);

потребности связи (социальные, в уважении и часть потребностей в безопасности);

потребности роста (самовыражения).

 

§ Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда – выделены 3 вида основных потребностей (высшего уровня), которые могут быть достигнуты при занятии определенных должностей:

потребность достижения (успеха);

потребность власти;

потребность соучастия (признания, причастности).

 

§ Теория двух факторов Ф Герцберга – выделены 2 группы факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на мотивацию (удовлетворенность или неудовлетворенность работой):

гигиенические факторы (условия труда, заработная плата, режим работы);

мотивирующие факторы (достижение, признание, ответственность).

 

2) Процессуальные – основаны на выборе поведения в различных ситуациях. К ним относятся:

§ Теория ожиданий В.Врума – человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей.

 

§ Теория справедливости Адамса – люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. В случае несправедливости возникает психологическое напряжение, и уменьшаются затрачиваемые усилия.

 

§ Теория Портера– Лоулера – сочетает в себе элементы теории ожиданий и теории справедливости; устанавливает соотношение между уровнем приложенных усилий, вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты, при этом причиной удовлетворения человека являются результаты его труда.

 



Делегирование

 

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия – наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Полномочия ограничиваются инструкциями, должностными обязанностями, приказами и т.д.

Полномочия делят на линейные и штабные.

Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителю к подчиненному.

Штабные (аппаратные) полномочия основываются на делегировании различных функций аппарату управления. Они включают рекомендательные полномочия (получение консультаций), параллельные полномочия (система сбалансированной власти, например, директор – главный бухгалтер), функциональные полномочия (влияние аппарата управления на указания менеджера).

Ответственность – это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач.

С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. Принимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером.

 

При делегировании полномочий менеджер должен руководствоваться важными принципами. Делегировать подчиненным можно следующие дела:

1) подготовительные работы (подбор материалов);

2) рутинную, повседневную работу, которая требует обычных навыков и не связана с принятием серьезных решений (заполнение документации, составление отчетов по известным данным);

3) специализированную деятельность, которая требует особых знаний и умений.

Основные правила менеджера при делегировании полномочий:

§ понимание главных целей решаемых проблем при передаче полномочий подчиненным;

§ делегирование полномочий способным, инициативным работникам;

§ дозирование в передаче полномочий;

§ объективная оценка возможного риска;

§ регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.

Делегирование полномочий имеет положительные и отрицательные моменты.

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
Освобождение менеджера от части функций Раскрытие способностей подчиненных Приобретение сотрудниками навыков самостоятельной и ответственной работы Угроза невыполнения работы, ухудшение ее качества Появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников Усложнение процесса принятия окончательных решений

 

Тема 15. Контроль

 

Понятие и этапы контроля

 

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организаций своих целей, который заключается в сопоставлении фактического состояния фирмы с определенными критериями.

Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация, внутри которой контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Субъектами контроля выступают как менеджеры фирмы, так и государственные органы.

 

Любая процедура контроля состоит из 3 этапов:

1) выработка стандартов и критериев – в качестве стандартов используются цели (показатели), которые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы;

2) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами – определение степени достижения целей;

3) принятие необходимых корректирующих действий – выбор одного из следующих действий:

§ ничего не предпринимается (при совпадении результатов со стандартами);

§ устранение отклонений (установление причин отклонений);

§ пересмотр стандартов (изменение стандартов).

 

Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, в ходе которого на основании полученной информации о состоянии объекта воздействуют на объект управления и устанавливают новые цели.

 

 


Рисунок 3.1. Этапы процесса контроля

 


Виды и принципы контроля

 

В управлении различают 3 вида контроля:

1) предварительный – контроль, осуществляемый до фактического начала работы. В его ходе выясняется, готова ли организация или ее подразделение к выполнению поставленных задач. Он используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

2) текущий – контроль, осуществляемый в ходе хозяйственного процесса. В результате своевременно выявляются отклонения, возникающие в ходе работы, что позволяет оперативно реагировать на меняющиеся факторы. Объектами такого контроля являются подчиненные, а субъектами – их начальники.

3) Заключительный – контроль, осуществляемый после выполнения работ. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает недостатки в работе, выявляет их причины и является основанием для составления будущих планов.

С точки зрения степени охвата различают сплошной (полный) и выборочный контроль.

 

Эффективный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:

Контроль должен быть:

§ непрерывным (периодичным);

§ осуществляться в соответствии с четко сформулированными целями;

§ согласован с планированием;

§ гибким (в зависимости от ситуации);

§ результативным (полезным, своевременным);

§ ориентирован на конкретные результаты;

§ экономичным;

§ результаты контроля должны быть понятными для всех заинтересованных лиц.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.