Виды менеджмента
Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:
1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;
2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;
3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;
4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;
5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;
6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;
7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;
8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.
В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.
Принципы менеджмента
Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):
1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;
2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);
3) дисциплина;
4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;
5) единство действий, осуществляемых по единому плану;
6) подчинение личных интересов общим;
7) вознаграждение персонала;
8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;
10) порядок во всем;
11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
12) стабильность персонала;
13) инициатива в построении и выполнении планов;
14) корпоративный дух (единение персонала).
Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.
Вопросы:
1. Какие факторы определяют формирование и развитие национальных школ управления?
2. Какие особенности свойственны японской модели менеджмента?
3. Современный американский менеджмент: опыт и перспективы.
4. Определите направления развития европейской модели менеджмента.
5. Каковы различия между моделями менеджмента?
Тема 2. Организация, ее сущность, виды и функции
Внешняя среда организации
Внешняя среда – это совокупность факторов окружающей среды, воздействующих на организацию.
Факторы внешней среды оказывают влияние на деятельность фирмы, поэтому организация должна эффективно реагировать и приспосабливаться к происходящим изменениям, для того чтобы выжить и достичь намеченных целей.
Все факторы внешней среды разделяют на 2 основные группы:
1) факторы прямого воздействия (микросреда) – факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относятся:
§ потребители (покупатели);
§ поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
§ конкуренты;
§ законы и государственные органы;
§ профсоюзы.
2) факторы косвенного воздействия (макросреда) – факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но впоследствии скажутся на ее деятельности. К ним относятся:
§ состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);
§ политика (политическая стабильность);
§ научно-технический прогресс;
§ социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности);
§ международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);
§ природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).
Внешняя среда характеризуется следующими признаками:
1. взаимосвязь факторов - изменение одного из факторов влечет за собой изменение другого фактора;
2. сложность – степень одновременного воздействия тех или иных факторов на функционирование организации;
3. подвижность – скорость изменения факторов окружающей среды;
4. неопределенность – недостаточность информации о факторах.
Составляющие мотивации
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей.
Мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.
Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.
Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Кроме того, причина поведения человека зависит от различных стимулов. Выделяют 4 основные формы стимулов:
1) принуждение (замечание, выговор, увольнение);
2) материальное поощрение (заработная плата, премия, путевки);
3) моральное поощрение (благодарности, звания, грамоты);
4) самоутверждение (изобретение, получение дополните6льного образования).
Мотивационный процесс происходит циклически и выглядит следующим образом:
Рисунок 2.1. Схема протекания мотивационного процесса
Влияние мотивации на поведение человека в организации зависит от множества факторов:
§ заработная плата (справедливое вознаграждение за труд);
§ рабочая среда (обстановка, гибкий график);
§ стабильность (работа, положение);
§ собственное развитие (обучение, повышение квалификации);
§ полезность работы (результаты труда);
§ интерес к работе.
Однако влияние мотивации на поведение человека очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Критерии мотивации
Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Выделяют следующие основные критерии мотивации:
§ удовлетворение от выполненной работы;
§ реализация собственной точки зрения в улучшении своей работы;
§ чувство незаменимости для коллектива;
§ стремление к успеху;
§ признание и соответствующее поощрение;
§ информация о работе и о качестве труда работника;
§ высокий самоконтроль;
§ повышенные требования к работникам;
§ организация производства и соответствующая организация рабочих мест.
Результаты работы организации в целом зависят от деятельности каждого работника. Повышению эффективности работы способствует сплоченность коллектива, что выражается в тяготении членов группы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей.
В организации различают индивидуальную и групповую мотивации. Существует взаимосвязь между индивидуальной и групповой мотивацией, которая состоит в сочетании индивидуальных и групповых целей и интересов. По мере усиления групповой мотивации происходит частичное замещение индивидуальных мотивов у конкретного работника групповыми. Это улучшает психологический климат в коллективе, повышает производительность труда. Эффективность работы группы зависит от ее численности (5-10 человек), состава (профессионализма), сплоченности и функциональных возможностей каждого.
Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпоративная культура, основными принципами формирования которой являются: высокий уровень этики, справедливая оценка труда, стимулирование ответственности, развитие инициативы, уважения к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала.
Теории мотивации
Представления о возможностях мотивации труда работниках отражены в различных теориях мотивации.
Теории мотивации разделяют на 2 группы:
1) Содержательные – основаны на изучении потребностей человека, влияющих на мотивы поведения. К ним относятся:
§ Теория иерархии потребностей А Маслоу – поведение личности направляется потребностью, наиболее сильной в данный момент. Маслоу выделил 5 групп потребностей, образующих иерархическую структуру («пирамида потребностей» Маслоу), причем удовлетворение потребностей происходит снизу-вверх, т.е. когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к удовлетворению следующей потребности более высокого уровня.
Потребности Способы удовлетворения
|
|
Рисунок 6.2. Иерархия потребностей по Маслоу
§ Теория существования, связи и роста К.Альдерфера – потребности объединены в 3 группы, удовлетворение которых происходит в обе стороны, т.е. наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня:
потребности существования (физиологические и в безопасности);
потребности связи (социальные, в уважении и часть потребностей в безопасности);
потребности роста (самовыражения).
§ Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда – выделены 3 вида основных потребностей (высшего уровня), которые могут быть достигнуты при занятии определенных должностей:
потребность достижения (успеха);
потребность власти;
потребность соучастия (признания, причастности).
§ Теория двух факторов Ф Герцберга – выделены 2 группы факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на мотивацию (удовлетворенность или неудовлетворенность работой):
гигиенические факторы (условия труда, заработная плата, режим работы);
мотивирующие факторы (достижение, признание, ответственность).
2) Процессуальные – основаны на выборе поведения в различных ситуациях. К ним относятся:
§ Теория ожиданий В.Врума – человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей.
§ Теория справедливости Адамса – люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. В случае несправедливости возникает психологическое напряжение, и уменьшаются затрачиваемые усилия.
§ Теория Портера– Лоулера – сочетает в себе элементы теории ожиданий и теории справедливости; устанавливает соотношение между уровнем приложенных усилий, вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты, при этом причиной удовлетворения человека являются результаты его труда.
Делегирование
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия – наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Полномочия ограничиваются инструкциями, должностными обязанностями, приказами и т.д.
Полномочия делят на линейные и штабные.
Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителю к подчиненному.
Штабные (аппаратные) полномочия основываются на делегировании различных функций аппарату управления. Они включают рекомендательные полномочия (получение консультаций), параллельные полномочия (система сбалансированной власти, например, директор – главный бухгалтер), функциональные полномочия (влияние аппарата управления на указания менеджера).
Ответственность – это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач.
С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. Принимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером.
При делегировании полномочий менеджер должен руководствоваться важными принципами. Делегировать подчиненным можно следующие дела:
1) подготовительные работы (подбор материалов);
2) рутинную, повседневную работу, которая требует обычных навыков и не связана с принятием серьезных решений (заполнение документации, составление отчетов по известным данным);
3) специализированную деятельность, которая требует особых знаний и умений.
Основные правила менеджера при делегировании полномочий:
§ понимание главных целей решаемых проблем при передаче полномочий подчиненным;
§ делегирование полномочий способным, инициативным работникам;
§ дозирование в передаче полномочий;
§ объективная оценка возможного риска;
§ регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.
Делегирование полномочий имеет положительные и отрицательные моменты.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Освобождение менеджера от части функций Раскрытие способностей подчиненных Приобретение сотрудниками навыков самостоятельной и ответственной работы | Угроза невыполнения работы, ухудшение ее качества Появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников Усложнение процесса принятия окончательных решений |
Тема 15. Контроль
Понятие и этапы контроля
Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организаций своих целей, который заключается в сопоставлении фактического состояния фирмы с определенными критериями.
Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация, внутри которой контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Субъектами контроля выступают как менеджеры фирмы, так и государственные органы.
Любая процедура контроля состоит из 3 этапов:
1) выработка стандартов и критериев – в качестве стандартов используются цели (показатели), которые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы;
2) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами – определение степени достижения целей;
3) принятие необходимых корректирующих действий – выбор одного из следующих действий:
§ ничего не предпринимается (при совпадении результатов со стандартами);
§ устранение отклонений (установление причин отклонений);
§ пересмотр стандартов (изменение стандартов).
Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, в ходе которого на основании полученной информации о состоянии объекта воздействуют на объект управления и устанавливают новые цели.
Рисунок 3.1. Этапы процесса контроля
Виды и принципы контроля
В управлении различают 3 вида контроля:
1) предварительный – контроль, осуществляемый до фактического начала работы. В его ходе выясняется, готова ли организация или ее подразделение к выполнению поставленных задач. Он используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
2) текущий – контроль, осуществляемый в ходе хозяйственного процесса. В результате своевременно выявляются отклонения, возникающие в ходе работы, что позволяет оперативно реагировать на меняющиеся факторы. Объектами такого контроля являются подчиненные, а субъектами – их начальники.
3) Заключительный – контроль, осуществляемый после выполнения работ. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает недостатки в работе, выявляет их причины и является основанием для составления будущих планов.
С точки зрения степени охвата различают сплошной (полный) и выборочный контроль.
Эффективный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:
Контроль должен быть:
§ непрерывным (периодичным);
§ осуществляться в соответствии с четко сформулированными целями;
§ согласован с планированием;
§ гибким (в зависимости от ситуации);
§ результативным (полезным, своевременным);
§ ориентирован на конкретные результаты;
§ экономичным;
§ результаты контроля должны быть понятными для всех заинтересованных лиц.
Сущность, цели и задачи управления
Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».
Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:
§ техническое - управление технологическими процессами и оборудованием;
§ государственное - управление жизнью общества через органы власти;
§ идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий;
§ хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.
В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).
Субъектами коммерческой деятельности могут являться юридические и физические лица, которые наделены правом ее осуществления. Что касается объектов коммерческой деятельности, то ими являются конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.
Менеджмент – это процесс управления организацией.
При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие:
Рисунок 1.1. Составные определения сущности менеджмента
Менеджмент = искусство + опыт + обучение
Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Цели менеджмента:
§ получение (увеличение) прибыли;
§ повышение эффективности хозяйствования;
§ удовлетворение потребностей рынка;
§ решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
§ организация производства конкурентоспособных товаров;
§ совершенствование производственного процесса;
§ внедрение новейших наукоемких технологий;
§ повышение качества продукции;
§ снижение затрат на производство.
Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации.
Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от сложности решаемых ими задач и возлагаемых на них функций. Менеджеров подразделяют на три группы:
1) руководители высшего звена – определяют основное направление деятельности организации, ее цели и задачи (генеральный директор, директора компании);
2) руководители среднего звена – отвечают за практическую реализацию решений, согласовывают усилия различных подразделений организации (начальник цеха, отдела);
3) руководители низшего звена – руководство деятельностью непосредственных исполнителей – рабочих и служащих (мастер, начальник участка, группы).
| |||
Профессиональная
структура
Распределение служебных функций
Рисунок 1.2. Структура распределения служебных полномочий в организации
Виды менеджмента
Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:
1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;
2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;
3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;
4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;
5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;
6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;
7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;
8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.
В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.
Принципы менеджмента
Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):
1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;
2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);
3) дисциплина;
4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;
5) единство действий, осуществляемых по единому плану;
6) подчинение личных интересов общим;
7) вознаграждение персонала;
8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;
10) порядок во всем;
11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
12) стабильность персонала;
13) инициатива в построении и выполнении планов;
14) корпоративный дух (единение персонала).
Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.