Сущность, цели и задачи управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды менеджмента

 

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

 

В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.

 

 

Принципы менеджмента

 

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):

1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;

2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);

3) дисциплина;

4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

5) единство действий, осуществляемых по единому плану;

6) подчинение личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

10) порядок во всем;

11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

12) стабильность персонала;

13) инициатива в построении и выполнении планов;

14) корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.

 

Вопросы:

1. Какие факторы определяют формирование и развитие национальных школ управления?

 2. Какие особенности свойственны японской модели менеджмента?

 3. Современный американский менеджмент: опыт и перспективы.

4. Определите направления развития европейской модели менеджмента. 

5. Каковы различия между моделями менеджмента?


 

 

Тема 2. Организация, ее сущность, виды и функции

 

 


Внешняя среда организации

Внешняя среда – это совокупность факторов окружающей среды, воздействующих на организацию.

Факторы внешней среды оказывают влияние на деятельность фирмы, поэтому организация должна эффективно реагировать и приспосабливаться к происходящим изменениям, для того чтобы выжить и достичь намеченных целей.

Все факторы внешней среды разделяют на 2 основные группы:

1) факторы прямого воздействия (микросреда) – факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относятся:

§ потребители (покупатели);

§ поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

§ конкуренты;

§ законы и государственные органы;

§ профсоюзы.

2) факторы косвенного воздействия (макросреда) – факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но впоследствии скажутся на ее деятельности. К ним относятся:

§ состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);

§ политика (политическая стабильность);

§ научно-технический прогресс;

§ социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности);

§ международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);

§ природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).

 

Внешняя среда характеризуется следующими признаками:

1. взаимосвязь факторов - изменение одного из факторов влечет за собой изменение другого фактора;

2. сложность – степень одновременного воздействия тех или иных факторов на функционирование организации;

3. подвижность – скорость изменения факторов окружающей среды;

4. неопределенность – недостаточность информации о факторах.

 

Составляющие мотивации

 

Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей.

Мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

Кроме того, причина поведения человека зависит от различных стимулов. Выделяют    4 основные формы стимулов:

1) принуждение (замечание, выговор, увольнение);

2) материальное поощрение (заработная плата, премия, путевки);

3) моральное поощрение (благодарности, звания, грамоты);

4) самоутверждение (изобретение, получение дополните6льного образования).

 

Мотивационный процесс происходит циклически и выглядит следующим образом:

 


                                                     

Рисунок 2.1. Схема протекания мотивационного процесса

Влияние мотивации на поведение человека в организации зависит от множества факторов:

§ заработная плата (справедливое вознаграждение за труд);

§ рабочая среда (обстановка, гибкий график);

§ стабильность (работа, положение);

§ собственное развитие (обучение, повышение квалификации);

§ полезность работы (результаты труда);

§ интерес к работе.

Однако влияние мотивации на поведение человека очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.


Критерии мотивации

 

Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Выделяют следующие основные критерии мотивации:

§ удовлетворение от выполненной работы;

§ реализация собственной точки зрения в улучшении своей работы;

§ чувство незаменимости для коллектива;

§ стремление к успеху;

§ признание и соответствующее поощрение;

§ информация о работе и о качестве труда работника;

§ высокий самоконтроль;

§ повышенные требования к работникам;

§ организация производства и соответствующая организация рабочих мест.

Результаты работы организации в целом зависят от деятельности каждого работника. Повышению эффективности работы способствует сплоченность коллектива, что выражается в тяготении членов группы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей.

 В организации различают индивидуальную и групповую мотивации. Существует взаимосвязь между индивидуальной и групповой мотивацией, которая состоит в сочетании индивидуальных и групповых целей и интересов. По мере усиления групповой мотивации происходит частичное замещение индивидуальных мотивов у конкретного работника групповыми. Это улучшает психологический климат в коллективе, повышает производительность труда. Эффективность работы группы зависит от ее численности (5-10 человек), состава (профессионализма), сплоченности и функциональных возможностей каждого.

Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпоративная культура, основными принципами формирования которой являются: высокий уровень этики, справедливая оценка труда, стимулирование ответственности, развитие инициативы, уважения к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала.

 

Теории мотивации

 

Представления о возможностях мотивации труда работниках отражены в различных теориях мотивации.

Теории мотивации разделяют на 2 группы:

 

1) Содержательные – основаны на изучении потребностей человека, влияющих на мотивы поведения. К ним относятся:

§ Теория иерархии потребностей А Маслоу – поведение личности направляется потребностью, наиболее сильной в данный момент. Маслоу выделил 5 групп потребностей, образующих иерархическую структуру («пирамида потребностей» Маслоу), причем удовлетворение потребностей происходит снизу-вверх, т.е. когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к удовлетворению следующей потребности более высокого уровня.

 

          Потребности                            Способы удовлетворения

 

 


 

В само-выра-жении
Достижение результатов независимо от последующего признания
                                                                       

                                                                            

 

 

 

 


Рисунок 6.2. Иерархия потребностей по Маслоу

§ Теория существования, связи и роста К.Альдерфера – потребности объединены в 3 группы, удовлетворение которых происходит в обе стороны, т.е. наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня:

потребности существования (физиологические и в безопасности);

потребности связи (социальные, в уважении и часть потребностей в безопасности);

потребности роста (самовыражения).

 

§ Теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда – выделены 3 вида основных потребностей (высшего уровня), которые могут быть достигнуты при занятии определенных должностей:

потребность достижения (успеха);

потребность власти;

потребность соучастия (признания, причастности).

 

§ Теория двух факторов Ф Герцберга – выделены 2 группы факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на мотивацию (удовлетворенность или неудовлетворенность работой):

гигиенические факторы (условия труда, заработная плата, режим работы);

мотивирующие факторы (достижение, признание, ответственность).

 

2) Процессуальные – основаны на выборе поведения в различных ситуациях. К ним относятся:

§ Теория ожиданий В.Врума – человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей.

 

§ Теория справедливости Адамса – люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. В случае несправедливости возникает психологическое напряжение, и уменьшаются затрачиваемые усилия.

 

§ Теория Портера– Лоулера – сочетает в себе элементы теории ожиданий и теории справедливости; устанавливает соотношение между уровнем приложенных усилий, вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты, при этом причиной удовлетворения человека являются результаты его труда.

 



Делегирование

 

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия – наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Полномочия ограничиваются инструкциями, должностными обязанностями, приказами и т.д.

Полномочия делят на линейные и штабные.

Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителю к подчиненному.

Штабные (аппаратные) полномочия основываются на делегировании различных функций аппарату управления. Они включают рекомендательные полномочия (получение консультаций), параллельные полномочия (система сбалансированной власти, например, директор – главный бухгалтер), функциональные полномочия (влияние аппарата управления на указания менеджера).

Ответственность – это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач.

С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. Принимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером.

 

При делегировании полномочий менеджер должен руководствоваться важными принципами. Делегировать подчиненным можно следующие дела:

1) подготовительные работы (подбор материалов);

2) рутинную, повседневную работу, которая требует обычных навыков и не связана с принятием серьезных решений (заполнение документации, составление отчетов по известным данным);

3) специализированную деятельность, которая требует особых знаний и умений.

Основные правила менеджера при делегировании полномочий:

§ понимание главных целей решаемых проблем при передаче полномочий подчиненным;

§ делегирование полномочий способным, инициативным работникам;

§ дозирование в передаче полномочий;

§ объективная оценка возможного риска;

§ регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.

Делегирование полномочий имеет положительные и отрицательные моменты.

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
Освобождение менеджера от части функций Раскрытие способностей подчиненных Приобретение сотрудниками навыков самостоятельной и ответственной работы Угроза невыполнения работы, ухудшение ее качества Появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников Усложнение процесса принятия окончательных решений

 

Тема 15. Контроль

 

Понятие и этапы контроля

 

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организаций своих целей, который заключается в сопоставлении фактического состояния фирмы с определенными критериями.

Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это неотъемлемая часть его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация, внутри которой контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Субъектами контроля выступают как менеджеры фирмы, так и государственные органы.

 

Любая процедура контроля состоит из 3 этапов:

1) выработка стандартов и критериев – в качестве стандартов используются цели (показатели), которые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы;

2) сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами – определение степени достижения целей;

3) принятие необходимых корректирующих действий – выбор одного из следующих действий:

§ ничего не предпринимается (при совпадении результатов со стандартами);

§ устранение отклонений (установление причин отклонений);

§ пересмотр стандартов (изменение стандартов).

 

Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, в ходе которого на основании полученной информации о состоянии объекта воздействуют на объект управления и устанавливают новые цели.

 

 


Рисунок 3.1. Этапы процесса контроля

 


Виды и принципы контроля

 

В управлении различают 3 вида контроля:

1) предварительный – контроль, осуществляемый до фактического начала работы. В его ходе выясняется, готова ли организация или ее подразделение к выполнению поставленных задач. Он используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

2) текущий – контроль, осуществляемый в ходе хозяйственного процесса. В результате своевременно выявляются отклонения, возникающие в ходе работы, что позволяет оперативно реагировать на меняющиеся факторы. Объектами такого контроля являются подчиненные, а субъектами – их начальники.

3) Заключительный – контроль, осуществляемый после выполнения работ. Он показывает, каких результатов добились люди, вскрывает недостатки в работе, выявляет их причины и является основанием для составления будущих планов.

С точки зрения степени охвата различают сплошной (полный) и выборочный контроль.

 

Эффективный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:

Контроль должен быть:

§ непрерывным (периодичным);

§ осуществляться в соответствии с четко сформулированными целями;

§ согласован с планированием;

§ гибким (в зависимости от ситуации);

§ результативным (полезным, своевременным);

§ ориентирован на конкретные результаты;

§ экономичным;

§ результаты контроля должны быть понятными для всех заинтересованных лиц.

 

Сущность, цели и задачи управления

 

Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».

Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:

§ техническое - управление технологическими процессами и оборудованием;

§ государственное - управление жизнью общества через органы власти;

§ идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий;

§ хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.

В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).

Субъектами коммерческой деятельности могут являться юридические и физические лица, которые наделены правом ее осуществления. Что касается объектов коммерческой деятельности, то ими являются конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.

Менеджмент – это процесс управления организацией.

При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие:

 

 

 


Рисунок 1.1. Составные определения сущности менеджмента

Менеджмент = искусство + опыт + обучение

 

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Цели менеджмента:

§ получение (увеличение) прибыли;

§ повышение эффективности хозяйствования;

§ удовлетворение потребностей рынка;

§ решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

§ организация производства конкурентоспособных товаров;

§ совершенствование производственного процесса;

§ внедрение новейших наукоемких технологий;

§ повышение качества продукции;

§ снижение затрат на производство.

Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации.

 Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от сложности решаемых ими задач и возлагаемых на них функций. Менеджеров подразделяют на три группы:

1) руководители высшего звена – определяют основное направление деятельности организации, ее цели и задачи (генеральный директор, директора компании);

2) руководители среднего звена – отвечают за практическую реализацию решений, согласовывают усилия различных подразделений организации (начальник цеха, отдела);

3) руководители низшего звена – руководство деятельностью непосредственных исполнителей – рабочих и служащих (мастер, начальник участка, группы).

 

 

     
 
Пирамида уровней управления демонстрирует уменьшение числа руководи-телей на каждом последующем уровне.

 

 


                                                                        Профессиональная

                                                                          структура

     

 


                    Распределение служебных функций

 

                 Рисунок 1.2. Структура распределения служебных полномочий в организации




Виды менеджмента

 

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

 

В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.

 

 

Принципы менеджмента

 

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):

1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;

2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);

3) дисциплина;

4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

5) единство действий, осуществляемых по единому плану;

6) подчинение личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

10) порядок во всем;

11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

12) стабильность персонала;

13) инициатива в построении и выполнении планов;

14) корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.