Лектор: Третьякова Елена Степановна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лектор: Третьякова Елена Степановна

 

Список литературы:

Электронный конспект лекций Третьякова.

Практика Экономика предприятия Третьякова, минимум теории.

Бабук Экономика производства. Есть теория и практика (задачи с решениями).

Нехорошева Экономика производства.

Русак Сапелкина Экономика предприятия, (материал представлен кратко в виде таблиц, диаграмм).

Тема 1 Производственные предприятия – основное звено национальной экономики.

 

1. Народнохозяйственный комплекс. Понятие отраслевой структуры производства.

2. Предприятие как субъект хозяйствования: цели, принципы организации.

3. Структура и функции действующего предприятия.

4. Организационно-правовые формы юридических лиц.

5. Основные признаки классификации предприятия.

6. Экономические ресурсы предприятия и факторы производства.

7. Предприятие как объект государственного регулирования.

 

Экономика это наука изучающая проблемы использования ограниченного количества экономических ресурсов с целью достижения наиболее эффективного и полного удовлетворения потребностей общества. Предметом дисциплины экономика производства является изучение конкретных форм проявления и использования экономических законов на уровне предприятия в сфере производства, а также условий под влиянием которых эти законы могут действовать с наибольшей эффективностью.

 

Народнохозяйственный комплекс. Понятие отраслевой структуры производства.

Национально хозяйство любой страны представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, сформировавшихся в результате экономического и социального развития общества на основе и специализации и кооперации труда международного сотрудничества с другими странами. С точки зрения участия в создании внутреннего валового продукта, общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу, которые в свою очередь подразделяются на специализированные отрасли.

Сфера материального производства включает промышленность (строительство, лесное хозяйство), а непроизводственная сфера (здравоохранение, образование, страхование).

Отрасль промышленности – это совокупность предприятий или объединений, которая характеризуется либо единством назначения вырабатываемой продукции, либо общностью технологических процессов, либо однородностью перерабатываемого сырья (занимаются одним видом производственной деятельности).

В экономике формирование отрасли обуславливается определенными условиями важнейшими из которых являются:

- наличие потребности в выпускаемой продукции;

- наличие соответствующих ресурсов.

 

Практика

Государственная регистрация - это совокупность действий направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования, в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъекта хозяйствования.

Статус юридического лица приобретается посредством государственной регистрации.

Учредительные документы:

1. устав – это свод правил, регистрирующий деятельность предприятий, взаимосвязи с другими организациями, права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.

2. учредительный договор – это документ в котором договоренные стороны определяют условия создания субъекта хозяйствования. Размер взноса в уставной фонд каждого из учредителей. Он регламентирует условия создания предприятия, цели, задачи, пути осуществления хозяйственной деятельности, состав участников и т.д.

При создании коммерческой организации в порядке установленных законодательством, формируется уставной фонд.

Уставной фонд – это минимальный размер имущества предприятия гарантирующий интересы его кредиторов. Его величина зависит от организационной правовой формы предприятия и является финансовой основой его деятельности. Две формы – денежная и не денежная.

Право собственности:

1. одного лица: государственное (республиканское и коммунальное) и частное(юридического лица и физического лица).

2. общая собственность: общая (совместная) и общая долевая (ООО, ОАО, ОДО, ЗАО).

УП (унитарное предприятие) – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по долям или по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен (отчитывается) (ст 113 Гражданский кодекс РБ). В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные УП либо частные УП. Имущество РУП (республиканское унитарное предприятие), находится в собственности РБ; имущество КУП (коммунальное унитарное предприятие), находится в собственно административно-территориальной единицы; имущество ЧУП (частное унитарное предприятие), в частной собственности.

ООО (ст 86 Гражданский кодекс РБ) – общество с ограниченной ответственностью, учрежденное двумя и более лицами общества, уставный фонд которого разделен на доли, в соответствии с учредительными документами (уставом). Участники ООО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ОДО (ст 94 ГК РБ) – общество с дополнительной ответственностью, уставный фонд которого разделен на доли определенных размеров, участники солидарно несут ответственность по его обязательству своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников, его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

ОАО (ст 96 ГК РБ) – открытое акционерское общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники общества акционеры, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости, принадлежащих им акций. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о вкладе владельца в уставный фонд данного общества.

ОАО, общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить) принадлежащие им акции, без согласия других акционеров, неограниченному кругу лиц. ОАО в праве проводить открытую подписку на выпускаемые акции и свободную продажу на условиях, устанавливаемых законодательством.

ЗАО, общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. ЗАО не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые акции.

 

Нематериальные активы.

Нематериальные активы – это часть имущества предприятия имеющего нематериальную основу получения дохода и приносящего экономическую выгоду на протяжении длительного периода времени. К ним относятся объекты интеллектуальной и промышленной собственности. Интеллектуальная собственность означает понятие, охватывающее авторское право, относящееся к интеллектуальной деятельности в области производства, программного обеспечения литературы и искусства.

Промышленная собственность – это понятие, используемое для обозначения исключительного права на объекты к которым относятся: результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, средства индивидуальных участников, гражданского оборота товара, работ или услуг (фирменные наименования и товарные знаки обслуживания) и другие результаты деятельности, предусмотренные законодательными актами РБ.

Изобретение – это новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области национальной экономики, дающее положительный эффект (право на изобретение удостоверяется патентом).

Патент – это документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.

Полезная модель – это техническое решение относящееся к устройствам, являющимися новыми и промышленно применимыми.

Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц.

Товарным знаком признается обозначение способствующее отличию товаров одного лица от других.

 Правовая охрана товарного знака на территории республики осуществляется на основании регистрации в патентном органе.

Состав оборотных средств.

Производственные запасы (ПЗ) – это та часть оборотных средств, которая в форме сырья и материалов находится на складе предприятия и предназначена для использования в производственном процессе. Важная особенность ПЗ – они еще не вступили в производственный процесс. В состав ПЗ входит:

- сырье – это материальные ресурсы требующие затраты труда для превращения в материалы.

- основные материалы – это продукция обрабатывающих отраслей промышленности, требующих затрат труда на данном предприятии для превращения их в готовые детали.

- покупные полуфабрикаты – предметы труда прошедшие предварительную обработку, но требующие дополнительных затрат труда для превращения их в готовые детали.

- комплектующие изделия – это конечная продукция используемая предприятием потребителем на сборочной стадии производственного процесса.

- вспомогательные материалы – расходуются в процессе производства для предания конечной продукцией определенных свойств (используются для облегчения процесса производства, воздействие на основные материалы, краски, химикаты, и т д.)

- топливо, и запасные части, используемые для ремонта основных средств.

НЗП – незавершенное производство – это совокупность предметов труда находящихся на различных стадиях производственного процесса, незаконченная продукция, выраженная в стоимостном виде.

Форму незавершенного производства принимают производственные запасы в момент поступления на первые операции производственного процесса. Таким образом в момент передачи производственных запасов со склада в производственный цех, они переходят в новое качество - незавершенное производство.

ГП – готовая продукция – это изделия полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам, принятые на склад и снабженные сертификатом или другим документом удостоверяющим их качество. Эта группа включает – товары, отгруженные, но еще не оплаченные покупателем – находятся в сфере обращения, рост данной группы следует сдерживать, т.к. это ухудшает финансовое состояние предприятия.

Дебиторская задолженность – это задолженность связана с расчетами, покупателями и с заказчиками за товары, работы и услуги.

Финансовые вложения – временно-свободные денежные средства, предприятия могут разместить в ценных бумагах, акции, облигации, либо в уставном фонде других организаций с целью получения процента.

Денежные средства предприятия – могут находится на расчетных счетах в банках и в кассе предприятия.

 

Сущность и функции цен

Цена – это денежное выражение стоимости товара, сумма денег, которую покупатель уплачивает, а продавец получает за проданный товар. Сущность цен раскрывается в выполняемых ими функциях:

1. Информационная, распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках;

2. Измерительная, посредством цен оценивается стоимость потребляемых факторов при изготовлении и реализации продукции;

3. Соизмерительная, заключается в сопоставлении ценностей различных товаров;

4. Учетная, посредством цен на предприятии учитываются затраты на производство продукции, кроме того цена является инструментом анализа, планирования и прогнозирования на предприятии;

5. Уравновешивающая, обеспечение равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением на конкретный вид товара;

6. Распределительная, посредством цен может осуществлять перераспределение спроса на тот или иной вид продукции, т.е. может быть увеличен спрос на товары у которых наблюдается перепроизводство (снизив цены) и снижен спрос на дефицитные товары;

7. Стимулирующая, создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении затрат, а в итоге стремление повысить конкурентоспособность продукции;

8. Внешнеэкономическая, цены выступают в качестве инструмента осуществления товарообменных операций, расчетов и платежей между различными странами;

9. Социальная, от уровня цен зависят реальные доходы населения, структура и объем потребляемых благ и услуг, размер потребительского бюджета.

 

2. Факторы ценообразования

Цены формируются под воздействием двух групп факторов: внутренних и внешних.

К внутренним относятся факторы, которыми можно управлять на уровне предприятия. Они полностью зависят от принимаемых руководством предприятия решений. Внутренние факторы:

- издержки производства или себестоимость;

- технология производства (освоение новых ресурсосберегающих технологий, конструктивное исполнение продукции);

- организация сервиса проданных изделий, послепродажного обслуживания продукции;

- реклама и продвижение товара на рынок;

- способ производства, определяемый серийностью выпуска продукции (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, чем продукция массового производства);

- цена тесно связана с жизненным циклом товара.

 

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, их влияние и степень воздействия на цены продукции предприятия определяется изменением общеэкономических условий в стране и за ее пределами, наличием на рынке и доступностью основных ресурсов. Внешние факторы:

- спрос и предложение;

- конкуренция или монополия на рынке;

- масштаб государственного регулирования;

- система налогообложения и степень налоговой нагрузки на предприятие;

- доступность факторов производства;

- уровень инфляции.

 

3. Структура цены. Стратегии ценообразования

В зависимости от сферы торговли различают:

1. Оптовые цены, используются при реализации продукции крупными партиями, это цена первого оптового покупателя;

2. Отпускная цена предприятия, цена применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставленную продукцию или услуги, со всеми покупателями кроме населения (она формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов);

3. Розничная цена, применяется при сбыте продукции через розничную торговую сеть, при относительно небольших объемах продаж, цена по которой товар реализуется населению;

 

Тарифы – это цены на услуги.

Торговая надбавка, предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу и получение прибыли от этих операций.

Ценообразование – это совокупность правил и методов формирования новых цен и внесение изменений в действующие. При разработке цен в РБ, все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определенный положением О порядке формирования цен и тарифов, в котором определено, что отпускные цены на продукцию производственного назначения формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов, прибыли с учетом качества продукции и коньюктурой рынка.

Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции и планируемую прибыль:

 – полная себестоимость продукции

 – планируемая прибыль, рассчитанная по показателям рентабельности

 

Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов:

 – косвенные налоги

 

Розничная цена формируется с учетом отпускной цены с добавлением торговой надбавки в установленном размере.

Выбор стратегии установления цены зависит от ситуации, в которой действует предприятие, т.е. предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Стратегия «снятия сливок». Суть ее в том, что с самого начала появления нового товара, на него устанавливается максимально высокая цена, в расчете на потребителя, готового купить по такой цене. Снижение цен происходит после того, как спадает первая волна спроса. Эта стратегия обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товаров. Основным недостатком такой стратегии является то, что она привлекает конкурентов, своей высокой ценой.

Стратегия «проникновения на рынок». Заключается в том, что предприятие устанавливает более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда объемы производства других товаров позволяют возмещать потери прибыли на отдельном изделии.

Стратегия «психологической цены». Основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателя, т.е. обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и исключение обмана. Учитывается также психологический момент, что покупатели любят получать сдачу.

Стратегия «следования за лидером». Предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, доминирующим на рынке.

Стратегия «скользящей цены». Предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Такой подход при установлении цен применяется чаще всего для товаров массового спроса.

 

Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия

Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации инновационного пути развития важная роль принадлежит базовому звену экономики – предприятию. Инновативность предприятия отражает его способность реагировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усовершенствования производимой продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, усовершенствование систем организации и управления. В настоящее время сформировалось два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятий.

1 подход. Традиционно инновационная деятельность предприятия рассматривается в рамках его научно-технической политики, связанной с разработкой и внедрением новых продуктов. В этом случае инновационная деятельность предприятия представляется в виде процессов по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технической подготовке производства и т.д. В качестве основных этапов инновационной деятельности выступают разработки, внедрение и освоение инноваций. Реализация этих этапов предусматривает следующие виды деятельности:

1. Проведение НИОКР по разработке введений новшества, лабораторных исследований, изготовления образцов новой продукции, подбор необходимого сырья и материалов и т.д.

2. Разработка технологического процесса изготовления новой продукции.

3. Проектирование, изготовление и освоение новой техники.

4. Разработка или приобретение информационных ресурсов.

5. Подготовка, обучение, переквалификация персонала.

6. Проведение работ по приобретению необходимой документации по лицензированию, патентованию и т.д.

7. Организация и проведение маркетинговых исследований по продвижение инноваций.

 

2 подход. Комплексный подход к инновационной деятельности ориентирован на использование нововведений, затрагивающих все сферы и области деятельности предприятия. В рамках этого подхода инновационная деятельность – это деятельность по проведению изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития.

 

Инновационная деятельность обладает рядом особенностей:

1. Высокая степень неопределенности результата и соответственно риска;

2. Значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат;

3. Особым значением человеческого фактора (успех инновации во многом зависит от личностных данных участников процесса, их компетенции, творческой активности, мотивации труда);

4. Необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;

5. Высокими затратами на начальных стадиях освоения нововведений;

6. Высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.

 

Для отражения участия предприятия в инновационной деятельности используется понятие инновационной активности. Уровень инновационной активности предприятия определяется количеством видов, выполняемой инновационной деятельности, ее качественными характеристиками и результативностью.

 

Лектор: Третьякова Елена Степановна

 

Список литературы:

Электронный конспект лекций Третьякова.

Практика Экономика предприятия Третьякова, минимум теории.

Бабук Экономика производства. Есть теория и практика (задачи с решениями).

Нехорошева Экономика производства.

Русак Сапелкина Экономика предприятия, (материал представлен кратко в виде таблиц, диаграмм).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.