методикой культурологического анализа диалогичности в русской культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Генетический 2. Морфологический 3. Аксиологический – 4. Компаративный 5. Диахронный 6. Синхронный;7. Биосферный 8. Феноменологический 9Семиотический – анализ культуры как знаковой системы.методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод переживания и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача - отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений культурной жизни. В этом направлении широко применяются структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.Культурология, как и другие гуманитарные науки, не ограничивается объяснениями. Задача культурологии - осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить лишь к системе знаний. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Назовем два наиболее значимых. Принцип культурно-исторического

43способами культурологической оценки смены представлений о культуре в историческом времени,культурология связана прежде всего с европейской традицией познания мира, необходимо рассматривать представления о культуре в рамках европейской цивилизации.Можно выделить следующие периоды развития культурологии:1) доклассический (Античность, Средневековье);2) классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);3) неклассический (конец XIX – первая половина XX вв.);4) постнеклассический (вторая половина XX в.).1. Античные представления о культуреСамо слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик М. П. Катон (234–149 гг. до н. э.).Совершенно в ином, переносном смысле применил слово «культура» выдающийся римский оратор и философ М. Т. Цицерон. Согласно Цицерону, культура – это «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все, созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой.Однако следует заметить, что культура по-прежнему понималась как «возделывание, обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такого возделывания может быть не только земля, но и сам человек. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.Представления о культуре в Средние векаМожно выделить следующие особенности средневековой культуры:1) на смену представлениям о вечности Космоса 2) еще одной характерной особенностью средневековой культуры является символизм. \3) аскетизм (элемент аскезы, отречения от мира). \4) составляющим пластом средневековой культуры (а в дальнейшем и особенностью русской национальной культуры) является созерцательность.5) происходит переосмысление античных представлений о прекрасном.Сократ ввел понятие «колокогатия» – прекрасное и доброе, что служило характеристикой идеального человека.Некоторые итоги античного представления о «прекрасном» подвел Плотин в своих произведениях: «О прекрасном», «О мыслимой красоте». Красота, по Плотину, состоит из трех ступеней:1) высшая \;2) вторая ступень \3) ничтожная ступень.Культура в своем развитии проходит через определенные этапы:1) Век Богов 2) Век Героев,т л3) Эпоха Людей Таким образом, характерной особенностью культуры (или цивилизации) XX в. является возникновение бессмертного человека-массы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.