Экзистенциализм стал самым мощным порождением философии жизни, вобрав в себя в качестве основы также феноменологию, идеи Кьеркегора и многое другое.Среди представителей религиозного экзистенциализма называют обычно Н.А.Бердяева, К.Ясперса, Л.Шестова, С.Франка и др.Все достижения культуры символичны, а не реалистичны». Культура, таким образом, не просто «не есть сама сущая жизнь», она выше жизни. Культура имеет зарождение, расцвет и упадок.взгляды О.Шпенглера на цивилизацию как последнюю фазу развития культуры, ее упадок. Он также противопоставлял культуру цивилизации и опирался при этом на характеристики Шпенглера, добавив к ним лишь некоторые, в частности, по его мнению, в культуре «символически выражена духовная жизнь», творческое и консервативное начала сосуществуют одновременно, и если одно из них начинает доминировать, то культура гибнет.Говоря о русской культуре, Бердяев подчеркивал ее своеобразие. Прежде всего в русской культуре доминирует русская идея общинности («коммюнотарности»), идея братства людей и народов. Она сформировалась во многом благодаря географическому фактору — огромному пространству страны, а также благодаря «силе стихии и слабости формы», наблюдаемой в русской душе. «Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности». Известны яркие определения русской души, данные философом, его рассуждения о «вечно бабьем» в ней, о слабых и сильных сторонах, о двух главных элементах — «первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру».Предложенная Бердяев. подчеркивал прерывность русской истории, выделяя ряд образов России: Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская, Россия советская, новая Россия. Нельзя не согласиться с ученым, что русскую культуру неверно считать «молодой»: «В известном смысле Россия — страна старой культуры. Будущее русской культуры философ видел в создании царства «свободы», где восторжествует «человечность», личность станет «богочеловеческой», бытие — «вечным творчеством, свободным и огненным»...В целом его концепцию культуры можно назвать религиозно-антропологической. Свой вклад Бердяев внес и
37.методикой познания культурологии как типа социальной теориисоциальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов , зафиксированных в религии , философии , искусстве и т.д. Предметом культурологии , естественно , является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм , имеющий собственные законы существования , которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций .История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея , а как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность осуществления такого процесса в будущем.).Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса. В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного ( общего ) закона развития человечества, то передкультурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры.Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального организма . Основная задача ( цель ) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное каковладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.