Взгляды на культуру представителей классической немецкой философии и немецкого романтизма оказали большое влияние на русскую общественную мысль первой половины XIX в.Взгляды славянофилов сложились в идейных спорах, обострившихся после опубликования «Философических писем» П.Я. Чаадаева Славянофилы близко приняли гегелевскую идею о призвании народов. Они настаивали на самобытности и своеобразии русского народа и славян в целом. Если западники видели своеобразие России лишь в ее отсталости, а ее будущее – в приобщении к цивилизации Запада, то славянофилы верили в особый тип культуры России, возникший на духовной основе православия, и в особую роль России. В ее отсталости они видели залог ее будущего величия. При этом они ссылались на Гегеля, который отмечал особую весомость России во всемирной истории и ее богатые возможности. Связь между немецкой философией и славянофильством очевидна. Но это не означает, что славянофилы полностью принимали философский идеализм Шеллинга или Гегеля. Они очень критически относились к отвлеченному характеру и рационализму учений немецких философов, видели их ограниченность, необходимость замены идеализма противоположным учением.
29Методом и принципах изучения культуры,Методы изучения культурыПоскольку культурология включает в себя множество различных культурологических методов, а также методы смежных наук.Выделют комплекс методов Синхронический метод.Диахронический метод Сравнительно-исторический метод научные данные.Системный метод Семиотический метод интерпретирует культурную среду как особую знаковую систему. Биографический метод посвящен анализу продуктов культуры через «линии жизни» их творцов.Принципы культурологического анализаВажнейшими являются принципы историзма и целостности.Принцип историзма основан на том, что все отдельные события, явления и факты культуры следует рассматривать исходя из особенностей времени их создания, а также различных социальных, политических и экономических условий. Культура, согласно этому принципу, есть «надстройка» над «базисом» социально-экономических отношений, от которых она напрямую зависитПринцип целостности состоит в том, что каждый отдельный этап культурного развития необходимо изучать во всем многообразии включенных в него фактов и событий культуры.Эти два принципа являются наиболее важными потому, что они напрямую направлены на поддержание объективности культурологического исследования. Она указывают на то, что никакие мировоззренческие и политические позиции не должны управлять ученым при анализе сложного и многообразного измерения человеческой культуры.
30 навыками определение специфики периодизации первобытной культуры
Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:• каменный век бронзовый век железный век Каменный век Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.Социальная классификация отдельных этапов первобытной культуры выглядит так: эпоха родового стада
31культурой мышления при анализе принципов гуманизма и антропоцентризмаГуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности.Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения - возрождение философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления стало метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм -- воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.античный ренессансный возрождение гуманист
32способами системного,целостного взгляда на периодизацию средневековой культуры Европы
Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца 5 - 6 вв. до 16 в. (или включая его). Этот период в свою очередь делят на: раннее Средневековье (6-10 вв.),высокое или середину Средневековья (11-13 вв.),позднее или эпоху Возрождения (14-16 вв.).Северо-Западная, Центральная и Восточная Европа, ряд территорий в Центральной Азии, Океании, Индонезия и др. в большей мере сохраняют элементы культурного развития, свойственные Древнему времени.Что касается юга и юго-востока Европы, то здесь культурное развитие опирается на традиции, сложившиеся еще в Римское время.Города Италии и юга Франции, Испании, территории Балканского полуострова отличаются интенсивностью культурного обмена, "оглядкой" на прошлое, сохранением рудиментов прошлых достижений в разных областях.Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. культурное развитие этого государства до 15 в. не прерывалось.Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.
33 целостным подходом к анализу светской и религиозной трактовки сущности культурыОтличия религиозной и светской культур:
1) по способу организации: религиозная культура моноцентрична, а светская -плюралистична.Религиозная реальность, постигаемая, главным образом, посредством мистической интуиции, имеет в пределе «монистический» («Я есмь начало и конец, альфа и омега») характер.Тогда как реальность материального свойства, постигаемая в основном чувственным путем, напротив, имеет характер «плюралистический».Это заставляет предположить, что сами принципы самоорганизации, определяющие архитектонику системного ядра и, соответственно, общий характер структуры социального знания, лежащего в основе светской и религиозной культур, существенно различны.2) по структуре: религиозная культура строится по принципу пирамиды, а светская - по горизонтали.Культурная система, сформировавшаяся «под знаком» религии, в идеале моноцентрична. Ее «жизненный мир» тотален. П. Флоренский, так определил религиозную культуру: «kultura – то, что от культа присно отщепляется, – как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его…».Иерархия ценностей здесь полностью поглощается религиозным сакральным отношением, в силу чего все категории такой культуры, в конечном счете, сходятся в одной точке и, таким образом, вся социально-познавательная система религиозной культуры формируется по принципу классической ПИРАМИДЫ ( вертикаль).3) по очерченности границ: религиозная культура имеет жесткие рамки, а светская - не имеет четких границ.религиозной культуры характерно формирование собственных культурных систем, а для светской культуры самые разные, подчас противоречащие друг другу мировоззрения и идеологии соединены в общую систему, являясь как бы многими и по большому счету равноценными вариантами одного определенного типа отношения к действительности.О светской культуре можно сказать, что в своем содержательном аспекте системное ядро светской культуры предполагает сосуществование нескольких или даже многих взаимодополняющих центров, каждый из которых специализируется на осмыслении и социальной регуляции определенной сферы социально-культурной жизни.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.