Навыками анализа информации с точки зрения социологического подхода к культуре.соотношение культуры и социальной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

культура отличает одно общество от другого;основы социализации личности обеспечения преемственности в развитии общества; мобилизации людей на достижение социальных целей.Формы культуры.В социологии культура изучается через систему ее форм и элементов. Длительная история становления и развития общества сформировала разнообразные культурные формы. Для их изучения выделяют различные основания. В зависимости от социальной роли различают доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.Доминирующая Как правило, доминирующая культура разделяется большинством членов общества. Но в любом обществе существуют различные социальные, демографические и профессиональные группы, каждая из которых создает собственную субкультуру.Субкультура– Кроме субкультуры в обществе существует контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и разрушает ее (например, культура преступных организаций, экстремистских политических движений, некоторых религиозных сект). Контркультура получает распространение в обществе со слабыми социальными институтами, в условиях экономических и политических кризисов и наносит ему непоправимый вред. Для ее нейтрализации используется весь арсенал средств – от поддержки и развития доминирующей культуры до вооруженной борьбы.В зависимости от того, кто создает культуру и кому она предназначена, различают ее формы - народную, массовую и элитарную.Народная культураМассовая культура Элитарная культура Основные элементы культуры.Элементы культуры можно разделить на материальные и духовные. К числу материальных элементов относятся так называемые артефакты - физические объекты, созданные людьми в процессе трудовой деятельности и творчества: дома, машины, книги, произведения искусства. Основное же свое внимание социология обращает на нематериальные элементкультуры,выступающиерегуляторами социального взаимодействия: язык и ценности, нормы и правила, законы и традиции, церемонии и обычаи.Многие элементы культуры носят всеобщий характер, их можно обнаружить в различных культурах мира. Занимавшийся изучением этого вопроса Дж. Мердок выделил более 70 таких элементов, которые назвал культурными универсалиями. К их числу были отнесены язык, этикет, ритуалы, связанные с рождением и смертью, обычаи ходить в гости, дарить подарки, украшение жилища и тела, гигиенические правила, спортивные правила, толкования снов и наблюдения за погодой. Наличие культурных универсалий свидетельствует о том, что люди независимо от того, где живут, находят однотипные ответы на вопросы, которые ставит перед ними природная или социальная средаВажнейшей составляющей процесса социализации выступает усвоение фундаментальных элементов культуры. Прежде всего, это ценности- значимые для людей материальные и духовные объекты, принципы, идеалы, нормы, вовлеченные в сферу социальных отношений.В процессе жизнедеятельности человек оценивает те или иные явления действительности, свои или чужие поступки на основании определенных общих критериев: хорошо-плохо, приемлемо- неприемлемо. Эти критерии и есть ценности. Ценность, таким образом,- это значение предмета или явления для человека, но не сам предмет. Вне человеческих отношений говорить о ценности

39способами культурологического анализа модернизма и постмодернизмаДля модернистских текстов характерна игра на грани вымысла и реальности, отличить которые друг от друга порой очень сложно. В творчестве Ф. Кафки балансирование на грани двух миров становится принципом поэтики. Герои Кафки, как кажется на первый взгляд, живут в обыденной реальности, но уже в следующее мгновение происходит событие, которое выворачивает наизнанку строго логичный мир.Постмодернизм такую цель не преследует. "Художественная практика постмодернизма есть не созидание нового мира, но дотошное повторение современного невроза, воспроизведение болезненных состояний в столь же лоскутных, осколочных и разорванных формах", - пишет современный исследователь эстетических систем Постмодернистское мышление принципиально антииерархично. Если модернизм стремится к воплощению завершенных и целостных художественных форм, то постмодернизм отвергает саму возможность овладения реальностью при помощи определенного метода или стиля. Любая целостность разрушается: постмодернизм предлагает игру вместо цели, анархию вместо иерархии, малую историю вместо великой истории, иронию вместо серьезности Ж.Ф. Лиотар в основополагающем для теории постмодернизма труде " В "век постмодерна" происходит разрушение "великих метарассказов", "легитимирующих", объясняющих и "тотализирующих" представления о реальности. Отталкиваясь от концепции Лиотара, голландский исследователь Д. Фоккема, приходит к выводу, что в постмодернизме невозможно сконструировать модель мира, так как отсутствует иерархический порядок или определенная система приоритетов. Постмодернистская картина мира воссоздает хаос, а точнее, "максимальную энтропию", основанную на "равновероятности и равноценности всех конститутивных элементов" Основным различием двух художественных систем ХХ века является отношение к природе, которое меняет характер эстетического мышления. В модернизме природа противопоставлена культуре, причем ведущая роль последней декларируется, тогда как в постмодернизме природа и культура равнозначны и едины, следовательно, отношение к культуре может быть избирательным Постмодернизм под культурой понимает гипертекст, то есть текст, замкнутый на себя, устроенный так, что "он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов" Простейшим примером гипертекста является энциклопедический словарь, в котором каждая статья имеет отсылки к другим статьям того же словаря. Как человек пользуется разными дарами и благами природы, полезными ископаемыми, так и постмодернисткое искусство обращается к отдельным эпохам, стилям, подчас сталкивая их и разрушая целостность каждого элемента. В постмодернизме правят горизонтальные структуры, которые приходят на место вертикальной иерархии, присущей всем предшествующим типам культурного сознания. Поэтому место пародии, распространенной в искусстве модернизма, занимает пастиш. Пародирование возможно лишь при существовании серьезного объекта, который можно подвергнуть снижению и осмеянию. Постмодернизм не имеет универсальной системы ценностей. Более того, сама культура стала предметом изображения, в котором отсутствует серьезность.

40 синтезом специфики и материальной основы западноевропейской культурыКультура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью, отличается языком описания, спецификой анализа, методами исследования и т.д. Каждый из этих элементов, в свою очередь, делится на подвиды, обладающие своей спецификой, существующие между собой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.Материальная культура - это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального производства, культура быта).Средневековая культура -- европейская культура в период с V по XVII в. (подразделяется на три этапа: культура раннего средневековья V-X вв.; средневековая культура ХI-ХIII вв.; культура позднего средневековья XIV-XVII вв.). Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец -- с её возрождением в Новое время. Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество. С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, -- духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.). В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) -- организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы.В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты. Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины. Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы.Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы обусловили основные доминанты в культуре этой эпохи. Развитие торговли и промышленности содействовало объединению интересов

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.