Производительность труда, ее измерители и определяющие факторы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производительность труда - один из важнейших показателей деятельности предприятия, характеризующий результативность, эффективность производственной деятельности людей. Производительность труда, определяемая количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, свидетельствует, прежде всего, об эффективности использования трудовых ресурсов. Производительность труда можно также оценить и обратным показателем трудоемкостью,т.е. затратами рабочего времени на единицу произведенной продукции.

Широко применяемым и наиболее универсальным показателем уровня производительности труда является выработка, которая, в зависимости от используемых измерителей, может быть рассчитана тремя методами: натуральным, стоимостным и нормированного рабочего времени (трудовым).

Выработка представляет собой количество продукции, производимое в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в день, месяц, квартал, год.

Самым простым и достоверным является натуральный метод, по которому объем выработанной продукции измеряется в натуральном выражении.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры) используются, как правило, при изготовлении однородной продукции, они просты и наглядны. Однако, область их применения ограничена, так как они не позволяют соизмерить массу различных потребительских стоимостей в случае изготовления предприятием широкой номенклатуры изделий.

 

Стоимостной метод заключается в определении выработки как отношения объема произведенной продукции в стоимостном выражении к затратам рабочего времени. В качестве объема произведенной продукции могут быть взяты показатели: валовой, товарной, нормативно–чистой и чистой продукции, а также валового дохода.

Трудовой метод измерения производительности труда основан на оценке объема выпущенной продукции в единицах нормированного времени - нормо-часах. Необходимыми условиями применения этого метода являются равнонапряженность норм, охват нормированием рабочих, находящихся на повременной оплате труда. Этот метод имеет свои недостатки. Например, при использовании нормо-часов не учитывается сложность и качество труда.

В то же время в производственной практике в различного рода расчетах, в том числе роста производительности труда широко применяется показатель трудоемкости, т.е. затрат рабочего времени на единицу продукции в натуральном выражении. В зависимости от степени охвата затрат труда трудоемкость может быть полной, технологической и производственной. По полной трудоемкости продукции учитываются затраты труда всего промышленно-производственного персонала, тогда как по технологической трудоемкости - затраты труда только основных производственных рабочих.

Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются неиспользуемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Факторы роста производительности труда зависят от отраслевой принадлежности предприятия и ряда других причин, однако общепринято выделять следующие группы факторов:

- повышение технического уровня производства;

- улучшение организации производства и труда;

- изменение объема производства и структурные изменения в производстве;

- изменение внешних, природных условий и др.

 

28. Планирование как инструмент управления фирмой: принципы и этапы планирования, виды планов.

Планирование - это процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития организации, обеспечивающих её соответствие потребностям рынка и на основе этого - увеличение объёма продаж и максимизации прибыли.

Основными задачами,решаемыми в процессе планирования, являются:

1. выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

2. увеличение объёма продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

3. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и цен на них;

4. снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

5. создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности

 

Виды планирования:

1. Технико-экономическое планированиепредусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики организации. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

2. Оперативно-производственное планированиепредполагает последующую детализацию технико-экономических планов организации. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

3. Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящем руководством.

4. Тактическое планированиепредполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т.д.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

5. Стратегическое планированиеориентировано на разработку общей стратегии организации и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д.Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет

6. Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей организации и не имеет установленных временных границ.

7. Рыночное планирование основывается на взаимодействие спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

8. Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы.

9. Централизованное (директивное) предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненного организации планов показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки

10. Краткосрочное планирование осуществляется на период от 1 до 3 лет. Его особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года - каждые полгода или ежегодно. Краткосрочное планирование является основой текущего, в котором показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

11. Среднесрочное планированиеохватывает промежуток от 3 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом.

12. Долгосрочное планирование(5-10 лет) создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствования на определенный период, и его результатом являются планы предприятия по различным вицам его деятельности (производство, реализация, затраты, финансы и т.п.).

 

Принципы планирования.

Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов во всех организациях.

Принцип непрерывности заключается в том, что в каждой организации процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип единствапредполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития организации (планы отдельных структурных подразделений должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития).

Принцип гибкости опредполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей.

Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования.

Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

 

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов:

 балансового,нормативного,истемно-аналитического,сетевого,программно-целевого,

экономико-математического и др.

Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда.

Сетевой метод применяется при планировании, подготовке производства новой продукции.

Графический метод может иметь различные формы: сетевой, линейный (который составляется в осях координат, где х – время работы, у- вид работы)и т.д.

Программно-целевой метод разрабатывается при разработке сложных проектов, где учавствует много исполнителей.

Экономико-математические модели применяются в планирование в различных модификациях: составляется модель из ряда показателей и коэффициентов.

 

29. Характеристика плана развития предприятия, его основных разделов. Цели и значение бизнес - планирования. Характеристика разделов бизнес-плана, методика разработки и оформления.

Бизнес-план – документ, который описывает все основные аспекты будущей деятельности фирмы, анализирует проблемы, с которыми она может столкнуться в процессе своей деятельности, определяет способы решения этих проблем.

1) титульный лист. Название фирмы и ее адрес; данные о предпринимателе (ФИО, адрес и телефон); указывается, в чем состоит суть проекта (вкратце); предполагаемая общая стоимость данного проекта; обязательно указывается, что все сведения, находящиеся в данном бизнес-плане не должны разглашаться; указывают, где и у кого именно предполагается получить средства для проекта (источники). 2) резюме.Этот раздел необходим по одной простой причине - привлечение инвесторов или кредиторов. Раздел состоит не больше, чем из 4 страниц, но не меньше 2-ух. Здесь предприниматель должен убедить будущих инвесторов в том, что его проект перспективен, товар (услуга) способен конкурировать с подобными товарами (услугами). И в конце резюме предпринимателю необходимо привести сведенья о предполагаемых объемах продаж (на пару лет вперед), каких объемов будет выручка от продажи товара, сколько понадобиться денежных средств на производство. И конечно, через, какой промежуток времени он планирует вернуть кредиторам их вложения. 3) Анализ положения дел в отрасли.В данном разделе описываются "отраслевые исследования", то есть исследования отрасли, в которой предприниматель планирует работать, ее развитие на ближайшее время. Это как краткий исторический курс, который включает ответы на вопросы: как обстояли дела в отрасли за пять прошедших лет, ожидаемые темпы развития отросли, количество новых фирм, возникших в отрасли за прошедшие три года, какие за последнее время появились новые виды товара, описание потенциальных конкурентов. 4) Сущность предполагаемого проекта. (Описание товара, который планируется выпускать в производство (наименование товара (услуги), полностью описать товар (услугу) и предоставить сведения о товарном знаке и патенте (если таковые имеются, местонахождение фирмы, какой квалификации и специальности необходимы работники, какое для офиса нужно оборудование, небольшое собственное резюме (образование, возраст, интересы, увлечения), какова причина желания стать бизнесменом (предпринимателем), чем обоснованна уверенность в успехе, стадия разработки товара на данный момент). Следует поместить в данный раздел товар в виде рисунка или фотографии, указать предполагаемую цену и предполагаемые издержки, качественные характеристики товара, в чем преимущество его упаковки и дизайна. 5) Производственный план. Здесь не только нужно описать производственный процесс, но и убедить партнеров, что Вы сможете выпустить такое количество товара, которое предполагаете, причем уложитесь в установленные сроки и качество от этого не пострадает и кроме того будет соответствовать стандартам на данный товар. 6) Маркетинговый план. В этом разделе необходимо изложить изучения внутренних и внешних факторов, влияющих на успешное завоевание рынка. К внешним факторам относятся факторы, на которые предприниматель не может воздействовать, то есть изменить, но обязательно должен принимать их во внимание. 1) динамика ВНП; уровень и динамика доходов населения, безработицы, инфляции и другие экономические факторы 2) численность населения и ее динамика, изменение моды, здоровое питание и образ жизни, отношение к творчеству и потребность в нем и другие демографические и культурные факторы 3) развитие технологии в мире, в отдельно взятом государстве и в отдельно взятой отрасли 4) описать цикл жизни Вашего товара. К внутренним факторам относятся факторы, на которые Вы непосредственно можете оказать воздействие - это контроль за финансовыми ресурсами, кадрами, поставщиками; 7) Организационный план.Здесь необходимоуказать форму собственности, указать своих партнеров и основных пайщиков и сведения о них, какую меру ответственности несут партнеры, кто входит в руководящий состав и сведения о них, организационные структуры и как будут распределяться обязанности. В первую очередь, Вы должны перечислить всех членов, входящих в руководящую группу, их краткая биография и обязанности, возлагаемые на каждого в отдельности. Вы должны указать, как руководство намеренно осуществлять кадровую политику 8) Оценка риска. В данном разделе Вы должны указать все возможные формы риска и как Вы собираетесь предотвращать их или сокращать. Но не в коем случае нельзя ничего скрывать в данном разделе. Первый источник риска это, конечно же, конкуренты, поэтому необходимо описать конкуренцию на рынке товара, который Вы производите. Облегчит Вам задачу список вопросов, на которые необходимо ответить: Кто Ваши главные конкуренты, Какие у них объемы продаж, какие доходы, какой технический сервис, внедряют ли они новые модели, какое внимание и какие денежные средства они затрачивают на рекламу своего продукта (товара), Как реагирует покупатель на их товар, какие характеристики у данного товара, какой дизайн и качество, Чем руководствуются конкуренты, устанавливая цену на свой товар и какой уровень их цены. Естественно, что точно определить, дать оценку (и определить, во что Вам это все выльется) всех рисков не удастся, но примерно - возможно. После всего, Вы должны описать какие будут предприняты меры, и разработать собственную программу страхования от них. Так же Вы обязательно должны указать, какие страховые полюса Вы предполагаете приобрести и на какую сумму. 9) Финансовый план.Здесь Вы должны объяснить, откуда будут поступать денежные средства, каким образом Вы собираетесь их потратить, сколько денег в наличии на данный момент, а сколько необходимо. Разделы финансового плана: 1) Прогноз будущего объема реализации 2) Соотношение поступающих денежных средств и расходов 3) Таблица, содержащая затраты и доходы 4) Свободный баланс пассивов и активов фирмы 5) График, который показывает, как Вы намеренны осуществить план по самоокупаемости.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 356.