Акредитация — официальное признание правомочий осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации.
Поядок аккредитации органа по сертификации:
• подача заявки и соответствующих документов (копия устава,проект положения об органе по сертификации и т.д.);
• проведение научно-методическим центром сертификации предварительной оценки готовности организации к аккредитации;
• составление экспертного заключения;
• проведение окончательной проверки организации;
• составление акта о результатах оценки готовности органа по сертификации к выполнению работ по сертификации в организациях;
• принятие решения по результатам экспертизы об аккредитации или об отказе в аккредитации;
• оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации (при положительном решении об аккредитации);
• проведение последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.
Порядок аккредитации испытательных лабораторий:
• подача заявки и соответствующих документов (копия устава, проект положения об органе по сертификации и т.д.);
• проведение научно-методическим центром сертификации предварительной оценки готовности лаборатории к аккредитации;
• составление экспертного заключения;
• проведение выборочных контрольных измерений;
• проведение проверки и оценка результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в испытательной лаборатории;
• составление акта о результатах оценки готовности испытательной лаборатории к проведению измерений для целей сертификации работ;
• принятие решения по результатам экспертизы об аккредитации или об отказе в аккредитации;
• оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации (при положительном решении об аккредитации);
• проведение последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.
Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий осуществляется специально созданной комиссией. При принятии решения о выдаче аттестата аккредитации определяются условия осуществления инспекционного контроля. В рамках инспекционного контроля могут проводиться плановые и внеплановые инспекционные проверки.
Регистр систем качества
Регистр систем качества — система, включающая в себя Ростехрегулирование, совет по сертификации систем качества и сертификации производств и другие организации, деятельность которых направлена на формирование и реализацию политики в области сертификации систем качества и сертификации производств.
Цели Регистра:
· обеспечение работ по сертификации систем качества (производств) при сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р;
· приведение деятельности по сертификации систем качества в соответствие с международными нормами и правилами.
В Регистр входят:
· Госстандарт России;
· Технический центр Регистра;
· Совет по сертификации систем качества и сертификации производств;
· комиссия по апелляциям;
· Научно-методический центр Регистра;
· органы по сертификации систем качества;
· держатели сертификатов.
Госстандарт России:
· определяет структуру Регистра;
· разрабатывает инфраструктуру органов по сертификации систем качества и правила функционирования;
· принимает решения и корректирует работу Регистра;
· рассматривает и подготавливает к утверждению руководством нормативные документы Регистра и осуществляет конроль деятельности;
· принимает участие в работе комиссии по апелляциям.
Технический центр Регистра:
· подготавливает предложения на утверждение;
· организует и участвует в аккредитации и инспекционном контроле органов по сертификации систем качества;
· участвует в сертификации экспертов;
· ведет учет сертифицированных систем качества (производства);
· организует публикацию официальной информации;
· представляет информацию заинтересованным организациям и органам по сертификации;
· осуществляет сбор и анализ информации о работе Регистра;
· взаимодействует с различными организациями в области сертификации.
Совет по сертификации систем качества и сертификации производств:
· рассматривает проекты нормативных и организационно-методических документов в области сертификации систем качества и сертификации производств;
· готовит предложения по изменениям и дополнениям, вносимым в проект;
· разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности участников Регистра;
· рассматривает и готовит рекомендации по направлениям международного сотрудничества в области сертификации систем качества и сертификации производств.
В состав Совета входят представители Технического центра Регистра, Научно-методического центра Регистра, руководители отдельных органов по сертификации, изготовители, исполнители, потребители и др.
Комиссия по апелляциям:
• принимает и рассматривает жалобы по вопросам сертификации, инспекционного контроля, приостановления или отмены действия сертификатов и т.д.
В состав комиссии входят представители Технического центра Регистра, Научно-методического центра Регистра, органов по сертификации систем качества и др.
Научно-методический центр Регистра:
· разрабатывает и информирует о нормативных и организационно-методических документах по сертификации систем качества и сертификации производств;
· разрабатывает учебные программы;
· ведет учет нормативной и организационно-методической документации;
· обеспечивает функционирование автоматизированной информационной подсистемы «Сертификация»;
· взаимодействует с органами по сертификации и участвует в работе технических комитетов ИСО (по принадлежности) и других международных организаций.
Орган по сертификации систем качества:
· проводит оценку и сертификацию систем качества (производств);
· оформляет, регистрирует и выдает сертификаты соответствия;
· ведет реестр сертифицированных систем качества и реестр сертифицированных производств.
· представляет информацию в Технический центр Регистра для учета и публикации;
· обеспечивает инспекционный контроль;
· информирует о приостановлении или отмене действия сертификатов;
· несет ответственность за свои решения о выдаче, подтверждении, приостановлении и отмене действия сертификатов, а также расширении или сужении области сертификации;
· обеспечивает конфиденциальность информации;
· обеспечивает рассмотрение апелляций, жалоб и разногласий заявителей и держателей сертификатов;
· разрабатывает и совершенствует документы системы качества органа по сертификации;
· обеспечивает повышение профессионального уровня экспертов;
· осуществляет контроль за использованием знаков соответствия системы качества;
· взаимодействует с организациями, в том числе и международными, в области сертификации.
Держатель сертификата:
· обеспечивает стабильность эффективного функционирования систем качества и условия для проведения инспекционного контроля;
· информирует орган по сертификации об изменениях (в струк-
турной схеме, конструкции изделий, технологии или условиях изготовления и др.), существенно влияющих на качество
выпускаемой продукции;
· использует сертификат и документы по сертификации строго по назначению.
3.18. Сертификация систем качества (производства)
Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Сертификация систем качества — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что система качества соответствует установленным требованиям выбранной модели (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р ИСО 9003 или иным документам).
Сертификация систем качества (производства) в Российской Федерации осуществляется в добровольной и обязательной форме, проводится для создания уверенности у потребителей и других заинтересованных сторон в соответствии качества производимой продукции или услуги.
Сертификация систем качества (производства) проводится:
· аккредитованными органами по сертификации;
· юридическими лицами, взявшими на себя функцию органа по добровольной сертификации систем качества.
Сертификация систем качества (производства) осуществляется на соответствие стандартам, положениям и прочим документам, разработанным в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и другими международными, региональными или национальными документами, содержащими требования к системам качества.
Орган по сертификации систем качества должен иметь штатный персонал экспертов, способных осуществлять работу по сертификации систем качества в зарегистрированной области деятельности. При необходимости может привлекаться внештатный персонал экспертов соответствующей квалификации.
При подготовке экспертов учитываются требования, установленные в ГОСТ Р ИСО 10011-2.
Эксперт по сертификации систем качества — специалист, имеющий квалификацию для проведения проверки системы качества и получивший сертификат на право проведения работ.
Для проведения проверки и оценки системы качества эксперт должен получить официальное назначение.
Основные принципы организации работ по сертификации систем качества (производства):
• целевая направленность — необходимость осуществления сертификации системы с четко определенной целью;
• бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
• добровольность — проведение на производстве сертификации может быть только добровольным, по инициативе и при наличии заявки от этого предприятия;
• объективность — проверки и оценки системы качества (производства) при ее сертификации должны осуществляться компетентными, высококвалифицированными специалистами. Ни один сотрудник, участвующий в сертификации, не может быть прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции;
• конфиденциальность — орган по сертификации и его сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с поставщиком;
• проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регистрируемой сфере;
• достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.
Нормативная база сертификации систем качества содержит документы, устанавливающие требования к:
• системам качества;
· правилам и процедурам проверки и оценки систем качества;
• персоналу, осуществляющему сертификацию систем качества;
• органам по сертификации систем качества.
Основные формы доведения информации о проведении сертификации системы качества до потребителей — сертификат сооветствия системы качества и знак регистра. Знак соответствия системы качества состоит из единого Знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертификации, и Знака органа по сертификации.Знак соответствия размещается на сертификате на систему качества.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 701.