Категории нормативных документов по стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В России нормативные документы по стандартизации делятся на следующие категории:

1. Государственные стандарты РФ (ГОСТ) — стандарты, обязательные к применению всеми предприятиями и организациями во всех отраслях народного хозяйства;

2. Отраслевые стандарты (ОСТ) — стандарты, обязательные к применению для всех предприятий и организаций конкретных отраслей, а также отраслей, потребляющих продукцию этих отраслей;

3. Технические условия (ТУ) — нормативно-технические документы с требованиями к маркам, типам, артикулам продукции;

4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП) — стандарты, обязательные к применению только для предприятий, утвердивших их к применению;

5. Стандарты научно-технических обществ (СТО) — разрабатываются для динамичного отражения и распределения полученных в научных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов исследований и не должны противоречить ГОСТам РФ;

6. Республиканские стандарты (РСТ) — устанавливаются по согласованию с Госстандартом и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по закрепленным группам продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями;

7. Международные стандарты (ИСО/МЭК) — разрабатываются международными организациями по стандартизации длятого, чтобы устранить технические барьеры в торговле, т.е. гармонизизировать требования, предъявляемые к продукции, услугам с требованиями международных стандартов;

8. Региональные стандарты — разрабатываются региональными органами по стандартизации;

9. Межгосударственные стандарты — обязательны для стран — членов СНГ;

10.Национальные стандарты — разрабатываются национальными организациями по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относят общероссийские классификаторы технико-экономической информации. Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартиизации (Р) соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования норм документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и других организаций, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера. Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и эффективность проведения работ, общих для различных отраслей хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др. Порядок разработки, утверждения, учета и применения отраслевых стандартов устанавливают министерства, к компетенции которых отнесены вопросы по стандарту (например, СНиП — строительные нормы и правила). В СНиП
регламентируются вопросы проектирования, оценки качества оборудования, порядок эксплуатации и т.д. Порядок разработки и применения СТП устанавливают предприятия и объединения предприятий с учетом ГОСТа 1.4. СТО разрабатывают, утверждают, учитывают и применяют в порядке, установленном этими обществами. Отраслевые стандарты разрабатывают в тех случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих эти установленные стандарты. Требования ОСТов не должны противоречить требованиям ГОСТов РФ. В ТУ устанавливают требования к конкретной продукции, услуге или процессу. Они могут дополнять и ужесточать установленные требования.
РСТ устанавливают требования к продукции, которая может выпускаться находящимися на территории республики предприятиями, но не является объектом государственной и отраслевой стандартизации

2.26. Виды стандартов

1. Стандарты основополагающие — стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения для определения области деятельности, общетехнические нормы и правила, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства.

2. Стандарты на продукцию и услуги — устанавливаются требования к однородной продукции или услуге либо к конкретной продукции или услуге.

3. Стандарты на процессы — устанавливают основные требования к методам выполнения различного вида работ, технологических процессов.

4. Стандарты на методы контроля — устанавливают методы проведения измерений, испытаний и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Основополагающие стандарты делятся на:

общетехнические стандарты — регламентируют термины,
определения, обозначения, номенклатуру показателей качества, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции;

организационно-методические стандарты — регламентируют
общие положения, устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации, регламентируют построение и обеспечивают информационную совместимость документации.
    Стандарты на продукцию делятся на:

стандарты общих технических требований;

стандарты общих технических условий;

стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обслуживанию и эксплуатации.
   Стандарты технических условий регламентируют правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции

  2.27. Общероссийские классификаторы, ЕСКК, ЕДСККП

Единая система классификации и кодирования технико-экономиической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Классификация и кодирование осуществляются с целью унифиации и стандартизации информационного обеспечения продуктов хозяйственной деятельности. Результатом работ по классификации является создание классификаторов — документов, уставляющих собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок или объектов классификации.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации:

Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);

Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД);

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ);

Общероссийский классификатор валют (ОКВ);

Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН);

Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД);

Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД);

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ);

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ);

Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК);

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

Общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления (ОКАТО);

Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС);

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД);

Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР);

Общероссийский классификатор специальностей (ОКС);

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК);

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО);

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Составной частью классификаторов является каталогизация продукции — процесс составления перечней производимой продуккции с ее описанием.
Основой ОКП является Единая десятичная система классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЕДСКП). В классификаторе все множество продукции подразделяется на 100 классов в соответствии с отраслями производства, каждый класс подразделяется на 10 подклассов, каждый подкласс — на 10 групп, каждая группа — на 10 подгрупп
аждая подгруппа — на 10 видов. Данные пять ступеней деления продукции, образующие высшие классификационные группы, используют для кодирования групповой номенклатуры продукции.

Класс объединяет высшие классификационные группы и конкретные виды продукции, характеризуемые комплексом однородных признаков независимо от принадлежности этой продукции к той или иной отрасли (например, продукция станкостроения — класс 47).

Кодирование технико-экономической информации позволяет по коду объекта судить о его характеристиках (конструктивных, технологических, эксплуатационных). Система классификации и кодирования обеспечивает четкую систематизацию всех объектов по их техническим и экономическим характеристикам с присвоением каждому объекту единого кода. Стандартные классификаторы предназначены для организации систем сбора, хранения и доступа к информации. В системе научно-технической информации используют в качестве рубрикаторов и классификаторов международные и всероссийские классификаторы:

ГРНТИ — государственный рубрикатор научно-технической информации;

ДЮ — международный классификатор;

ОКС — общероссийский классификатор стандартов;

УДК — универсальная десятичная классификация.

Универсальная десятичная классификация (УДК) используется во всем мире для систематизации произведений печати, различных видов документов и организации картотек. Центральной частью УДК являются основные таблицы, охватывающие универсум знаний, которые построены по иерархическим принципам деления с использование цифрового десятичного кода от общего к частному.

Пример кодов УДК, относящихся к стандартам:

006 — стандартизация и стандарты;

006.19 — географические зоны и страны применения или действия стандартов;

006.3 — стандарты в соответствии с их характером;

006.95 — собственно стандарты.

Индекс стран или зона действия стандарта могут быть дополнены обозначением организации по стандартизации или буквенным символом и номером соответствующего стандарта. Например:

006(1000)ISO —стандартизация, осуществляемая ИСО, и т.д.

2.28. ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СНиП, ГСИ

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) устанавливает единые правила выполнения и оформления чертежей, порядок проектирования. Используя ЕСКД, можно применять ЭВМ для проектирования и обработки технической документации. ЕСКД включает свыше 200 стандартов, из которых основополагающими являются:

ГОСТ 2.001, 2.101...2.121. Основные положения (виды изделий, виды кон-структорской документации, стадии разработки, требования к чертежам и т.д.);

ГОСТ 2.201. Классификация и обозначение изделий в конструкторских документах;

ГОСТ 2.301...2.317. Общие правила выполнения чертежей и т.д.

ГОСТ 2.116 ЕСКД. Карта технического уровня и качества продукции. Используется для оценки изделий при их аттестации, сертификации или определении целесообразности их дальнейшей модернизации или снятия с производства.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) — свод стандартов, устанавливающих современные методы и средства организации управления и решения задач технологической подготовки производства. Кроме того, ЕСТПП выдвигает определенные требования к таким системам, как классификация и кодирование элементов ТПП; построение системы информации; типизация и стандартизация средств и технологических процессов основного и вспомогательного производства; стандартизация правил оформления технологической и организационно-технической документации регламентируется
стандартами Единой системы технологической документации — ЕСТД.

Единая система технологической документации ЕСТД —
комплекс госстандартов, устанавливающих:

• формы документации общего назначения;

• формы документации для технологических процессов;

• правила оформления технологических процессов и др.

Строительные нормы и правила (СНиП). Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых комптентными органами исполнительной власти и управления строительством для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства. Принципы обоснования и выбора технических требований СНиП основаны на результатах научных и технологических исследований.
СНиП обеспечивают:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья
людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Объекты стандартизации и нормирования в СНиП:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

Структура СНиП похожа на структуру стандарта и имеет следующие элементы:

· распространение;

• общие положения;

• связь с другими стандартами и правилами.

   Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) — единая система метрологического обеспечения разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции, научных исследований и других видов деятельности во всех отраслях хозяйства.

Основные объекты стандартизации ГСИ:

• термины и определения в области метрологии (в том числе единицы физических величин, государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы, методы и средства поверки средств измерений и т.д.);

• организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов (включая методики выполнения измерений, нормы точности измерений и т.д.);

• требования к стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов.

  2.29. Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

• безопасность излучений;

• биологическую безопасность;

• взрывобезопасность;

• механическую безопасность;

• пожарную безопасность;

• промышленную безопасность;

• термическую безопасность;

• химическую безопасность;

• электрическую безопасность;

• ядерную и радиационную безопасность;

• электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

• единство измерений.

В технические регламенты должны (могут) включаться:

• требования, обеспечивающие указанные выше виды безопасности;

• требования, обеспечивающие единство измерений;

• правила идентификации объекта регулирования;

• правила и формы оценки соответствия;

• предельные сроки оценки соответствия каждого объекта регулирования;

• требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

   Цели принятия технических регламентов:

· защита жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и
растений;

· предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В других целях принятие технических регламентов не допускается.

В техническом регламенте должны содержаться следующие сведения:

· перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются требования;

· правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента,

     Кроме того, могут содержаться:

· правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска;

· предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

· требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением тех случаев, когда из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

Также в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (не-
совершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты устанавливают также минимально
необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные мерыв отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и
применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

В качестве основы для разработки проектов технических регламентов
могут использоваться международные стандарты и (или) национальные стандарты.

 

 

 

  2.30. Порядок разработки, принятия, изменения
и отмены технического регламента

Правовой формой принятия технических регламентов является федеральный закон. В качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое физическое или юридическое лицо.

Основные этапы разработки технических регламентов:

• сбор заявок на разработку технического регламента. Заявителями могут выступать государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели;

• организационная работа федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

• разработка проекта в первой редакции с учетом необходимого соответствия законодательству РФ, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран;

• опубликование уведомления о разработке технического регламента в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта
технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с
кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

• публичное обсуждение проекта;

• получение отзывов на проект;

• анализ полученных отзывов;

• доработка проекта технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц;

• проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;

• принятие проекта в первом чтении;

• составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения;

• проведение экспертизы проекта технического регламента экпертной комиссией по техническому регулированию, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений
редпринимателей и потребителей;

• ринятие проекта во втором чтении.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте дважды перед первым и вторым чтением направляется Государственной Думой в Правительство. На проект закона о техническом регламенте Правительство направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в том же порядке.























Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.