Основные принципы, цели и задачи стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели стандартизации:

1. Безопасность продукции и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья.

2. Защита прав потребителей.

3. Техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции.

4. Единство измерений.

5. Качество продукции, работ, услуг в соответствии с развитием науки и техники.

6. Обеспечение конкуренции.

7. Устранение технический барьеров в производстве и торговле (в том числе и международной).

8. Экономия всех видов ресурсов.

9. Повышение обороноспособности страны.

10. Гармонизация с международными системами стандартизации.

Функции стандартизации:

1. Преодоление или сокращение неразумного многообразия объектов.

2. Предоставление достоверной информации о продукции.

3. Обеспечение безопасности потребителей продукции государством.

4.Установление обоснованного ограничения на расходование ресурсов.

5. Обеспечение общения и взаимодействия людей путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений.

6. Содействие научно-техническому прогрессу, экономическому сотрудничеству, используя каналы передачи данных компьютерной системы.

7. Внедрение новой техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции.

8. Определяет степень общественного развития страны.

9. Ссылка на стандарт — удобная форма информации о качестве товара.

10.Способствует развитию здоровой конкуренции.

11.Норма-контроль и право применения — обеспечивается мерами экономического, административного и уголовного характера.

Задачи стандартизации:

1.Обеспечение взаимопонимания между разработчиками и заказчиками.

2.Установление требований к номенклатуре и качеству продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик в интересах потребителя и государства.

3.Унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий.

4. Установление метрологических норм, правил, положений и требований (метрология — наука об измерениях и размерах).

5. Разработка и установление метрологических норм и требований к технологическим процессам.

6. Создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации.

7. Нормативное обеспечение, содействие в выполнении законодательства РФ методами и средствами стандартизации.

Основные принципы стандартизации:

1) разработка нормативных документов по стандартизации должна основываться на учете и анализе таких факторов, как качество продукции, ее экономичность, совместимость, безопасность, необходимость и т.д.;

2) в приоритетном порядке должны разрабатываться стандарты, способствующие обеспечению жизни, здоровью людей,
имущества, охране окружающей среды, обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость продукции;

3) основополагающим фактором при разработке стандартов
должно быть взаимное согласие участвующих в ней сторон, соблюдение норм законодательства и т.д.;

4) стандарты следует разрабатывать так, чтобы они не создавали препятствий международной торговле. При разработке стандартов и технических условий следует принимать во внимание проекты и учитывать стандарты международных организаций, а также, при необходимости, национальные стандарты
других стран.

2.4. Исторические основы развития стандартизации в России

Разносторонняя деятельность человечества привела к необходимости отбора каких-то стандартных методов, пригодных для решения той или иной задачи, их закрепления и передачи другим поколениям. Еще при Иване Грозном в 1555 г. был издан Указ о стандартных калибрах. При Петре I стандартизация распространилась более широко: было введено строительство
в Москве типовых домов, деление на 3 типа орудий — пушки,
гаубицы, мортиры. В 1712 г. вышел Указ Петра I о едином калибре пистолетов и ружей.

В середине XIX в. с развитием водного и железнодорожного
транспорта в России увеличивается роль стандартизации. Вводятся единые требования на котлы, трубы, крепеж. Однако в начале XX в. общей системы стандартов еще не существовало, применялось несколько систем мер: миллиметры, дюймы...

1 аршин = 16 вершков = 28 дюймов = 0,711 метра;

1 дюйм = 25,4 миллиметра;

1 сажень = 3 аршина = 2,1336 метра;

1 фут = 12 дюймов = 304,8 миллиметра;

1 верста = 500 саженей = 1,0668 километра.

 


Развитие стандартизации после 1917 г.:

1918 г. - декрет «О введении международной метрической
системы мер и весов».

1925 г. — организован первый комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

7 мая 1926 г. — появился первый общесоюзный стандарт: ОСТ 1 «Пшеница, селекционные сорта зерна, номенклатура».

1940 г. — постановление «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов», общесоюзные стандарты переросли в ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения; основан Всесоюзный комигет по стандартизации.

1965 г. — образованы два института:

Всесоюзный научно-исследовательский институт по стандартизации (ВНИИС);

Всесоюзный информационный фонд стандартизации (ВИФС).

1986 г. — постановление о повышении качества продукции, Деятельность по стандартизации отнесена к основному производственному процессу.

10 июня 1993 г. — Закон «О стандартизации».

7 мая 1999 г. — постановление «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии».

17 июня 2004 г. — постановление «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
2004 г. — принят Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании», а Закон «О стандартизации» утратил силу.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется поступательным движением в сторону создания общего рынка товаров и услуг, международного разделения труда, коллективного решения вопросов безопасности и охраны окружающей среды.










Понятие качества

Качество — наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Качество любой промышленной продукции характеризуется совокупностью многих взаимосвязанных между собой параметров, каждый из которых отражает только отдельные стороны качества и не может быть взят за основу оценки качества изделия в целом.

Под качеством понимают также совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Потребности могут меняться, это обусловливает проведение периодического анализа требований к качеству. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев (эксплуатационные характеристики, функциональная пригодность, надежность —готовность, безотказность, ремонтопригодность, безопасность, окружающая среда, экономические и эстетические требования). Для выражения оценок качества применяют следующие термины:

• «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;

• «уровень качества» в количественном смысле (применяется
при статистическом приемочном контроле) и «мера качества», когда проводятся точные технические оценки.

В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя», или «соответствие требованиям». Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.

Качество услуги — обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.
Система качества организации предназначена прежде всего для
удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.

Петля качества — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Вклад в качество стадий петли качества иногда оценивается отдельно.

Обеспечение качества — представляет собой все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества:

внутреннее обеспечение качества создает уверенность у
руководства в качестве своей продукции;

внешнее обеспечение качества в контрактных или других ситуациях создает уверенность у потребителя или других лиц. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны. Если требования к качеству не отражают полностью потребности пользователя, обеспечение качества может не создать достаточной уверенности.

Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Затраты, связанные с качеством, классифицируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными, например, такие, как потеря престижа фирмы.

Уровень качества — мера качества, выражаемая через такие величины, как доля годных изделий, процент дефектных изделий, доля дефектных изделий на миллион и т.д.

2.6. Управление качеством

Управление качеством опирается на применение и разработку стандартов, опережающих достигнутый уровень и позволяющих подготовить компоненты измерительных средств с новыми, более высокими показателями качества. Одна из основных целей управления качеством — снижение затрат на качество, которые складываются из расходов изготовителя и прочих расходов. Расходы изготовителя включают расходы, связанные с планированием, организацией и внедрением систем качества, разработкой требований методик и производственных процессов; расходы на оценку качества; издержки из-за внутренних и внешних отказов, образующихся по причинам потерь качества.

Требования к качеству — выражение отдельных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Существенно, чтобы требования к качеству полностью отражали установленные
и предполагаемые потребности потребителя. Термин «требование» охватывает рыночные и контрактные требования, а также внутренние требования организации. Они могут быть разработаны, детализированы и актуализированы на различных этапах планирования. Заданные количественные требования к характеристикам включают, например, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски. Требования к качеству должны быть выражены на начальной стадии в функциональных терминах и документально оформлены.

Оценка качества — систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Оценка качества может производиться с целью определения возможностей поставщика в области качества. В этом случае, в зависимости от конкретных условий, результат оценки качества может быть использован в целях квалификации, одобрения,регистрации или аккредитации.

Общая оценка качества поставщика может также включать
оценку финансовых и технических ресурсов.

Планирование качества — деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) планирование качества продукции — идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функциональной деятельности — подготовка применения системы качества, в том числе организация и составление календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества.

Общее руководство качеством (административное управление качеством) — те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность. Включает: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках
системы качества. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. В общее руководство качеством вовлекаются все члены организации. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.

В общем случае система управления качеством складывается из следующих направлений работ:

1) анализ фактического качества производимой продукции;

2) планирование уровня качества для новых разработок;

3) контроль и обеспечение качества.

Улучшение качества — мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Ответственность за качество продукции — термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией. Юридическое и финансовое значение ответственности за
качество продукции может меняться от одной области применения юридических актов к другой.

Надзор за качеством — непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установления того, что установленные требования выполняются.

Надзор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. Надзор за качеством может включать управление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить износ или ухудшение качества объекта (например, процесса) со временем.

2.7. Международные стандарты качества

Для обеспечения воспроизводимости достигнутых показателей разрабатываются новые стандарты с опережающими показателями для процессов и компонентов.

Основные международные стандарты на обеспечение качества продукции — группа стандартов ISO серии 9000, принятые Международной организацией по стандартизации в 1987 г.

Они имеют несколько вариантов.

1. Основополагающие стандарты:

стандарты по обеспечению качества, руководящие указанияпо выбору и применению — ISO 9000-1;

стандарты, применяемые при проектировании, разработке,производстве, монтаже и обслуживании — ISO 9001;

применяемые при производстве, монтаже и обслуживании —ISO 9002;

применяемые при окончательном контроле и испытаниях —ISO 9003;

руководящие указания с элементами системы качества —ISO 9004-1;

словарь, управление качеством и обеспечение качества —ISO 8402.

2. Стандарты по проверке систем качества: руководящие указания
   по проверке систем качества; проверка—ISO 10011-1; квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества — ISO 1001-2;
руководство программой проверок — ISO 10011-3.

• 3. Стандарты по категории продукции: руководящие указания по применению ISO 9001 при разработке, постановке и обслуживании программного обеспечения — ISO 9000-3;

• руководящие указания по услугам — ISO9004-2;

• руководящие указания по перерабатываемым материалам —
ISO 9004-3.

4. Стандарты по элементам качества:

• общие руководящие указания по применению стандартов ISO 9001, 9002, 9003 — ISO 9000-2;

• руководство по управлению программой надежности — ISO 9004;

• указания по улучшению качества — ISO 9004-4;

• указания по программе качества — ISO 10005;

• указания по управлению конфигурацией — ISO 10007;

• система подтверждения метрологической пригодности приборов-ISO 10012-1;

• управление процессом измерения — ISO 10012-2;

• указания по разработке руководств по качеству — ISO 10013;

• указания по управлению экономическими аспектами качества—ISO 10014;

• указания по непрерывному обучению и подготовке кадров —
ISO 10015;

• протоколы контроля и испытаний — ISO 10016;

• руководство по применению статистических методов в семействе стандартов ISO 9000 — ISO 10017.

Понятия «обеспечение качества», «управление качеством»
отражены в международном стандарте ISO 8402, который называется «Качество. Словарь». Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, нацеленных на то, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для
определения планируемых мероприятий формируют целевые научно-технические программы повышения качества продукции.
Порядок, правила и методы выполнения мероприятий программы могут быть определены документами системы обеспечения качества. В соответствии со стандартом ISO серии 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивать уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Концентрированный международный опыт по управлению
качеством продукции отражен в стандартах ISO серии 9000.

ISO 9000 — «Общее руководство управления качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указания по выбору и применению».

ISO 9001 — 9003 «Стандарты системы качества, модели для обеспечения качества при проектировании, производстве и монтаже, а также при окончательном контроле и испытаниях». Учитывая прогрессивный характер стандартов ISO серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ISO 9001, 9003 приняты в РФ для прямого использования в виде:

ГОСТ 40. 9001 — 88;

ГОСТ 40. 9002 — 88;

ГОСТ 40. 9003 — 88 с аналогичными названиями.

В указанных стандартах определены требования к основным этапам жизненного цикла продукции (петли качества), связанные с качеством продукции.

 

        2.8. Методы стандартизации

    Стандартизация, как область человеческой деятельности, для решения своих задач пользуется как общенаучными (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, систематизация, классификация, методы математики и др.), так и специфическими (унификация, методы разработки НТД и др.) методами.

Основные методы стандартизации:

унификация;

систематизация;

классификация;

ранжирование;

ограничения;

селекция;

симплификация;

типизация;

заимствование;

агрегатирование.

Унификация — приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа разновидностей типа изделий (ГОСТ-23945-80). Существуют следующие признаки единообразия объектов унификации: габаритные, присоединительные и установочные размеры, конструкции, составные части конструкции, состав и значение параметров, методы изготовления, испытания и контроля. Объектами унификации могут быть изделия, детали, материалы, документация, технология, сами методы изготовления и т.п. Предметом унификации являются варианты повторяющихся решений. Унификация позволяет снизить стоимость производства новых изделий, повысить серийность, следовательно, повысить уровень автоматизации, т.е. снизить трудоемкость изделия.

Три основных метода унификации:

ограничение (сокращение);

типизация;

заимствование.

Ограничение — предполагает необходимость сокращения многовариантности решений, объектов унификации до числа, которое может удовлетворять существующие на данный момент потребности.

Типизация — направление унификации, предусматривающее разработку типовых решений при создании новых изделий, технических процессов. При этом выбирается объект, наиболее характерный для данной совокупности, а при получении конкретного изделия или процесса выбранный типовой объект претерпевает незначительные изменения. Типизация развивается
в трех основных направлениях:

1)разработка типовых технологических процессов;

2)разработка типовых деталей и сборочных изделий;

3)создание нормативно-технической документации, устанавливающей порядок проведения каких-либо работ, расчетов, испытаний.

Заимствование — вид унификации, заключающийся в применении ранее разработанных деталей, узлов конструкции, технических процессов в изготовлении новых изделий. Под типопараметром понимают конкретные образцы изделий, отличающиеся от других образцов одинакового функционального назначения только численным значением главного параметра, в качестве которого принята геометрическая характеристика.

Систематизация — научно обоснованное последовательное классифици-рование и ранжирование совокупности конкретных объектов.

Классификация — распределение объектов по классам и разрядам в зависимости от их общего признака (например, УДК - Универсальная десятичная классификация, которая используется в публикации в литературе). В этой системе крайняя левая цифра указывает широту охвата вопроса, каждая левая более
конкретизирует предмет.

Ранжирование — размещение элементов в некоторой последовательности в порядке возрастания или убывания какого-либо признака.

Симплификация — сокращение наиболее употребляемых
элементов до целесообразного минимума.

Различаются следующие виды симплификации:

• типоразмерная — осуществляется в изделиях одинакового функционального назначения, отличающихся друг от друга
числовым значением главного параметра;

• внутритиповая — осуществляется в изделиях одинакового функциональ-
ного назначения, имеющих одинаковое значение главного параметра, отличающегося конструктивной исполнительностью составных частей;

• межтиповая — осуществляется в изделиях различного функционального назначения и различного конструкторского выполнения.

Агрегатирование — метод создания изделий различного назначения из отдельных многократно используемых стандартных и унифицированных агрегатов, основанный на геометрической и функциональной заменяемости узлов. Агрегативные механизмы обладают конструктивной обратимостью, что дает возможность многократного их использования в новых компоновках при изменении конструкции изготовляемого изделия. Разновидностью агрегатирования является функционально-узловой метод, применяемый к проектированию аппаратуры.

2.9. Методы определения показателей качества

Качество изделия определяется большим числом факторов: качеством применяемого сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных и комплектующих изделий, совершенством конструкции и методов проектирования и расчета, степенью унификации, агрегатирования и стандартизации, уровнем технологии и средств производства, контроля и испытания, уровнем взаимозаменяемости. Чтобы качество продуктов было высоким, необходима оптимизация указанных факторов как на этапе проектирования, так и на этапе производства и эксплуатации. Выполнить перечисленные требования непросто, так как при изготовлении сложных изделий используется несколько тысяч изделий и материалов, тысячи видов инструментов, оборудования, средств контроля, изготовляемых различными заводами.Задачи повышения качества изделий могут быть решены с помощью  комплексной стандартизации.

Комплексная стандартизация — стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление  и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и на его составляющие элементы и материальные и нематериальные факторы, влияющие на объект, в целях решения конкретной проблемы.

Суть комплексной стандартизации состоит в:

систематизации;

оптимизации;

увязке всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих экономически оптимальный уровень качества продукции к требуемым срокам.

Средства организации работ по комплексной стандартизации — это разработка программ комплексной стандартизации, позволяющих взаимно увязать стандарты и технические условия, координировать действия большого числа предприятий-исполнителей. Комплексная стандартизация позволяет решать следующие задачи:

• определять состав мероприятий, необходимых для повышения научно-технического уровня стандартов и выполнения программы комплексной стандартизации;

• обеспечивать соответствие стандартов требованиям производства, внутренним и внешним рынкам;

• выполнять рекомендации международных органов по стандартизации;

• увязывать основные показатели требований, правил, методов, включаемых в стандарты и технические условия.

Еще один метод, позволяющий повышать уровень качества, - опережающая стандартизация. В так называемых ступенчатых стандартах устанавливаются показатели, нормы, характеристики рабочего процесса в виде ступеней качества; задаются дифференцированные строки введения по ступеням, при этом устанавливаются такие параметры и значения показателей качества, которые были бы оптимальными в планируемом интервале времени. Опережение может относиться как к целому изделию, так и к наиболее важным по параметрам показателям качества, а также методам и средствам производства, контроля и испытания.

Конечной целью комплексной и опережающей стандартизации является поддержание оптимального уровня качества приборов путем одновременного проведения работ по установлению и стандартизации взаимоувязанных ступенчатых требований к качеству материалов, деталей, узлов, кооперированных
изделий, а также элементов процесса проектирования производства и эксплуатации, исходя из требований к его качеству.

  2.20. Развитие стандартизации на международном,
региональном и национальном уровнях.

Международная стандартизация — форма стандартизации, направленной на облегчение торговли, научных, технических и культурных связей между группой государств. Проводится специальными международными организациями.

Главные критерии международной стандартизации — содействие международному обмену товаров и услуг, улучшение всеобщих технических связей и взаимопонимания, устранение технических барьеров в торговле, передача технологий.

Национальная стандартизация — форма стандартизации, проводимой в масштабе всей страны, однако без государственного вмешательства.

Для международной и национальной стандартизации особо важное значение имеет координация положений, характеризующих отношения между производителями и потребителями, влияющих на здоровье населения и безопасность окружающей среды. Данные критерии рассматриваются в свете общих целей стандартизации и конкретных положений, охватываемых предлагаемыми стандартами.

Государственная стандартизация — форма стандартизации, проводимой под руководством со стороны государства в масштабе всей страны по единым государственным планам стандартизации. Цель введения стандарта на государственном уровне выглядит как стандартизация всей системы производства.

Стандарты на государственном уровне обычно носят оснополагающий характер, имеют широкое распространение в обществе и не имеют прямой связи с производством, поэтому оценить экономическую эффективность такого стандарта очень трудно. При этом используются два критерия эффективности: выигрыш во времени и выигрыш в скорости распространения.
     Региональная стандартизация — форма стандартизации, открытая для органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. В РФ при разработке стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и стандартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения их эксплуатации, что способствует расширению научно - технических и торговых связей между государствами.
     Крупнейшей международной организацией в области стандартизации является ИСО — Международная организация по стандартизации. Одновременно с рекомендациями ИСО выпускает международные стандарты, на которых должны основываться национальные стандарты; их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, «содействовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экомической деятельности». В области метрологии имеется Международная организация мер и весов, созданная в 1875 г. Комитет этой организации разработал единую Международную систему единиц (СИ), принятую во всех странах, присоединившихся к Метрической конвенции. В 1956 г. по предложению
СССР была создана Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Она ведет работу по общим вопросам метрологии, системе единиц измерений, регламентам по метрологии и др. С того же года функционирует Европейская организация по контролю качества продукции (ЕОКК). Она рассматривает комплекс научно-технических проблем качества, методы его
обеспечения и контроля, а также пути снижения стоимости продукции и увеличения производительности труда. ЕОКК проводит ежегодные международные конференции по качеству, издает труды и журналы, организует консультации и дискуссии.

    2.21. Правовые основы технического регулирования,
стандартизации, сертификации.

Правовые основы технического регулирования, стандартизации и сертифи-кации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий, предпринимателей и общественных объединений, устанавливает Закон РФ от 15 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».

В законе регулируются отношения, возникающие при:

• разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

• разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценке соответствия.

Действие этого закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

В законе отражаются основные термины, используемые в рамках техничес-кого регулирования, стандартизации и сертификации, рассматриваются принципы технического регулирования, особенности технического регулирования в отно-шении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, порядок аккредитации органов
по сертификации, вопросы контроля за соблюдением требований технических регламентов, даются понятия и рекомендации по разработке технических регламентов. Отдельной главой рассматриваются положения, регламентирующие цели и принципы стандартизации, действия и полномочия Национального органа по стандартизации и технических комитетов по стандартизации, правила разработки и утверждения стандартов организаций и национальных стандартов, вопросы подтверждения соответствия и сертификации. Кроме того, в законе
признаются утратившими силу следующие основные законы в области стандартизации и сертификации, действовавшие ранее:

1. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»;

2. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 « О стандартизации».

  2.22 Международная организация по стандартизации(ИСО)

Международная стандартизация.

В области международной стандартизации работу ведут:
   ИСО (ISO) — Международная организация по стандартизации;

МЭК — Международная электротехническая комиссия;
   МСЭ — Международный союз электросвязи.
   Высшим органом ИСО (создана в 1946 г.) является Генеральная ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. Кроме того, руководящими органами ИСО являются Совет — руководит ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи; Техническое руководящее бюро.
  Структура ИСО:

Генеральная ассамблея — высший руководящий орган, решающий вопросы деятельности ИСО. Собирается один раз в три года

Совет ИСО — занимается решением рабочих вопросов.

Техническое руководящее бюро — решает вопросы технической деятельности.

ПЛАКО — Плановый комитет по стандартизации.

СTAKO — Комитет по изучению научных принципов стандартизации.

КОПОЛКО — Комитет по защите интересов потребителей.

ДЕВКО — Комитет по оказанию помощи развивающимся странам.

КАСКО — Комитет по сертификации соответствия продукции международным стандартам.

РЕМКО — комитет по стандартным образцам.

ИНФКО — Комитет по научно-технической информации.

Исполнительное бюро — решает финансовые вопросы, вопросы организации и руководства технической деятельности.

Международная организация по стандартизации (ИСО) является Всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый член ИСО, заинтересованный в деятельности соответствующего технического комитета, имеет право быть
представленным в этом комитете. Членами ИСО являются в настоящее время свыше 80 стран. Работой каждого технического комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. Кроме того, имеются члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не имеющие национальных организаций по стандартизации; им предоставлено право бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной литературы.

В ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Международная электротехническая комиссия (МЭК). Ее назначение — содействовать унификации стандартов в области электротехники, радиотехники и электроники. Представители нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, направляются техническим комитетам — членам ИСО на голосование перед их утверждением Советом ИСО в качестве международных стандартов. Стандарты утверждаются в качестве международных в соответствии с установленными в ИСО требованиями: в случае их одобрения по меньшей мере 75% комитетов — членов ИСО, принимавших участие в голосовании.

 

2.23. Основные положения государственной системы
технического регулирования и стандартизации

Государственная система стандартизации ГСС — система правил и положений, определяющих порядок проведения работ по стандартизации РФ во всех отраслях народного хозяйства и на всех уровнях управления.

Федеральное агентство по техническому регулированию
и метрологии — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государенной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов и материалов.

Госстандарт России (Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию в области стандартизации, метрологии и сертификации. Основная функция Госстандарта — разработка нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. В подчинении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находятся:

ФГУП ВНИИКИ — Федеральное государственное унитарное
предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству»;

ФГУП ВНИИСтандарт— Федеральное государственное уни-
тарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации»;

ОАО ВНИИС — Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»;
  ФГУП «ВНИИНМАШ»—Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении»;
   ФГУП «ВНИИМС» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы»;

ФГУП «ВНИЦСМВ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский
центр стандартизации, информации и сертификации сырья,
материалов и веществ»;

ФГУП «ВНИИОФИ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений»;
ГУП «ВНИИМ им. Д.М. Менделеева» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева»;

ОАО «НИИССагропродукт» — Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции»;
ФГУП «ВС НИИФТРИ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Восточно-сибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений»;

ФГУП «УНИИМ» — Федеральное государственное унитарное
предприятие «Уральский научно-исследовательский институт метрологии»;

ФГУП «ВНИИР» — Федеральное государственное унитарное
предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии»;

ОАО «НИЦ ПВ» — Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума»;

ФГУП «ВНИИФТРИ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений»;

ФГУП «ВНИИФТИ» «Дальстандарт» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических измерений "Дальстандарт";

ОАО «НИЦ КД» — Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем»;

ФГУП СНИИМ — Федеральное государственное унитарное
предприятие «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии»;

ФГУП НПП «Хронос» — Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Хронос»;
ФГУП «СКВ ВНИИФТРИ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Специальное конструкторское бюро "Всероссийский научно-исследовательский институт физико - технических и радиотехнических измерений"»;
ФГУП «ЦКБ» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное конструкторское бюро»;
ФГУП «ГНТЦ "Инверсия"» — Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр метрологии систем экологического контроля»;
ФГУП «ФЦК» — Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр каталогизации»;

ГНИЦВОК — главный научно-исследовательский центр ведения общероссийских классификаторов;
НИИ по метрологии;

территориальные органы — центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой.

В функциональном подчинении:

службы стандартизации в отраслях и на предприятиях;
   службы стандартизации в министерствах;
   службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях;

службы стандартизации уровня народного хозяйства и предприятий.

 

2.24. Национальный орган Российской Федерации
по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

утверждает национальные стандарты;
   принимает программу разработки национальных стандартов;
   организует экспертизу проектов национальных стандартов;
   обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
   осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
   создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Поряок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Государственное управление по стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. НИИ Госстандарта выполняют работы по стандартизации в рамках закрепленной за ними тематики, являясь головными в своих областях. ВНИИС является головным в области разработки научно-технических, правовых и экономических основ стандартизации управления качеством продукции, государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандартизации, а также в области методического руководства предприятиями. ВНИИС осуществляет разработки организационно-методических, научно-технических и правовых проблем в стандартизации и сертификации, научно-техническую и правовую экспертизу стандартов, проведение работ в рамках ISO и других международных организаций. ВНИИМАШ является головной организацией в области машиностроения и приборостроения. ВНИИКИ является головным предприятием в области научно-технической терминологии, информации, метрологии и качества продукции. ГНИЦВОК является главным в области разработки и дальнейшего развития единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, а также в области создания и внедрения унифицированных систем документации в АСУ. ГНИЦВОК осуществляет ведение общероссийских классификаторов технико-экономической информации и унифицированной документации. Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства и иных сферах деятельности в министерствах РФ при необходимости создают службы (подразделения) стандартизации и/или головные организации по стандартизации. Службы стандартизации (конструкторско-технологические, лаборатории), создаваемые на предприятии, выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации с другими подразделениями, осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии. Службы стандартизации осуществляют свои работы в соответствии с рекомендациями по службам стандартизации.

Для наиболее полного учета интересов потребителей при
проведении работ по стандартизации технические хомитеты взаимодействуют с общественными организациями потребителей путем привлечения их к:

• определению номенклатуры и качества продукции и методам оценки качества продукции;

• подготовке предложений по разработке и обновлению стандартов путей привлечения их к непосредственному участию в разработке стандартов.































































Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.