Порядок разработки стандартов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы разработки национальных стандартов:

1.Разработка проекта стандарта (первая редакция) — предусматривает:

• сбор заявок на разработку стандарта национальным органом по стандартизации. Заявителями могут выступать государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели;

• выбор заинтересованных организаций для составления отзыва на проект стандарта;

• разработка проекта в первой редакции с учетом необходимого соответствия законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран;

• рассмотрение проекта в первой редакции;

• публичное обсуждение проекта национального стандарта;

• получение отзыва на проект от выбранных ранее заинтересованных организаций.

2.Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) — предусматривает:

• анализ полученных отзывов;

• составление окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовка его к принятию;

• рассмотрение окончательной редакции членами технического комитета по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта;

• одобрение проекта членами технического комитета и рекомендация к принятию либо к отклонению проекта.
   Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
     Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 закона «О техническом регулировании».

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

  2.32. Государственный контроль и надзор за соблюдением             требований технических регламентов

Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

· требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

· осуществлять мероприятия по государственному контролю (над-
ору) за соблюдением требований технических регламентов;

· выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

· принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

• приостановить или прекратить действие декларации о соот-
ветствии или сертификата соответствия;

• привлекать изготовителя к предусмотренной законодательством РФ ответственности.

Формы государственного надзора:

• проверка соблюдения требований технических регламентов и госстандартов;

• испытания продукции, в том числе сертификационные испытания.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года, но могут проводиться и внеплановые проверки.

 





РАЗДЕЛ 3. СЕРТИФИКАЦИЯ

3.1. Основные понятия и определения в области
сертификации

Сертификация — методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям.

Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.

Система сертификации — система, осуществляющая сертификацию и управление процессом по собственным установленным правилам.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для формирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям.

Декларирование соответствия — форма подтверждения сооответствия продукции требованиям технических регламентов.

Оценка соответствия — периодическая проверка соответствия заданным требованиям. Основные методы оценки соответствия при сертификации — измерения, испытания и контроль.

Измерение — совокупность операций по нахождению значения физической величины с помощью специальных технических средств с учетом экспериментального сравнения данной физической величины с однородной физической величиной, значение которой принято за единицу.

Испытание — совокупность операций, направленных на получение количественных или качественных характеристик продукции и оценку возможности выполнять необходимые функции в заданных условиях; технический процесс по определению характеристик данной продукции в соответствии с установленными требованиями.

Контроль — совокупность действий по установлению соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям. По результатам испытаний составляется протокол испытаний, на основании которого и осуществляется контроль.

Система испытаний включает:

объект испытания (изделие, продукция);

категорию испытания;

испытательное оборудование (в том числе поверочные или регистрирующие средства);

исполнителей испытания;

нормативно-техническую документацию на испытания (программу, методики).

3.2. Основные цели и объекты сертификации

К объектам сертификации относятся: продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Цели сертификации:

· содействие потребителям в выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя;

· подтверждение показателей качества продукции;

· содействие организациям, создание условий для их деятельности на едином товарном рынке РФ;

· создание условий организациям для участия в международной торговле, содействие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве.

Принципы сертификации:

· законодательная основа сертификации;

· открытость системы сертификации;

· гармонизация правил и рекомендации по сертификации с международными нормами и правилами;

• открытость и закрытость информации по сертификации.
  Основной законодательной базой сертификации в РФ являются Законы «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей». В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и государственной принадлежности. При сертификации
должно осуществляться информирование всех ее участников —
изготовителей, потребителей, органов по сертификации, общественных организаций, предприятий, отдельных лиц о правилах и результатах сертификации. При этом в процессе сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

3.3. Развитие сертификации

1920 г. — Немецкий институт стандартов (DIM) учредил знак соответствия стандартам DIM.

1920-1930 гг. — в Германии начинает действовать система сертификации под эгидой Немецкой электротехнической ассоциации (VDE).

1938 г. — во Франции создана национальная система сертификации знака NF.

1979 г. — в СССР принято постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Создаются организации по государственным испытаниям и оценке качества продукции.

1984 г. — издано постановление о сертификации экспортной
продукции.

1986 г. — введен в действие временный порядок сертификации продукции машиностроения.

1992 г. — принят закон «О защите прав потребителей».

1992 г. — в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р.

1993 г. — издан закон «О сертификации продукции и услуг».

2002г. — принят закон «О техническом регулировании».

2003г. — отменено действие закона «О сертификации».

3.4. Правовые основы сертификации

Законодательно-правовой базой работ по сертификации являются:

законы РФ «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «Об информации, информатизации и защите информации», «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

постановления правительства РФ и другие подзаконные акты.
Обязательная система документов, обеспечивающих выполнив работ по сертификации:

1. Законодательные акты РФ — вводят обязательную сертификацию конкретных объектов, создают соответствующие симы сертификации.

2. Постановления Правительства РФ — вводят перечни продукции, услуг, подлежащих сертификации, правила выполнения сертификации отдельных видов работ (услуг).

3. Основополагающие, организационно-методические документы — определяют участников сертификации, требования к организации работ по сертификации.

4. Организационно-методические документы — выступают в виде правил или норм.

5. Классификаторы, перечни и номенклатуры — обеспечение участников сертификации необходимыми сведениями продукции, услугах. В работах по сертификации используются Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного  кода работ и услуг и т.д. Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

Справочные-информационные материалы (представляют собой фактографические базы данных) — содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, экспертах и т.д.).

К необязательным документам относятся рекомендательные документы, в которых развиваются и конкретизируются вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

В законе «О техническом регулировании» регламентируются:

• понятие и цели сертификации;

• отношения в области сертификации;

• международное сотрудничество в области сертификации;

• полномочия федерального органа исполнительной власти в области сертификации;

• принципы и формы подтверждения соответствия;

• нормативные документы по сертификации и предъявляемые
к ним требования;

• понятие системы сертификации;

• понятие и правила добровольной и обязательной сертификации;

• правомочия и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области сертификации;

• обязанности изготовителей;

• условия ввоза импортной продукции;

• условия признания результатов подтверждения соответствия;

• порядок финансирования работ по сертификации и государственному контролю и надзору;

• ответственность за нарушение положений закона.

3.5. Подтверждение соответствия

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели подтверждения соответствия:

• для удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

• для содействия потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

• для повышения конкурентоспособности продукции, работ,
услуг на российском и международном рынках;

• для создания условий по обеспечению свободного перемещения товаров по территории РФ;

• для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

   Принципы подтверждения соответствия:

• доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимость применения обязательного подтверждения
соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

• установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

• уменьшение сроков осуществления обязательного подтвер-
кдения соответствия и затрат заявителя;

• недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

• защита имущественных интересов заявителей;

• соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлений подтверждения соответствия;

• недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

    Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется независимо от страны и места происхождения продукции. На разработку и применение подтверждения соответствия не влияют условия осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок, изговители, исполнители, продавцы, потребители.

3.6. Формы подтверждения соответствия

Формы подтверждения соответствия:

добровольное подтверждение соответствия — осуществляется в форме добровольной сертификации;

обязательное подтверждение соответствия — осуществляется в следующих формах:

принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия);

обязательная сертификация.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на
территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия устанавливается Правительством РФ. Она предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

3.7. Обязательная сертификация

  Обязательная сертификация — подтверждение уполномоченным органом соответствия продукции требованиям технических регламентов. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. Организация и проведение работ по сертификациям возлагается на федеральное агентство
по техническому регулированию и метрологии, Госстандарт РФ. Осуществляется обязательная сертификация органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.                                                                                                                               Участники работ по сертификации: изготовители продукции (услуг);

органы по сертификации, испытательные лаборатории, центры.

Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исолнительной власти в области сертификации с учетом сложившейся международной и зарубежной практики. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем декларации о соответствии, в которой изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям. Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный и иные федеральные органы исполнительной власти в области сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. К проведению работ по обязательной сертификации допускаются аккредитованные организации любых организационно-правовых форм, если они не являются изготовителями и потребителями сертифицированной ими продукции.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации опрделенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

 

  3.8. Органы по сертификации

Функции органов сертификации:

1) формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов;

2) разработка и ведение организационно-методических документов данной системы сертификации;

3) проведение сертификации по заявкам заявителей;

4)определение по каждой конкретной заявке испытаний лабораторией и органа по проверке производств, если это предусмотрено схемой сертификации;

5)оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в государственном реестре системы;

6)инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;

7)приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;

8)ведение банка данных организаций — обладателей сертификатов безопасности;

9)ведение реестра привлекаемых для целей сертификации независимых организаций и экспертов по сертификации;

10)признание зарубежных сертификатов и доведение принятых решений до сведения заявителей;

11)организация с привлечением территориальных организаций ГОСТ России инспекционного контроля за стабильностью характеристик продукции.

Органы сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной. Назначение руководителей органов согласуется с ГОСТ России.

Орган по сертификации должен:

• обладать соответствующей структурой и разрабатывать процедуры, необходимые для внесений изменений, уточнения номенклатуры установленных в нормативной документации требований;

• осуществлять свою деятельность в соответствии с положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации;

• в положении об органе по сертификации должны быть установлены область аккредитации, юридический статус, состав и структура, функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие с другими органами и организациями, а также испытательными лабораториями при проведении измерений, финансовые и другие аспекты деятельности;

• иметь документально оформленную систему качества, отвечающую характеру и объему выполнения работ;

• в качестве основополагающего документа системы качества иметь руководство по качеству, обеспечивающее уверенность в возможности деятельности органа по сертификации;

• иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации;

• вести учет сведений о квалификации, обучении, профессиональном опыте каждого работника, а также внештатных экспертов по сертификации;

• предоставлять возможность повышения квалификации своим работникам;

• вести учет документации по сертификации;

• обеспечивать конфиденциальность хранящейся документации.

При проведении работ по сертификации аккредитованным органом по сертификации решаются задачи по подготовке и принятию решения о целесообразности выдачи сертификата с учетом следующих факторов:

полноты, точности и достоверности эталонных исходных данных и измеряемых параметров, представленных в документации;

корректности и точности обобщения результатов испытаний и получения адекватных сводных показателей качества;

однородности и достоверности данных об объекте испытаний с учетом адекватных оценок уровню испытаний.
    Кроме того, в процессе сертификации решаются следующие задачи:

Совершенствование систем выделения контролируемых покателей качества по видам объектов сертификации, методов и средств выбора и оценки необходимого набора показателей;

Разработка и развитие программно-инструментальных средств обеспечения испытаний;

Развитие и совершенствование фонда методических и нормативных документов, регламентирующих сертификацию;

Создание и актуализация архивов образцов объектов сертификации, методик, тестов и результатов испытаний;
   Осуществление сбора и распространения информации о сертифицированных объектах;
    Проведение систематической работы по созданию и совершенствованию методик и средств испытаний.
     Оязанности органа по сертификации:

· солюдение установленных сроков сертификации;

· обеспечение достоверности и объективности результатов сертификации, конфиденциальности полученной информации;

· соблюдение порядка рассмотрения апелляций в случае несогласия проверяемых организаций с результатами работы;

· представление информации о своей деятельности;

· приостановление деятельности в случае приостановки действия аттестата аккредитации.

 



3.9. Сертификационные испытания

Сертификационные испытания — совокупность операций, проводимых для оценки соответствия функциональных показателей условиям эксплуатации, способности противостоять воздействию внешних факторов и соответствовать критериям надежности. Как правило, сертификационные испытания проводят
независимые от производителя испытательные центры. По результатам испытаний выдается сертификат или знак соответствия продукции требованиям нормативно-технической документации.

Элементы процесса испытаний:

• объект испытания — подвергающийся определенным операциям (измерения, диагностика и т.д.) для установления или контроля каких-либо характеристик (техническая пригодность, надежность и т.д.) объект (например, проходящая испытания продукция);

• условия испытания — совокупность реальных или моделируемых воздействующих факторов, режимов функционирования объекта при испытаниях;

• средства испытаний — технические устройства (оборудование, средства измерений и т.д.), необходимые для проведения испытаний;

• исполнители испытаний — квалифицированный персонал, участвующий в процессе испытаний.

Результат испытаний — оценка соответствия установленным нормам и требованиям, результаты анализа качества функционирования, оценка характеристик свойств объекта.

При сертификационных испытаниях производитель (поставщик) обязан:

• определить, какие измерения следует проводить и с какой точностью;

• выбрать соответствующее контрольное, измерительное и испытательное оборудование, способное обеспечить необходимую точность и сходимость измерений;

• выявить все контрольное, измерительное и испытательное оборудование, которое может влиять на качество продукции;

• проводить периодическую поверку оборудования с учетом необходимых стандартов;

• проводить выбор методики поверки контрольного, измерительного и испытательного оборудования (включая критерии приемки и разработку мер, предпринимаемых в случае получения неудовлетворительных результатов);

• определять статус поверки;

• вести регистрацию данных о поверке контрольного, измерительного и испытательного оборудования;

• оценить предыдущие результаты контроля и испытаний, документировать их действенность, если обнаружено, что поверка контрольного, измерительного и испытательного оборудования утратила силу;

• обеспечить необходимое соответствие условий окружающей
среды для проведения поверок, контроля, измерений и испытаний;

• обеспечить проведение погрузочно-разгрузочных работ, консервации и хранения таким образом, чтобы точность и пригодность контрольного, измерительного и испытательного оборудования были сохранены;

• не допускать регулировок контрольных, измерительных и испытательных средств, включая аппаратное и программное обеспечение испытаний, которые сделали бы недействительной ранее осуществленную поверку.





















Виды испытаний

1. В зависимости от стадии жизненного цикла:

· исследовательские — могут проводиться на любом этапе,
обычно проводятся на этапе исследования. Подразделяются на:

а) определительные — проводятся для нахождение значений одной или нескольких величин с заданной точностью и достоверностью;

б) оценочные — проводятся для установления факта годности объекта установленным требованиям;

· предварительные — проводятся для определения возможности предъявления образцов на приемочные испытания;

· доводочные — проводятся на стадии научно-исследовательской работы для оценки влияния вносимых в техническую документацию изменений;

· приемочные — проводятся для определения целесообразности и возможности постановки продукции на производство;

· квалификационные — проводятся в случае, если изготовители опытных образцов и серийной продукции разные или если предприятие планирует выпуск продукции по лицензии стороннего предприятия,  для оценки возможности предприятия к серийному производству;

· предъявительские — проводятся перед предъявлением готовой продукции потребителю (покупателю);

· приемо-сдаточные — проводятся выборочно для оценки пригодности продукции к поставке или использованию;

· периодические — проводятся для контроля качества и подтверждения возможности продолжения изготовления изделий по действующим технологиям и методам;

· типовые — проводятся для контроля однотипной продукции, изготавливаемой по единой методике, и для оценки эффективности изменений, вносимых в конструкцию или технологический процесс;

· контрольные (инспекционные) — проводятся для контролякачества объекта;

· сертификационные — проводятся для определения соответствия продукции установленным нормативным требованиям.

   2.В зависимости от уровня проведения:

· государственные — испытания, результаты которых используются при аттестации продукции по категориям качества (приемочные, квалификационные, инспекционные, сертификационные и периодические испытания);

· межведомственные — проводятся, как правило, при приемочных испытаниях комиссией, состоящей из представителей нескольких министерств (ведомств).

   3.В зависимости от места и условий проведения:

· лабораторные — проводятся в лабораторных условиях;

· стендовые — проводятся на испытательном оборудовании;

· полигонные — проводятся на испытательном полигоне;

· натурные — проводятся в условиях, соответствующих условиям использования по прямому назначению;

· с использованием разработанных моделей — проводятся на
физической модели (упрощенной, уменьшенной) изделия или его составных частей.

    4.В зависимости от времени проведения:

· нормальные — время проведения испытания соответствует времени, предусмотренному в условиях эксплуатации;

· ускоренные — методы и условия проведения испытания обеспечивают получение необходимой информации о характеристиках свойств объекта в более короткий срок, чем при нормальных испытаниях;

· сокращенные — испытания, проводимые по сокращенной программе.

     5.В зависимости от внешних факторов:

· механические — проводятся для определения допустимых нагрузок при различных механических воздействиях;

· климатические — проводятся для оценки характеристик продукции после определенных климатических воздействий;

· биологические — проводятся при специальных условиях;

· радиационные — проводятся для оценки характеристик продукции после радиационных воздействий;

· электрические — проводятся до определения степени электрических воздействий на характеристики продукции;

· электромагнитных полей — проводятся для оценки воздействия такого рода полей на продукцию;

· термические — проводятся для оценки характеристик продукции после определенных температурных воздействий;

· специальных сред — проводятся для оценки влияния специальных сред на характеристики продукции.

   6.В зависимости от результатов воздействия:

· разрушающие — испытания, после проведения которых объект не может функционировать;

· неразрушающие — испытания, проведение которых не влияет на эксплуатацию объекта.

   7.В зависимости от определяемых характеристик:

· функциональные — проводятся с целью определения показателей назначения объекта;

· граничные — проводятся для определения зависимостей между предельно допустимыми значениями параметров объекта и режимом эксплуатации;

· технологические — проводятся при изготовлении продукции с целью обеспечения ее технологичности.

43. Метрологическое обеспечение испытаний

  Метрологическую основу процесса испытаний составляют:

· комплекс стандартов, регламентирующих организационно-методические и нормативно-технические основы испытаний;

· комплекс стандартов системы разработки и постановки продукции на производство;

· комплекс стандартов государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);

· нормативно-технические и технические документы, регламентирующие требования к продукции и методам ее испытаний;

· нормативно-технические документы, регламентирующие требования к средствам испытаний и порядок их использования.

    Основной документ, определяющий качество технологического процесса испытаний, — методика испытаний. Программу и методы испытания устанавливают в сертификационной документации и указывают в положении по сертификации. Нормативно - методическая основа обеспечения единства испытаний:

· стандарты на методы испытаний продукции, а также разделы методов испытаний в стандартах и технических условиях на конкретную продукцию;

• программы и методики испытаний продукции;

• организационно-методические документы, устанавливающие порядок деятельности испытательных подразделений, регламентирующие общие требования к испытаниям продукции, а также надзор за их проведением;

• стандарты «Государственной системы обеспечения единства
измерений (ГСИ)». Основные стандарты, применяемые при
проведении испытаний и измерений:

ГОСТ Р 51672-2000 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения»;

ГОСТ Р ИСО 5725 «Точность (правильность и прецизионность), методов и результатов измерений (в шести частях)»;

ГОСТ Р 8.563-96 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений»;

ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002 «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений»;

ГОСТ Р ИСО/МЭК «17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;

ГОСТ 16304-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения».

Метрологическое обеспечение испытаний продукции

предполагает:

• наличие необходимых средств измерений, зарегистрированных в Госреестре;

• наличие испытательного оборудования, соответствующего требованиям нормативных документов на методики проведения испытаний;

• применение аттестованных методик выполнения измерений;

• наличие протоколов первичной и периодической аттестации
испытательного оборудования, графиков их проведения;

• удовлетворительное состояние средств измерений и испытательного оборудования, наличие и соблюдение графиков их поверки и аттестации;

• условия размещения испытательного оборудования и средств измерений;

• соблюдение условий выполнения измерений и испытаний;

• наличие и достаточность средств измерений, представленных для проведения периодической аттестации испытательного оборудования.

Технической основой обеспечения единства испытаний являются аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений, средства аттестации и поверки.






Планирование эксперимента

Любому виду испытания предшествует план эксперимента.
   Планирование экспериментов — проведение специально спланированных исследований, опирающихся на статистическую обработку данных, для получения результатов с определенным уровнем доверия. Эти данные затем могут быть использованы для проверки их соответствия определенному стандарту или сравнительной оценки нескольких систем.Специальная организационная подготовка и условия, в которых должны быть проведены эксперименты, носят название планирования экспериментов, а само планирование осуществляется с целью определения условий, при которых должны выполняться эксперименты.

В планировании экспериментов используются преднамеренные изменения в исследуемой системе, применяется статистическая оценка этих изменений в данной системе. В результате появляется возможность определения основных характеристик системы или исследования влияния одного или нескольких факторов на эти характеристики. Информация, полученная в результате запланированного эксперимента, может быть использована для создания математической модели, описывающей изучаемые  характеристики системы в зависимости от исходных данных.

Планирование включает:
выбор установленных правил отбора образцов;
определение объема выборки и продолжительности времени испытаний;
выбор критериев приемки.

При проверке или оценке изучаемой характеристики существует риск выработки неправильных решений из-за случайного характера полученных результатов. Это относится к оценкам, сделанным вопреки требованиям описываемого стандарта и, что более важно, при сравнении двух или более систем. Планирование  экспериментов позволяет получить оценки с определенной достоверностью результатов, т.е. уровнем доверия.
   Другим преимуществом планирования экспериментов является  относительная эффективность и производительность при исследовании влияния (если такое имеется) различных факторов и взаимосвязи между ними. Эффективность метода особенно проявляется при работе с комплексными процессами, которые охватывают большое число потенциальных факторов воздействия. Дальнейшие результаты оценки, сделанные на основании выполняемых экспериментов, могут быть представлены с определенным уровнем доверия и необходимой точностью.

При исследовании системы существует риск ошибочного предположения о влияющих причинах на основании случайной корреляции между двумя или более переменными. Риск неправильного предположения может быть уменьшен при использовании принципов планирования экспериментов.

 






Дата: 2019-02-25, просмотров: 208.