Тема 7. Социальная сфера города
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика проводится в соответствии с общей стратегией социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь- с органами власти субъектов РФ.

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

- содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;

- содействие обеспечению граждан жильём через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;

- организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;

- организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

- создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

- реализация муниципальной молодёжной политики.

Рассмотрим направления муниципальной социальной политики более подробно.

 

Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений

 

Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов находится в сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда весьма ограничены, что подтверждает пример маятниковой трудовой миграции, когда гражданин постоянно проживает на одной территории, а работает и платит налоги на территории другого муниципального образования.

 

Муниципальное управление образовательным комплексом города

 

Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики.

Система организации и управления образованием на городском уровне представляет на рисунке:

Рисунок 14а - Система образования

В настоящее время кризисное состояние системы образования усугубляется падением бюджетного финансирования в реальном выражении.

В числе основных направлений модернизации образования государственной политикой рассматриваются:

- восстановление и укрепление связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями;

- усиление роли самостоятельной работы учащихся и студентов;

- увеличение доли открытого образования за счет подключения к сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования и не менее 60% общеобразовательных учебных заведений;

- обеспечение на уровне средней школы необходимой базовой подготовки по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;

- переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней;

- обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы;

- равенство доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения через систему адресной дифференцированной поддержки учащихся и студентов из низкодоходных семей и отдаленных территорий (адресное предоставление стипендий в размере стоимости обучения и прожиточного минимума, льгот по оплате общежитий и компенсаций проезда строго определенным категориям учащихся, а также предоставление гарантированных государством образовательных кредитов);

- повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;

- финансирование информатизации образования;

- персонификация бюджетного финансирования;

- формирование модели двухсекторного бюджета (первый сектор - обеспечение подушевых нормативов бюджетного финансирования, второй сектор - формирование бюджета развития учебных заведений в форме «инновационного заказа» государства, формирующегося на конкурсной основе проектов);

- учет резких демографических изменений (резкое сокращение числа учащихся в общеобразовательной школе в 2000-2008 гг. и в вузах, начиная с 2008 г.) и т.д.

 

Муниципальное управление системой здравоохранения

 

Здравоохранение является одной из жизненно важных социальных составляющих городского хозяйства.

На муниципальном уровне управления оказывается основной объём массовых видов медицинской помощи населению.

Правовой основой деятельности органов городского и местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.

Муниципальная система здравоохранения на уровне города включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно- профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории города, а также органы городского и муниципального управления охраной здоровья населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне управления являются, в основном, муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Источниками финансирования муниципального здравоохранения являются:

- бюджетные средства;

- фонд обязательного медицинского страхования;

- добровольное медицинское страхование;

- платные медицинские услуги.

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения.

В небольших городах и муниципалитетах может выделяться ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся:

- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

- формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;

- регулярное информирование населения о распространённости социально-значимых заболеваний;

- создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами;

- санитарно-гигиеническое образование населения и т.д.

 

Направления развития физической культуры и спорта, культуры и искусства

 

Стратегической целью развития физической культуры и спорта является улучшение здоровья нации и повышение работоспособности граждан. Стратегия обеспечения здоровья и активного долголетия граждан России путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний, как и любая стратегия, основанная на защите, не может привести к успеху. На смену ей должна придти наступательная стратегия, стратегия здорового образа жизни.

Основой этого образа жизни является физическая культура и спорт, целенаправленно, естественным путем повышающая жизнеспособность систем и функций организма человека.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25% от необходимого.

Физкультурно-спортивным организациям совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит создать систему физкультурного образования для всех социально-демографических групп населения (физкультурный всеобуч), а также необходимые условия и предпосылки для самостоятельных физкультурных занятий. Приоритетными должны стать программы развития физической культуры и спорта среди инвалидов, детей-сирот, "трудных" подростков, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма, курения и т.п.

Предусматривается увеличение числа доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Их главная задача - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность новые слои населения, прежде всего, детей, подростков, молодежи.

В управлении развитием физической культуры и спорта предусмотрено исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

При этом деятельность региональных и местных физкультурно-спортивных государственных учреждений и общественных организаций должна сочетать развитие спорта высших достижений с массовым развитием физической культуры и спорта.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.

Сфера культуры и искусства способствует повышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создаёт предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности.

Стратегическими и тактическими целями культурной политики на современном этапе являются:

- сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

- формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества;

- создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной) культуры, обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

- разработка федеральных стандартов в сфере культуры, обеспечивающих поэтапный переход к нормативному финансированию отрасли на основе подушевых нормативов и переводу отдельных категорий учреждений культуры на контрактное и инвестиционное финансирование;

- концентрация бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях культурной политики и развития кинематографии, отвечающих стратегическими целями в области культуры;

- перевод на контрактную систему найма руководителей учреждений культуры и творческих работников, расширение самостоятельности учреждений культуры в определении размеров и условий оплаты труда, что, в условиях роста оплаты труда работников культуры, позволит добиться постепенного преодоления необоснованного разрыва в уровнях оплаты труда в реальном секторе экономики и в сфере культуры;

- введение системы финансового планирования, обеспечивающей учет всех источников доходов государственных и муниципальных учреждений культуры и направлений их использования;

- создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек, эффективности работы учреждений культуры;

- оптимизация сети бюджетных учреждений культуры на основе нормативных потребностей и т.д.

 

Социальная защита населения

 

Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета - это система материального обеспечения и социального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию (служащих систем государственной службы, военной службы, правоохранительной службы), а также всего населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения, кроме двух ее основных форм - обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета (это относится к государственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе) - существует еще смешанная форма.

Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Согласно законодательству они являются страховщиками.

Таким образом, финансовые источники социального обеспечения - это страховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из государственного бюджета, то есть средства обязательного социального страхования и бюджетные средства, выделяемые на социальное обеспечение.

Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению, - это законы и подзаконные акты.

Органами социального обеспечения могут быть органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, негосударственные органы и общественные организации.

Таким образом, система государственного социального обеспечения - это система взаимозависимых форм и видов социального обеспечения, финансовых источников, нормативных правовых актов, органов социального обеспечения.

Общую государственную систему социального обеспечения можно представить в виде следующей структуры относительно самостоятельных систем:

- пенсионная система;

- система социальных пособий и компенсационных выплат(пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие беженцам; пособие гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы и т.д.);

- система социального обслуживания и социальных услуг;

- система социальной охраны здоровья граждан;

- система государственной социальной помощи;

- система социальных льгот и преимуществ.

Система социальных компенсационных выплат связана с решением проблем материнства, отцовства и детства, вынужденного переселения, безработицы и др.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы дли оказания адресной социальной помощи, предусматривается упразднение большинства льгот, установленных федеральным законодательством, и передача полномочий по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Основной принцип социальной защиты населения - адресность помощи на основе констатации нуждаемости, удовлетворения потребностей тех, кто больше нуждается в защите.

В социальный муниципальный заказ включаются прежде всего наиболее востребованные услуги, которые финансируются по факту их предоставления.

Финансирование расходов по социальной защите населения включает выделение средств:

- на строительство, содержание и организацию работы учреждений социальной защиты населения (детских домов, домов престарелых, интернатов и др.);

- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

- текущее содержание учреждений.

 

 

Тема 8. Планирование развития городского хозяйства. Формирование бюджета города и муниципального заказа на услуги городского хозяйства

 

Общие подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование и перспективное (стратегическое) планирование.

Переход российской экономики к рыночным отношениям был одновременно переходом от директивных методов планирования к индикативным. Следствием этого перехода стало возрастание роли прогнозов в планировании. При действии на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-правовых форм единственным документом, характеризующим в сводном виде показатели дальнейшего развития муниципального образования, может быть только прогноз. Последний может быть краткосрочным (для обоснования текущих планов), среднесрочным и долгосрочным. Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных предприятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

Основу прогноза составляют показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти.

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно.

Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой исследования служат данные предыдущих лет и экспертные оценки.

 

Текущее планирование и прогнозирование

 

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т. д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенной составной частью годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.

 

Структура бюджета города

 

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за городом обязанность иметь собственный бюджет. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст.14) дает определение местного бюджета, в соответствии с которым бюджет города можно рассматривать как форму образования и расходования фонда денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения городских расходных обязательств.

Бюджет города состоит из доходной и расходной частей, формирующихся по статьям единой бюджетной классификации. Источниками доходов городских бюджетов могут быть средства, собранные на территории города или полученные из бюджетов других уровней.

 

 

Формирование муниципального заказа на услуги городского хозяйства

 

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование и размещение муниципального заказа относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации (ст.72, ч.4) определяет муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местных бюджетов. Федеральный закон от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.1) также под муниципальным заказом понимает соглашение между органами местного самоуправления и подрядными организациями о выполнении работ (оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета. Основная цель его осуществления - удовлетворение муниципальных нужд.

Нормативно-правовую базу осуществления процессов реализации муниципального заказа составляют Бюджетный Кодекс Российской Федерации; Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с изменениями и дополнениями, а также нормативно-правовые акты Правительства РФ, региональных и местных органов власти.

Размещение муниципального заказа города может осуществляться:

1) через проведение торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронном виде.

Конкурс и аукцион могут быть открытыми или закрытыми. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (аукциона) исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

2) без проведения торгов в форме:

- запроса котировок цен;

- заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

- заказа на товарных биржах.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 190.