Кафедра менеджмента и маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ»

 

для студентов, обучающихся по направлению

38.03.04  «Государственное и муниципальное управление»

 

Челябинск, 2018

 

 


Тема 1. Теоретические основы дисциплины «Управление городским хозяйством»

 

Предметом науки является исследование закономерностей и особенностей управления в сфере функционирования отраслей жизнеобеспечения города.

К числу основных задач данной науки следует отнести исследование:

- предмета городского хозяйства в современных условиях развития местного самоуправления;

- методов управленческого воздействия на подсистемы и элементы городского хозяйства в рыночных условиях;

- методов реформирования отраслей городского хозяйства;

- современных тенденций развития городов и методов градорегулирования в условиях становления местного самоуправления;

- методов формирования стратегических планов социально- экономического развития современных городов.

Исходя из теории систем можно рассматривать современный город как территориально-экономическое образование, состоящее из совокупности взаимодействующих подсистем и элементов производственного и непроизводственного назначения и представляющее собой сложную социально-экономическую систему.

Для управления муниципальным образованием как системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Так, рассмотренная ниже предметная структуризация города отражает основные материально-вещественные компоненты этой системы, их балансовые пропорции и внутрисистемные связи. Территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т. д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории. Функциональная структуризация (по функциям или по целям), позволяющая построить «дерево целей» системы управления городом.

В материально-вещественной структуре города (рис. 1) можно выделить следующие главные подсистемы:

- территория;

- население;

- градообразующая сфера;

- градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

- социальная сфера;

- управленческие структуры.

По интенсивности взаимодействия с внешней средой (коммуникативности) выделяют открытые и закрытые системы. Город является открытой системой с интенсивными внешними и внутренними связями (производственными, транспортными, культурными, научными и др.).

 

 

Рисунок 1 - Основные связи в системе города

 

Основные связи в системе города:

- трудовые ресурсы;

- продукция и услуги городского хозяйства;

- услуги социальной сферы;

- продукция и услуги градообразующих предприятий;

- часть продукции и услуг градообразующих предприятий, реализуемая внутри города;

- продукция и услуги со стороны.

Под градообразующими понимаются предприятия и организации, продукция или слуги которых в основном поставляются за пределы города. Чаще всего это крупные предприятия. Благодаря градообразующим предприятиям реализуется принцип территориального разделения труда в системе государства и региона. Состав градообразующей сферы города во многом предопределяет лицо, облик города, профессиональную и квалификационную структуру трудоспособного населения. Специфика отрасли или отраслей градообразующей сферы предопределяет стиль жизни в городе. В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база города, население может получать отдельные коммунальные (тепло, вода) и социальные (здравоохранение, культура и др.) услуги. Градообразующие предприятия, как правило, не являются объектами муниципальной собственности.

Градообслуживающая и социальная сферы формируют в совокупности городскую инфраструктуру. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городскую инфраструктуру на инженерную (здания, сооружения), транспортную (коммуникации) и социальную.

Город как объект управления представляет собой административно-территориальную единицу, в рамках которой осуществляется местное самоуправление.

Объектом местного самоуправления является муниципальное образование.

По правовому статусу муниципальные образования в РФ классифицируются на:

- городские поселения;

- сельские поселения;

- муниципальные районы;

- городские округа;

- внутригородская территория города федерального значения.

Таким образом, все города Российской Федерации – это муниципальные образования, за исключением г. Москва и г. Санкт- Петербург, которые являются городами федерального значения.

Поэтому ко всем городам России, кроме Москвы и С.-Петербурга, можно применять термин «муниципальное образование» как синоним слова «город».

 

Обеспечение устойчивого развития города

 

В процессе развития города и при организации перехода депрессивного города в фазы развития важно, чтобы это развитие было устойчивым.

Градостроительный кодекс РФ дает следующее определение устойчивого развития. Устойчивое развитие - развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

В приведенном определении важно следующее. Во-первых, достижение разумного баланса между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей природной среды. Во-вторых, учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений.

Термин «устойчивое развитие» появился сравнительно недавно. Растущая концентрация промышленных предприятий на городских территориях, бесконтрольное увеличение масштабов застройки, сокращение доли рекреационных территорий, замещаемых зонами производственного назначения и новыми линиями транспортных и инженерных коммуникаций, привели к нарушению равновесия техногенной и природной среды. Чем крупнее и благоустроеннее становятся города, тем больше ресурсов им требуется из окружающей среды и тем выше риск нанесения природной среде непоправимого ущерба. Эта проблема связана, во-первых, с концентрацией значительного числа людей в одном месте, во-вторых, с человеческой психологией и этикой. Человеку трудно осознать, что потребление ресурсов может быть ограниченным, что нужно задумываться о потребностях будущих поколений. В противовес этой тенденции была выдвинута идея о необходимости переосмысления традиционных и формирования новых базовых принципов развития городов, названных концепцией устойчивого развития. Эта концепция опирается на сочетание экономических, социальных и экологических критериев, учитывающих интересы будущих поколений.

 

Классификация городов

 

По состоянию на 01.01.10 в РФ насчитывается 1099 городов. Большинство их сконцентрировано в Центральном федеральном округе, меньше всего — в Дальневосточном. Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения на следующие категории:

- малые (до 50 тыс. чел.);

- средние (50-100 тыс. чел.);

- большие (100-250 тыс. чел.);

- крупные (250-1000 тыс. чел.);

- крупнейшие (свыше 1 млн. чел.).

Особо важной является граница, отделяющая малые и средние города от больших. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тыс. жителей, начинает приобретать новые качества, иной вид, обрастать городами и поселками-спутниками.

85 % всех городов России — малые и средние города, в которых проживает около 40 млн. чел.

Еще одним основанием классификации городов является их специализация, определяющая структуру занятости в городах, а также профиль производственной деятельности градообразующих предприятий. Положенный в основу классификации критерий занятости впервые был использован в 1943 г. американским ученым Ч. Гаррисом, разработавшим классификацию для 377 американских городов. На базе её было выделено 9 категорий городов: промышленные города, города со сравнительно мало выраженными промышленными функциями, города горнодобывающей промышленности, города розничной торговли, города оптовой торговли, коммуникационные города, университетские города, курортные города и многофункциональные города.

В России по функциональному признаку можно выделить: административные центры территорий, промышленные, ресурсодобывающие, агропромышленные города, транспортные узлы и порты. Так, из числа малых и средних городов России 58% выполняют агропромышленную функцию, 75% — промышленную, 70% — транспортную, 32% — рекреационную, 21% — города-спутники, специализирующиеся на обслуживании крупных городов. Особенностями отличаются курортные города, наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Однако большинство городов, в том числе все крупные крупнейшие города, имеют многофункциональное назначение (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 - Классификация городов в России по функциональному признаку

 

Административные центры районного (уездного) либо регионального (областного, краевого, республиканского) уровня исторически сформировались как центры управления, политического и финансового контроля. Значение административной функции городов оказалось очень высоким: многие поселения, не имеющие развитой промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой городской статус, усилив его созданием промышленной и торговой инфраструктуры. Как административные центры при освоении новых территорий создавались такие города, как Тобольск, Томск, Иркутск, Якутск, Хабаровск и др.

Промышленные города, созданные на базе одного или нескольких крупных промышленных предприятий, выросли, как правило, из рабочих поселков, крупные города выросли из малых. Типичные примеры таких городов — Тольятти, Набережные Челны, Череповец, Новокузнецк.

Ресурсодобывающие города (нефтяные, газовые, угольные, рудные, алмазные и т.д.) возникают в местах добычи соответствующих природных ресурсов. Чаще всего преобладание добывающей отрасли означает малый возраст города и низкую степень диверсификации экономики, ограничивая ее начальными звеньями технологического цикла. Многие из ресурсодобывающих городов расположены в районах с экстремальными природно-климатическими условиями. Моноструктурный характер экономики ставит жизнедеятельность таких городов в жесткую зависимость от градообразующего предприятия. Однако некоторые ресурсодобывающие города впоследствии «обросли» перерабатывающими отраслями и превратились в многофункциональные. Некоторые города в СССР сразу создавались как центры и добычи, и переработки того или иного ресурса (например, Магнитогорск, Норильск).

Для транспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являются градообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли на пересечении железных дорог с крупными водными артериями или как железнодорожные узлы. Ряд транспортных центров превратился в многофункциональные города и административные центры (Новосибирск, Владивосток и т.д.).

Главной особенностью агропромышленных городов является их ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктурное обслуживание сельскохозяйственного производства на окружающей территории. Как правило, эти города небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественным распространением малоэтажных жилых строений. Располагаются они в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах, например в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.

В курортных городах практически нет промышленности. Они формируют градообразующую базу за счет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эти территории. Благоприятный для города результат достигается в этом смысле за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным природным комплексам с развитой системой обслуживания и организации досуга (Сочи, Анапа и т.д.).

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При его присвоении утверждаются приоритетные направления его научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программа развития, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

Порядок образования и управления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Предложение о создании ЗАТО вносится Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, а решение о создании принимает Президент РФ. В России около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на выполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения. Если на территории ЗАТО по согласованию с Правительством РФ и местными властями зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то и они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается из федерального бюджета.

Кроме того, можно выделить отдельные категории городов по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т. д.

 

Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в нем как с точки зрения внутренней организации управления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.

 

Городское хозяйство: понятие и структура

 

Городское хозяйство - градообслуживающая сфера, обеспечивающая жизнедеятельность города, и социальная сфера в той части, в какой она является имущественным комплексом и требует обслуживания и ремонта. Оно представляет собой сложную динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также организаций.

В состав градообслуживающей сферы (рис. 3) входят:

- жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

- транспортный комплекс;

- строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);

- службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории муниципального образования, в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);

- комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);

- системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.

 

 

Рисунок 3 - Укрупненный состав градообслуживающей сферы

 

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

 

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.