Управление водными ресурсами в стране осуществляется с целью их использования и охраны как основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем. В целях регулирования почвенной влажности мелиорированных сельскохозяйственных земель и поверхностного стока (обеспечения проектных норм осушения) на площади 2,9 млн. гектаров мелиорированных сельскохозяйственных земель построен сложный комплекс гидротехнических сооружений, который включает 161,2 тыс. километров каналов и водоприемников, 956,7 тыс. километров закрытых дренажных коллекторов, 480 насосных станций, 3,3 тыс. мостов, 2,2 тыс. шлюзов-регуляторов, 24,4 тыс. труб-регуляторов, 52,4 тыс. труб-переездов и другое.
В процессе удаления избыточных вод с переувлажненных земель вода оказывает негативные воздействия на сооружения: механическое (гидростатическая и гидродинамическая нагрузки, фильтрационное давление воды, в холодный период - давление льда), физико-химическое (ржавление, окисление, выщелачивание, разрушение от многократного замерзания и оттаивания в порах) и биологическое (гниение дерева).
С грунтовыми, талыми и дождевыми поверхностными водами из осушительных каналов в водохранилища и водоприемники поступает большое количество загрязняющих веществ. В результате длительной эксплуатации происходит заиление ложа водохранилищ, зарастание акватории высшей водной растительностью, заиление водоприемников. По причине ограниченности финансовых средств основные сооружения мелиоративных систем изношены и требуют реконструкции.
Внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в государственной или частной собственности.
В настоящий момент нуждаются в реконструкции и ремонте пруды и водохранилища, пешеходные мосты, колодцы различного функционального назначения, водосбросы и другие сооружения.
Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП ( ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ ).
Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП. Динамика этого показателя может служить индикатором эффективности их использования. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по межотраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и предприятиям.
Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление - ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а также непосредственно водопотребителями. К этому следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за плохого состояния водопроводных систем (всевозможные испарения, утечки, протечки и др.) и в быту (отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей с точки зрения затрат на подготовку питьевой воды).
Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий координируется государственным органом управления, функции которого в настоящее время выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно разрабатывает проекты законодательных актов, стандарты, выдает разрешения на использование воды в различных сферах экономики. В существующей системе управления использованием и охраной вод большая роль отводится Министерству здравоохранения Республики Беларусь (установление стандартов качества питьевой воды и проведение соответствующего мониторинга) и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (планирование, строительство и эксплуатация систем водоснабжения и канализации, установок по очистке сточных вод).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.