С 2000 года в Республике Беларусь ведутся работы по освоению возобновляемых источников энергии. Главным направлением их использования является восстановление и строительство малых гидроэлектростанций (далее - ГЭС). Экономический гидроэнергетический потенциал рек республики оценивается в 1,3 млрд. кВт·ч в год. Из функционировавших в конце 1950-х годов 150 ГЭС к концу 1980-х годов в Республике Беларусь работало 4 малые ГЭС, оборудование которых нуждалось в срочной реновации
Новый этап развития малой гидроэнергетики начался в стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Он обусловлен удорожанием энергоресурсов, экологической эффективностью гидроэнергетических ресурсов, а также новейшими разработками в области автоматики и средств управления, позволяющими обеспечить полную автоматизацию и существенно сократить эксплуатационные затраты на ГЭС.
Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 198, 5/32338), определена потенциальная мощность всех водотоков Республики Беларусь - 850 МВт, из них технически доступная - 520 МВт, экономически целесообразная - 250 МВт. В настоящее время мощность ГЭС в республике составляет 16,1 МВт. Использование гидропотенциала будет осуществляться путем сооружения новых, реконструкции и модернизации малых ГЭС.
Геотермальные воды используются в лечебных и промышленных целях. В настоящее время в Республике Беларусь действует ряд геотермальных установок, суммарная мощность которых немного превышает 4 МВт и продолжает увеличиваться. Наиболее крупная из них мощностью 1 МВт введена в эксплуатацию в феврале 2010 г. на тепличном комбинате ”Берестье“, расположенном на восточной окраине г. Бреста. Подземное тепло в глубоких водоносных горизонтах является одним из возобновляемых ресурсов, однако используется в недостаточной мере. Практика ряда европейских стран показывает, что достаточное для отопления количество тепла может быть получено на базе современных теплонасосных установок, использующих подземные воды с температурой 7 - 10 ºС. Подземные воды с такой температурой встречаются практически повсеместно на территории Республики Беларусь.
Наиболее перспективно использование подземного тепла для маломощных потребителей, прежде всего удаленных от сетей централизованного теплоснабжения (агрогородки, санаторно-оздоровительные учреждения, таможенные и пограничные переходы, частный сектор). Приоритетной проблемой использования геотермальных вод является сдерживание использования геотермальной энергии высокой себестоимостью по сравнению с традиционными источниками.
В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики - водное хозяйство. Водное хозяйство формируется как отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием и прогнозированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.
Общая протяженность внутренних водных путей республики составляет около 3 тыс. километров. Из них эксплуатируется внутренним водным транспортом 1,6 тыс. километров: реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Неман, Западная Двина, а так же Днепро-Бугский канал.
На внутренних водных путях функционирует 10 речных портов, каждый из которых имеет собственную зону деятельности по участкам рек и линейные пристани по обработке грузов. Речные порты Гомель, Мозырь и Бобруйск имеют на причалах подъездные железнодорожные пути и располагают необходимой техникой для обработки грузов, следующих в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Состояние внутренних водных путей республики, за исключением участка от г. Бреста до устья р. Припять, не позволяет классифицировать их как пути международного значения. Однако Днепро-Бугский канал является частью воднотранспортного соединения Днепр - Висла - Одер и в перспективе может служить целям развития международной торговли между Востоком и Западом. Кроме того, этот канал может сыграть значительную роль в интенсификации перевозок внутренним водным транспортом в данном регионе.
Приоритетными проблемами водного транспорта являются:
1 - невозможность обеспечения доставки грузов между регионами республики из-за разобщенности бассейнов рек;
Дата: 2019-02-25, просмотров: 343.