ОО «Познавательное развитие»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТ НОД

 

ОО «Познавательное развитие»

/ознакомление с миром природы/

 

в старшей группе общеразвивающей направленности

Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни»

 

Воспитатель: Коновалова Е.Н.

 

 

г. Ейск, 2017 г.

Программные задачи:

· Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;

· Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, раннее полученные знания о воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;

· Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;

· Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием;

· Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;

· Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

 

Методы и приемы: Словесные: вопросы по теме, рассуждения, . Наглядные: рассматривание. Практические: «квест- игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у « Капли в тучку собери и свойства воды назови » Игровое упражнение « Кому нужна вода? »

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: конверт - ракушка с письмом и план — картой №1, 1 конверт с частью план — карты №2 и один конверт частью план- карты №3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» ( грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины- дощечки из набора «Строитель»

Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды( на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности : пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду»». Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий. Разучивание пальчиковой игры» Ехал грека через реку»

 

Ход НОД

В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки- Буратино. К буратино прикреплен конверт . Звучит аудио- запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его воспитатель убирает шар из группы.

Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.

Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда- черепаха Тортила.

Совсем недавно у меня в пруду весело квакали лягушки — подружки, плавали рыбки - веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!

Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее первая часть.  За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты.

До скорой встречи!

Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута

- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле?

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

- Тогда в путь! (Дети выбирают проводника команды)

Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте

Объект №1 «Лес»

- Ребята, вот лес, да здесь, как и в городе есть знаки, но это не дорожные знаки, а знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначает этот знак? (индивидуальный ответ ребенка)

« Много леса- не губи!

Мало леса- береги,

Нет леса- посади!»

- Ой, ребята, что это за звук?

- Все, как и Лера считают, что это льется ручеек?

- А это, что за звук? ( активизация ответов детей)

- Я тоже, как и вы думаю, что это волны бьются о берег.

- Мне кажется, что-то льется?

- Какие вы догадливые, верно это бежит вода из крана!

- Тише, ребята, что-то шумит!

- Почему, вы думаете, что это дождь? ( ответы детей)

- Ребята, если мы все верно выполнили, то где-то рядом должен лежать конверт со следующим заданием. ( Дети находят конверт, который прикреплен к стволу дерева. В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)

Объект №2 « Луг »

- Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он нас предупреждает? ( индивидуальный ответ ребенка)

«По лугу ходи- под ноги смотри!»

Объект №3 « Река »

- Посмотрите, на нашем пути река!

Упражнение «Живая вода»

- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.

Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса

- Что же делать, как нам перебраться через речку? ( Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются воспитатель предлагает построить мост)

- Мы сможем построить мост, если выполним задание и расскажем, кому нужна вода.

Объект №4 « Грязный пруд »

Слайд №1

- Как вы считаете, кто мог загрязнить его? ( ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)

- Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию !

Объект № 5 « Лаборатория »

Воспитатель обращает внимание на осанку детей

- Посмотрите перед вами стакан с водой

- Какая в нем вода? (грязная, мутная, с мусором)

Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортила.

- Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортиле и очистить воду её пруда.

- Предлагаю подготовить наши руки.

Пальчиковая игра

Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

 

– Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)
- Ну вот, наши пальчики готовы.













Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды.

Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?

- Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!

- Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают!

Слайд №2 « Чистый пруд »

- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? ( ответы детей)

- А вот и еще одно правило друзей природы!
«Чтобы не было беды,

Не мути в реке воды!»


Рефлексия

- Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут! ( « Лес », « Луг », « Река »)

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным?

- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?

В благодарность черепаха дарит детям «пруд - раскраску»

 

ЦАРИЦА _ ВОДИЦА

Цель: расширить, систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека и других обитателей планеты;

- воспитывать экологическую культуру: формировать начальные представления об ограниченности водных ресурсов, их экономии;

- опытным путём показать способы очистки воды;

- развивать связную речь, аналитические способности, умение отвечать на вопросы поискового характера;

- продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, личной гигиене: систематизировать знания об умывальных принадлежностях, упражнять в умении правильно пользоваться ими;

- развивать эмоциональность и выразительность движений;

- расширять представления о правилах поведения на воде. 

 

Предшествующая работа: экскурсия в умывальную комнату «Капля реку бережёт», наблюдения за использованием воды в ДУ, дома; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», загадывание загадок о воде, дожде, росе, льде, инее; чтение А. Дитрих «Почемучка» - «Разноцветная речка», «Нефтяная рыбка»; А.Барто «Девочка чумазая», К.И.Чуковский «Мойдодыр», беседа «Чтобы сильным, ловким быть, надо воду полюбить»; рассказывание истории о возникновении зеркала и зубной щётки; рассматривание иллюстраций В.Дувидова к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр» 

 

Оборудование:   широкая и длинная полоска голубой ткани, голубые ленты по количеству детей; магнитофон; театр перчаток: Капитошка и Злючка Грязючка; умывальные принадлежности: мыло, расчёска, зубная щётка, зеркало, полотенце; лейка, вата, песок , маленькие «Капитошки» по количеству детей, магнитофон, запись звуков воды в природе, д/п «Вода в природе»

Ход занятия

Дети сидят за столами, стоящими полукругом. Педагог обращает их внимание на сундучок, стоящий перед ними на столе.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой

Сундучок я открываю

И загадки вынимаю.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться,

Руки мыть не лениться.          / Мыло/  

 

Гринёва В.А.

 

Хвостик из кости,

На спинке – щетинки.

По утрам и вечерам

Чистит зубы пастой нам.      / Зубная щётка /

 

Среди кудрей гуляла

И зубчик потеряла.               / Расчёска /

 

Я эту загадку в карман положу.

Достану потом – на себя погляжу.    / Зеркало /

 

Говорит дорожка

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.                       / Полотенце /

Воспитатель:

- Ребята, кто помнит, как одним словом называются все эти предметы?

/ Умывальные или гигиенические принадлежности /

- Как, вы думаете, зачем необходимо мыть руки? …чистить зубы?

- Может ли кто-нибудь показать и рассказать, как правильно надо мыть руки? … чистить зубы?

- Как, по-вашему, без чего мы не сможем умыться и почистить зубы, даже если у нас будут все умывальные принадлежности? / Без воды /

- Верно, ребята. Вода большая труженица и помощница человека.

- Вы слыхали о воде?

Говорят она везде…

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Крышкой чайника шумит –

Без неё нам не прожить!

- Для чего же нужна вода, как мы её используем? /Пьём, моемруки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения, поим животных./ Работа с опорой на наглядные пособия «Как человек использует воду?» и «Кому нужна вода?»

Появление Капитошки:

- Правильно, ребята!

Я крошка Капитошка

Воды во мне немножко.

Кто скажет, кто знает:

Какой вода бывает?

 

Гринёва В.А.

Опыт с фильтрованием воды

Злючка - Грязючка:

- Подумаешь, воду в стакане очистили! Да я, если захочу – всю воду на Земле испачкаю! А как не скажу.

Капитошка:

- Да ребята и без тебя знают. Расскажите этой вредине, как еще загрязняется вода в природе?

/ Человек, водный транспорт, заводы, предприятия, мусор, нефть, бензин…/

- А как вы думаете, что произойдёт, если вдруг не станет воды? /Всё живое погибнет/.

- Правильно, воду надо беречь, иначе мы не сможем попускать даже мыльные пузыри.

Нельзя:

- без взрослых ходить на водоём;

- играть на воде без взрослых;

- далеко заплывать;

- подплывать к лодкам;

- нырять и прыгать с берега и с мостов в море;

- купаться и нырять в незнакомом месте.

 

Гринёва В.А.

Капитошка:

- Ребята, кто из вас знает: откуда берётся вода в нашем кране?

Правильно, те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, затем человек направил их в трубы.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать?

Упражнение «Живая вода»

- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.

/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/

- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.

Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.

/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/

- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.

/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/

- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.

/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса – Упражнение на расслабление кистей рук «Капельки»/

Капитошка:

- Много воды на планете Земля, но её надо беречь, потому, что без неё погибнет всё живое: и люди, и животные, и растения.

Я знаю, что теперь вы всегда будете закрывать краны и в детском саду, и дома. Этих маленьких Капитошек я дарю вам. До свидания, ребята.

/Уходит/

- Мне кажется Капитошка остался очень доволен встречей с вами. Вы молодцы! А всё потому, что мы друзья природы и наш девиз: (выполняется как психологический тренинг , действуя согласно текста).

- Здравствуй, Планета, здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья!

Отныне мы вместе, большая семья:

Цветы и деревья, птицы и я!

 

 

Гринёва В.А.

 

 

КОНСПЕКТ НОД

 

ОО «Познавательное развитие»

/ознакомление с миром природы/

 

в старшей группе общеразвивающей направленности

Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.