КОНСПЕКТ НОД
ОО «Познавательное развитие»
/ознакомление с миром природы/
в старшей группе общеразвивающей направленности
Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни»
Воспитатель: Коновалова Е.Н.
г. Ейск, 2017 г.
Программные задачи:
· Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;
· Продолжать формировать предпосылки универсальных учебных действий детей, дать возможность применить на практике, раннее полученные знания о воде и её значении в жизни всего живого планеты Земля;
· Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе экспериментальной и игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;
· Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой природе и её состоянием;
· Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
· Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Методы и приемы: Словесные: вопросы по теме, рассуждения, . Наглядные: рассматривание. Практические: «квест- игра» экспериментальная деятельность «Фильтрация воды». Игровые: Д/у « Капли в тучку собери и свойства воды назови » Игровое упражнение « Кому нужна вода? »
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: конверт - ракушка с письмом и план — картой №1, 1 конверт с частью план — карты №2 и один конверт частью план- карты №3 с объектами: «Лес», «Луг», «Река». Звуки воды: ручья, моря, шум воды из крана, дождя; магнитный мольберт, модель тучи, модель елки-1 шт., модель берез - 3 шт., декорация «Луг», пенек, модель реки, слайд - презентация «Пруд черепахи Тортилы» ( грязный и чистый), запрещающие знаки - «Охраняйте воду» пластины- дощечки из набора «Строитель»
Раздаточный материал: модель капелек на каждого ребенка со схематичным изображение свойств воды( на каждой капле одно свойство: не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растворяет вещества, при нагревании расширяется, отражает изображение) состояние: (твердое, жидкое, газообразное) Оборудование к экспериментальной деятельности : пластмассовые прозрачные стаканы, воронки, фильтры (фильтровальная бумага или марля с ватой), емкость с «носиком» в которой находится грязная вода с остатками пробкового материала, подносы.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключение Буратино», «Крошка Енот» Эксперименты с водой «Свойства воды» «Как растения пьют воду»». Беседа «Кому нужна вода?» Рассматривание энциклопедий. Разучивание пальчиковой игры» Ехал грека через реку»
Ход НОД
В группе на потолке висит гелиевый шар с макетом игрушки- Буратино. К буратино прикреплен конверт . Звучит аудио- запись слов: «Привет, вам письмо от моей знакомой черепахи! Воспитатель, незаметно дергает за ниточку и конверт падает. Пока дети поднимают конверт и раскрывают его воспитатель убирает шар из группы.
Воспитатель читает письмо от черепахи Тортилы.
Здравствуйте ребята! Пишет вам хозяйка пруда- черепаха Тортила.
Совсем недавно у меня в пруду весело квакали лягушки — подружки, плавали рыбки - веселушки. По утрам распускались прекрасные кувшинки, звонко щелкали клювами цапли. Бобры строили свои хатки. Но пришла беда. Пруд стал очень грязным. Исчезли лягушки, а за ними и все остальные жители. Помогите, мне, пожалуйста, очистить пруд. Я очень надеюсь на вашу помощь!
Вы найдете мой пруд, если выполните все задания указанные в план карте. Вот ее первая часть. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты.
До скорой встречи!
Воспитатель достает часть карты с заданием и указанием дальнейшего маршрута
- Вы готовы отправиться на помощь черепахе Тортиле?
- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
- Тогда в путь! (Дети выбирают проводника команды)
Проводник ведет детей к объекту, который указан на план- карте
Объект №1 «Лес»
- Ребята, вот лес, да здесь, как и в городе есть знаки, но это не дорожные знаки, а знаки-символы друзей природы. Кто подскажет, что обозначает этот знак? (индивидуальный ответ ребенка)
« Много леса- не губи!
Мало леса- береги,
Нет леса- посади!»
- Ой, ребята, что это за звук?
- Все, как и Лера считают, что это льется ручеек?
- А это, что за звук? ( активизация ответов детей)
- Я тоже, как и вы думаю, что это волны бьются о берег.
- Мне кажется, что-то льется?
- Какие вы догадливые, верно это бежит вода из крана!
- Тише, ребята, что-то шумит!
- Почему, вы думаете, что это дождь? ( ответы детей)
- Ребята, если мы все верно выполнили, то где-то рядом должен лежать конверт со следующим заданием. ( Дети находят конверт, который прикреплен к стволу дерева. В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом)
Объект №2 « Луг »
- Ребята, здесь ещё 1 знак. Напомните, пожалуйста, о чем он нас предупреждает? ( индивидуальный ответ ребенка)
«По лугу ходи- под ноги смотри!»
Объект №3 « Река »
- Посмотрите, на нашем пути река!
Упражнение «Живая вода»
- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.
/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/
- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.
Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.
/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/
- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.
/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/
- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.
/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса –
- Что же делать, как нам перебраться через речку? ( Предполагаемые ответы детей, если дети затрудняются воспитатель предлагает построить мост)
- Мы сможем построить мост, если выполним задание и расскажем, кому нужна вода.
Объект №4 « Грязный пруд »
Слайд №1
- Как вы считаете, кто мог загрязнить его? ( ответы детей)
- Как можно очистить водоем? (Собрать весь крупный мусор)
- Если вам интересно узнать еще один способ очистки воды, предлагаю пройти в лабораторию !
Объект № 5 « Лаборатория »
Воспитатель обращает внимание на осанку детей
- Посмотрите перед вами стакан с водой
- Какая в нем вода? (грязная, мутная, с мусором)
Хочу заметить, что эта вода из пруда, в котором живет Тортила.
- Ребята, вы помните, что в самом начале пути, мы обещали помочь Тортиле и очистить воду её пруда.
- Предлагаю подготовить наши руки.
Пальчиковая игра
Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!
– Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?
Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.
Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)
- Ну вот, наши пальчики готовы.
Самостоятельная экспериментальная деятельность: фильтрация воды.
Ребята, как на ваш взгляд, смогли мы очистить воду?
- Я тоже, как и вы считаю, что вода стала чистой!
- Посмотрите, и жители пруда вместе с черепахой Тортилой тоже так считают!
Слайд №2 « Чистый пруд »
- Ребята, чего нельзя делать чтобы не загрязнять водоемы? ( ответы детей)
- А вот и еще одно правило друзей природы!
«Чтобы не было беды,
Не мути в реке воды!»
Рефлексия
- Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут! ( « Лес », « Луг », « Река »)
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным?
- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?
В благодарность черепаха дарит детям «пруд - раскраску»
ЦАРИЦА _ ВОДИЦА
Цель: расширить, систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека и других обитателей планеты;
- воспитывать экологическую культуру: формировать начальные представления об ограниченности водных ресурсов, их экономии;
- опытным путём показать способы очистки воды;
- развивать связную речь, аналитические способности, умение отвечать на вопросы поискового характера;
- продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни, личной гигиене: систематизировать знания об умывальных принадлежностях, упражнять в умении правильно пользоваться ими;
- развивать эмоциональность и выразительность движений;
- расширять представления о правилах поведения на воде.
Предшествующая работа: экскурсия в умывальную комнату «Капля реку бережёт», наблюдения за использованием воды в ДУ, дома; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», загадывание загадок о воде, дожде, росе, льде, инее; чтение А. Дитрих «Почемучка» - «Разноцветная речка», «Нефтяная рыбка»; А.Барто «Девочка чумазая», К.И.Чуковский «Мойдодыр», беседа «Чтобы сильным, ловким быть, надо воду полюбить»; рассказывание истории о возникновении зеркала и зубной щётки; рассматривание иллюстраций В.Дувидова к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр»
Оборудование: широкая и длинная полоска голубой ткани, голубые ленты по количеству детей; магнитофон; театр перчаток: Капитошка и Злючка Грязючка; умывальные принадлежности: мыло, расчёска, зубная щётка, зеркало, полотенце; лейка, вата, песок , маленькие «Капитошки» по количеству детей, магнитофон, запись звуков воды в природе, д/п «Вода в природе»
Ход занятия
Дети сидят за столами, стоящими полукругом. Педагог обращает их внимание на сундучок, стоящий перед ними на столе.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Сундучок я открываю
И загадки вынимаю.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пениться,
Руки мыть не лениться. / Мыло/
Гринёва В.А.
Хвостик из кости,
На спинке – щетинки.
По утрам и вечерам
Чистит зубы пастой нам. / Зубная щётка /
Среди кудрей гуляла
И зубчик потеряла. / Расчёска /
Я эту загадку в карман положу.
Достану потом – на себя погляжу. / Зеркало /
Говорит дорожка
Два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. / Полотенце /
Воспитатель:
- Ребята, кто помнит, как одним словом называются все эти предметы?
/ Умывальные или гигиенические принадлежности /
- Как, вы думаете, зачем необходимо мыть руки? …чистить зубы?
- Может ли кто-нибудь показать и рассказать, как правильно надо мыть руки? … чистить зубы?
- Как, по-вашему, без чего мы не сможем умыться и почистить зубы, даже если у нас будут все умывальные принадлежности? / Без воды /
- Верно, ребята. Вода большая труженица и помощница человека.
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде…
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Крышкой чайника шумит –
Без неё нам не прожить!
- Для чего же нужна вода, как мы её используем? /Пьём, моемруки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения, поим животных./ Работа с опорой на наглядные пособия «Как человек использует воду?» и «Кому нужна вода?»
Появление Капитошки:
- Правильно, ребята!
Я крошка Капитошка
Воды во мне немножко.
Кто скажет, кто знает:
Какой вода бывает?
Гринёва В.А.
Опыт с фильтрованием воды
Злючка - Грязючка:
- Подумаешь, воду в стакане очистили! Да я, если захочу – всю воду на Земле испачкаю! А как не скажу.
Капитошка:
- Да ребята и без тебя знают. Расскажите этой вредине, как еще загрязняется вода в природе?
/ Человек, водный транспорт, заводы, предприятия, мусор, нефть, бензин…/
- А как вы думаете, что произойдёт, если вдруг не станет воды? /Всё живое погибнет/.
- Правильно, воду надо беречь, иначе мы не сможем попускать даже мыльные пузыри.
Нельзя:
- без взрослых ходить на водоём;
- играть на воде без взрослых;
- далеко заплывать;
- подплывать к лодкам;
- нырять и прыгать с берега и с мостов в море;
- купаться и нырять в незнакомом месте.
Гринёва В.А.
Капитошка:
- Ребята, кто из вас знает: откуда берётся вода в нашем кране?
Правильно, те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, затем человек направил их в трубы.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать?
Упражнение «Живая вода»
- Ребята, давайте наберём из нашей реки полные пригоршни живой воды.
/Сложить ладони лодочкой, присесть и «набрать воды в ладони», выпрямиться/
- Ах, какая вода прохладная, светлая, чистая и прозрачная.
Посмотрите в неё, улыбнитесь радостно и светло живой воде.
/Выразительные движения: поднести ладони к лицу, слегка наклонить голову вправо, влево, улыбнуться/
- А теперь умойте своё лицо живой водой. Нам стало легко и радостно.
/Поднести ладони близко к лицу, не касаясь его, провести руками вдоль лица сверху вниз/
- У нас мокрые руки, стряхнём капельки воды с рук.
/Потряхивание одновременно обеими кистями рук на уровне пояса – Упражнение на расслабление кистей рук «Капельки»/
Капитошка:
- Много воды на планете Земля, но её надо беречь, потому, что без неё погибнет всё живое: и люди, и животные, и растения.
Я знаю, что теперь вы всегда будете закрывать краны и в детском саду, и дома. Этих маленьких Капитошек я дарю вам. До свидания, ребята.
/Уходит/
- Мне кажется Капитошка остался очень доволен встречей с вами. Вы молодцы! А всё потому, что мы друзья природы и наш девиз: (выполняется как психологический тренинг , действуя согласно текста).
- Здравствуй, Планета, здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе, большая семья:
Цветы и деревья, птицы и я!
Гринёва В.А.
КОНСПЕКТ НОД
ОО «Познавательное развитие»
/ознакомление с миром природы/
в старшей группе общеразвивающей направленности
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.