Краткая характеристика предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ремонтно-инструментальный завод – это специализированное предприятие с наличием достаточного парка универсального и специализированного оборудования высокого разрешения, с полным производственным циклом – от поковки до термической обработки (окраски) готовой продукции, включая все виды механической обработки.

РИЗ ПАО «КАМАЗ» осуществляет производство продукции диверсификации в следующих направлениях:

1. Спец инструмент и технологическая оснастка (режущий, мерительный, вспомогательный инструмент, цанги, патроны, спецприспособления);

2. Многошпиндельные сборочные системы и привода к ним;

3. Запасные части к технологическому оборудованию;

4. Капремонт технологического оборудования (станки, стенды, приспособления и установки) и запасные части для проведения капитального и текущего ремонта, модернизации всего парка технологического оборудования, включая установку систем ЧПУ.

ПАО «КАМАЗ» Ремонтно-инструментальный завод – первенец, КАМАЗа, крупнейшего производителя автомобилей в России, введен в эксплуатацию в 1973 году.

С декабря 2009 производственные цеха завода размещены на автомобильном заводе КАМАЗа.

Номенклатура продукции охватывает все виды специального, режущего, мерительного и вспомогательного инструмента, оснастки; контрольных приспособлений, пневмоинструмента; штамповой оснастки, запасных частей и пр.

Наряду с этим завод производит стенды, капитальный ремонт технологического оборудования, запасные части для ремонта оборудования, ремонт и модернизацию ПТК, ГНК и автоматизированных складов.

Выпускаемая продукция:

– специальная оснастка и приспособления;

– металлорежущий инструмент;

– пневмоинструмент;

– специальное оборудование и запасные части к нему.

Предоставляемые услуги:

– капитальный ремонт;

– модернизация оборудования;

– ремонт электрических машин и аппаратов;

– ремонт гидравлических систем оборудования.

В настоящее время общая площадь основного производства составляет 24 057 тыс. кв. метров, на которой располагается более 600 единиц оборудования, из которых около 100 единиц станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Высокоскоростное обрабатывающие центры корпорации «MITSUBISHI» (Япония), SMF и DECKEL (Германия) дают возможность производить механическую обработку изделий конфигурации любой сложности, с высокой точностью обработки.

Технология производства продукции сориентирована на прогрессивные методы обработки, что обеспечивает высокое качество продукции.
С 2000 года система качества сертифицирована на соответствии международным стандартам ИСО 9001 и 9002.

РИЗ с 2011 года сертифицируется на соответствие требования ГОСТ Р ИСО 9001 в составе ОАО «КАМАЗ». Область действия сертификата распространяется на «производство инструмента и оснастки».

Проведем оценку основных экономических показателей деятельности предприятия в динамике за 2015-2017 гг. в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1.

Технико- экономические показатели РИЗ ПАО «КАМАЗ» в динамике 2015-2017 гг. (тыс. руб.)

Показатель 2015 2016 2017 Отклонение (2017/2015) (+,-) %
Прибыль 2370763 4181706 1663884 -706889 70,1
Выручка 104388604 86659376 120751241 16362637 115,6
Себестоимость 82643470 109823491 111312415 28668945 134,6

 

Как видно по данным таблицы прибыль предприятия в 2017 году снизилась на 706789 тыс. руб. или 70,1 %, в сравнении с 2016 годом произошла динамика снижения данного показателя на 2517822 тыс. руб. или 39,7 %. Выручка предприятия напротив выросла на 16362637 в 2017 году в сравнении с 2015 отчетным периодом или на 115,6 %, в сравнении с 2016 годом увеличилась на 34091865 тыс. руб. или на 139,3 %. В 2017 году произошел рост себестоимости на 28668945 тыс. руб. или на 134,6 % в сравнении с 2015 годом, на 1488924 тыс. руб. (+101,3 %) в сравнении с показателем 2016 года. 

Основными конкурентами РИЗ ПАО «КАМАЗ» на рынке являются следующие компании: ООО «МАЗ», АО «РЗ УРАЛ», производители стран дальнего зарубежья, осуществляющие сборку и ремонт тяжелой технике.

На рисунке 2.1.1. представлена динамика доля марок на российском рынке в 2015-2017 гг.

Рис.2.1.1. Динамика доли марок на российском рынке (%).

 

На предприятии РИЗ «КАМАЗ» разработана, документирована, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии интегрированная система менеджмента качества, созданная в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ РИСО 9001: 2015 и ГОСТ Р 54934-2012/ОНSАS 18001: 2007.

 Деятельность по мониторингу и измерению процессов системы менеджмента качества возложена на руководство процесса согласно документации.

ПАО «КАМАЗ» является крупнейшим предприятием Российской Федерации по производству большегрузных автомобилей и запасных частей к ним. ПАО «КАМАЗ» в полной мере осознает потенциальную опасность возможного негативного воздействия на окружающую среду.

Целью разработки и реализации Экологической Политики ПАО «КАМАЗ» является достижение наименьшего негативного воздействия на окружающую среду путем бережного отношения к природе и природным ресурсам, снижения объемов и токсичности выбросов в атмосферу и производственных отходов.

Высшее руководство ПАО «КАМАЗ» обязуется выполнять требования Российского и Международного законодательства, норм и правил в сфере охраны окружающей среды, постоянно улучшать систему экологического менеджмента и предотвращать загрязнение окружающей среды.

Экологическая Политика ПАО «КАМАЗ» основывается на требованиях МС ИСО 14001:2015 [5, c.1].

Основными элементами Экологической Политики ПАО «КАМАЗ» являются:

1. Подготовка, внедрение и постоянное совершенствование системы экологического менеджмента.

2. Принятие управленческих решений на основе результатов экологического мониторинга и анализа воздействия деятельности ПАО «КАМАЗ» на состояние окружающей среды.

3. Персональная ответственность высшего руководства ПАО «КАМАЗ» за реализацию Экологической Политики Общества, непрерывное улучшение экологических характеристик предприятия и продукции.

4. Экологическое сопровождение технологических процессов производства, внедрение в производство новых технологий, оборудования, материалов, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду.

5. Систематическое обучение и повышение квалификации персонала ПАО «КАМАЗ» в области экологии.

6. Обеспечение открытости и прозрачности информации о природоохранной деятельности предприятия, экологической политики ПАО «КАМАЗ».

7. Экологическая сертификация автомобилей, продукции ПАО «КАМАЗ», как признание качества.

Система качества в РИЗ «КАМАЗ» строится на основании процессного подхода и в рамках системы процессы делятся на следующие группы:

1) Основные процессы. На данном этапе происходит оценка:

– процесса планирование заготовки изделий;

– процесса закупки материалов и сырья;

– процесса производства деталей;

– процесса поставки деталей.

 2) Поддерживающие процессы. На данном этапе происходит:

– оценка системы управления персоналом;

– техническое облуживание и ремонт оборудования;

–составление плана и процесс обеспечение топливно-энергетическим ресурсами.

 3) Управляющие процессы. На данном этапе происходит:

– внутренний аудит менеджмента качества;

– происходит анализ системы менеджмента качества со стороны руководства.

На предприятии действует Политика в области системы качества, которая направляет организационную деятельность, ориентирует руководство и сотрудников предприятия.

РИЗ «КАМАЗ» постоянно проводит работы по постоянному улучшению внедрения интегрированной системы менеджмента качества.

Для функционирования Интегрированной системы менеджмента (ИСМ) качества определены:

– процессы, которые необходимы для ИСМ и их применение;

– последовательность и взаимодействие этих процессов;

– критерии и методы, которые необходимы для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и управлении процессами;

– источники опасностей в процессах, связанных с ними риски в области безопасности труда и охраны здоровья.

       Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, которые направлены на удовлетворение потребностей предприятия.

Организационная структура управления – линейно-функциональная. Организационная структура управления предприятием представлен в приложении 1 рис. 2.2.1.

  Достоинства структуры: освобождение руководителей от решения вопросов, которые связаны с планированием финансовых расчетов; построение связей «руководитель-подчиненный» по иерархии, при этом каждый сотрудник должен подчиняться только одному руководителю.

Недостатки структуры: каждое звено заинтересовано в достижении узкой цели, а еще общие цели предприятия; отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; развитая система взаимодействия по вертикали.

Таким образом, можно сформировать вывод о том, что РИЗ ПАО «КАМАЗ» – успешно функционирующая организация, ориентированная на потребителя и укрепление своих позиций на рынке.

2.2. Анализ управления качеством на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно - инструментальном заводе

      Главной целью РИЗ ПАО «КАМАЗ» в области качества является создание конкурентоспособной продукции и сервиса, удовлетворяющих требованиям и ожиданиям потребителей и обеспечивающих стабильное финансовое положение компании.

 Цель достигается за счет решения следующих задач:

- систематический анализ текущих и перспективных требований и ожиданий потребителей и объективная оценка удовлетворенности нашей продукцией;

- создание эффективной системы отбора и развития поставщиков, основанной на принципах взаимной выгоды и постоянного совершенствования;

- создание благоприятной среды, способствующей вовлечению каждого сотрудника в процесс постоянного улучшения качества выпускаемой продукции, систематическое обучение персонала в области качества;

- планирование качества продукции на этапе её разработки за счет внедрения современных методов, технических средств  проектирования и прогрессивных технологий;

  - управление качеством продукции в процессе производства через встраивание механизмов обеспечения качества;

  - управление процессами создания продукции в соответствии с установленными требованиями;

  - обеспечение соответствия продукции, в т.ч. изготавливаемой по государственному заказу, законодательным требованиям и требованиям потребителей;

  - информационное обеспечение процессов для управления показателями качества выпускаемой продукции и сервисного обслуживания;

- профессиональное сервисное обслуживание выпускаемой продукции с применением современного универсального и специализированного оборудования и инструмента, обусловленное высокой квалификацией технического персонала;

- обеспечение результативности мероприятий в целях улучшения качества продукции, в т.ч. по государственному заказу, направленных на предотвращение нежелательного влияния рисков, а также учета будущих потребностей и ожиданий потребителей заданных требований.

  Основными задачами является обеспечение качества на всех стадиях выпуска изделий и агрегатов, повышение качества продукции, своевременное выполнение месячного плана, обеспечение технологичности конструкций изделий, разработка технологических процессов, проектирование и изготовление средств технологического оснащения, сокращение сроков обрабатывания изделий, разработка и внедрение новых конструкторских и технологических решений, повышение качества продукции, сокращение количества брака и немедленное устранение при обнаружении.

Для выполнения поставленных задач высшее руководство РИЗ ПАО «КАМАЗ» обязуется:

- информировать и обеспечивать понимание Политики всеми сотрудниками компании;

- использовать все возможности для результативного функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества;

- распределять необходимые ресурсы, ответственность и полномочия персонала по всему производственному циклу.

Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

 Для обеспечения эффективной работы системы управления качеством необходимо постоянно следовать принципу постоянного улучшения качества. Для этого необходимо воспитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию.

   В структуре системы качества необходимо отметить, что подразделение, отвечающее за данную область, функционирует со всеми остальными подразделениями предприятия. При нарушении связей с тем или иным подразделением нарушается вся цепочка эффективного функционирования системы качества. Таким образом, следует помнить, что управление качеством – это процедура, которая включает в себя взаимодействие между всеми отделами и службами.

  Есть два способа объединения управление качеством на предприятии. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом изменение как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

    Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством. Структура по отделам качества представлена на рисунке 2.3.1.

                                       Генеральный директор

 


директор              технический     директор              директор                       менеджеры по

по маркетингу         директор      по качеству   по производству                 основным  функ-

                                                                                                                                циям

 

 


инспекция,           инжиниринг           управление            обеспечение

испытания,           качества и      качеством             качества, аудит

оценка                  надежность           процессов                системы

 

                             Рис. 2.3.1. Структура по отделам качества

 

    Система управления качеством (система качества) — это организационная структура, включающая взаимодействующий управленческий персонал, реализующий функции управления качеством установленными методами.

    В состав отдел контроля качества, входят инженера по качеству и контролеры, осуществляющие контроль на производственных участках.

    Отдел контроля качества играет особую роль в обеспечении предотвращения и профилактики брака и несет ответственность за достоверность результатов контроля, не допуская поставки брака потребителям. Но, тем не менее, надо отметить, что отдел контроля качества  не несет полную ответственность за качество продукции, эта функция лежит и на работниках производства. Поэтому в работу по контролю качеству должен быть вовлечен весь персонал. На рабочих местах непосредственно исполнителям необходимо следить за работой оборудования, параметрами технологических процессов, контролировать соответствие продукции эталонным образцам на определенных этапах производства и отбраковывать несоответствующую продукцию.

Основная функция сотрудников, участвующих в процессе контроля качества, – это проведение испытаний и сравнение полученных результатов с установленными требованиями с последующим определением их соответствия.

    В положении об отделе технического контроля РИЗ «КАМАЗ» говорится, что службы контроля ОТК, распределена  в самостоятельное структурное подразделения, создается для осуществления функций контроля на предприятии.

ОТК осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими подразделениями. ОТК принимает участие:

  – в разработке стандартов предприятия, устанавливающих основные положения системы управления качеством;

  –  в разработке и внедрении прогрессивных методов контроля. Оценке качества продукции с применением современных технических средств, в том числе активного контроля;

  –  в работах по подготовке и проведения аттестации продукции и проверке соблюдения условий аттестации;

  – в организации сбора, анализа и обобщения данных об эксплуатации выпущенной предприятием продукции, разработке мероприятий по устранению выявленных конструктивных и производственных недостатков продукции и контроле реализации мероприятий;

   –  в выявлении причин возникновения причин дефектов в изготавливаемой продукции, разработке мероприятий по предупреждению брака, контроле их реализации и пр.

Департамент качества: 

Для более качественной производительности экспортной продукции и улучшения работы с корпоративными клиентами создан отдел экспортной приемки. Улучшена служба качества в целом, а под дополнительный функционал вводятся штатные единицы, такие как: отчетность, аналитика по качеству, расширение аудитов технологических процессов, процессов инжиниринга, закупок, сервисных центров, заводов спецтехники и т.д.

Затраты на качество до и после внедрения СМК представлены в таблице 2.2.1.

                                                                                        Таблица 2.2.1.

Затраты на качество до и после внедрения СМК

Элементы затрат на качество, тыс. руб

До внедрения СМК

Год

после внедрение СМК

2015 2016 2017
Превентивные затраты 8451 25353 25360 25360
в том числе:        
1. Расходы на административное управление качеством 3380 10141 10144 10144
2. Расходы на техническое управление качеством 2535 7606 7608 7608
3. Другие расходы на планирование качество 1690 2535 2536 2536
4. Обучение персонала 846 5071 5072 5072
Затраты на контроль 8622 8700 8700 8700
в том числе:        
1. Контроль изделий      2587     2610    2610     2610
2. Испытания изделий 1724   1740 1740 1740
3. Контроль поставщиков 1293   1305 1305 1305
4.Метрологический контроль 1295 1307 1307 1307
5. Стоимость израсходованных материалов 862     870 870 870
6. Оплата аудита качества 861 868 868 868
Внутренние потери 14768 7384 4922 4219
в том числе:        
1. Технический брак 6646      4283 2855      2447       
2. Переделка, ремонт 1772 886 590 506
3. Потеря поставщиков 3249 1329 887 760
4. Анализ отказов 3101 886 590 506
Внешние потери 10841 5420 3614 3097
в том числе:        
1. Отказы по вине производства 2168   1084 723 619
2. Отказы по вине конструкторов 4336 2168 1446 1239
3. Отказы по вине продавцов 542 271 181 155
4. Выплаты по гарантиям 3225   1626 1083 929
5. Анализ отказов 570 271 181 155
Всего:   42682 46857 42596 41376

 В достижения цели и повышения качества на Ремонтно- инструментальном заводе необходимо преодолеть сложившийся уровень брака и стремиться к полному соответствию продукции технической документации.

   В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие хоть и ведет работу по улучшению уровня качества выпускаемой продукции и услуг, однако это не систематизировано и не несет комплексной основы. Меры по предотвращению появления дефектов и стабилизации качества носит не постоянный характер. Так же не все нарушения качества продукции и услуг фиксируются должным образом в отчетах. Анализ нарушений так же не всегда проводится, должным образом. Так же наблюдается недостатки в работе с персоналом. Не происходит достаточной мотивации персонала. Это в свою очередь так же сказывается на уровне качества продукции.

    Таким образом, сбалансированная система показателей имеет как сильные, так и слабые стороны. Задача руководителя и топ-менеджеров организации и состоит в том, чтобы грамотно внедрить ССП, используя сильные стороны и возможности сбалансированной системы показателей.

       А также на заводе применяются  рекламация. Рекламация - это претензия, которая составляется при совершении сделки в случае неудовлетворенности одной стороной качеством, количеством, ассортиментом полученного товара, сроками поставки и т.п. Письмо-претензия (рекламация) содержит претензии к стороне, нарушившей свои обязательства по договору и требования о возмещении убытков: о замене некачественного товара, устранении дефектов, снижении цены и прочее.

  Составление рекламационного письма целесообразно в следующих случаях:

– при несоответствии качества товара условиям договора, государственным стандартам, техническим условиям;

 –  при несоответствии количества товара условиям договора;

 –  при несогласованном изменении цены.

В договоре купли-продажи, о выполнении работ должен присутствовать раздел о порядке предъявления и способах регулирования претензий.

При получении отказа в удовлетворении требований или истечении установленного срока на рассмотрение претензии (в основном один месяц) необходимо в установленном порядке (общий срок исковой давности - 3 года)

 


 заявить иск в арбитражный суд. Рекламация обычно составляется на 1,5-2 листа формата А4. Анализ брака и рекламаций производится на основании отдельных причин, виновников и видов. В результате анализа определяются: количество и процент брака по определению и его подразделениям, потери от брака в нормо-часах или денежном выражении [12, c. 119].

      На предприятии составляется затраты на качество – это те затраты, которые необходимы для обеспечения удовлетворенности потребителя продукцией или услугами. Есть несколько классификаций затрат на качество, самая известная из них – классификация  Ф. Кроусби. Он делит затраты на качество только на две категории:

Затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо нести, чтобы сделать все верно в первого раза;

Затраты на несоответствие – это все затраты, которые приходится нести владельцу компании из-за того, что не все делается правильно с первого раза. Внутри компании структура затрат должна быть однозначной и стандартной. Категории затрат должны быть постоянными и не должны дублировать друг друга, то есть если какая-либо затрата появляется под одним заголовком (названием), то она не должна появиться под другим.

  Источники получения информации по затратам на качество:
1. Затраты на материалы могут быть получены из анализа накладных, записей в складских документах и прочее;

2.Выплаты персоналу могут быть взяты из ведомостей;
3. Стоимость поставок может быть определена по соответствующим счетам или накладным;

4. Объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом реального потраченного работником времени; Классификация затрат на качество должна быть частью повседневной работы предприятия.







Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.