Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧОУ ВПО КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

 Кафедра интегрированных

Систем менеджмента

 

«Управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей (на примере предприятия)»

Курсовой проект по дисциплине

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Выполнил: студент (ка) 3 курса 761у Халимова А. И.

Научный руководитель: ученая степень к.с.н., доцент Фролова И. И.

 

 

Набережные Челны – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей 6
1.1. Роль управления качеством на основе сбалансированной системы показателей 6
1.2. Требования международных стандартов качества в управлении предприятием на основе сбалансированной системы показателей 10
2. Анализ управления качеством на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ»      16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ управления качеством на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО КАМАЗ»   22
2.3. Основные недостатки управления качеством на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ» 29
3. Разработка проекта управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ» 36
Заключение 43
Список используемой литературы 45

Приложение 1                                                                                                       47

Приложение 2                                                                                                  48

 

Введение

Современные экономические процессы в российской экономике, создание конкурентоспособности  в условиях рынка оказывают существенное влияние на процесс ведения бизнеса, на процессы в современных предприятиях, а также определяют условия для принятия эффективных управленческих решений. Трансформация экономики привела к необходимости смены устаревшей стратегии, направленной на выживание в условиях глобального экономического кризиса и реализации новой стратегии.

Правильно разработанная стратегия в рыночной среде является залогом для выживания предприятия. Острота тематики исследования определена тем, что при вступлении Российской Федерации в ВТО конкуренция в стране значительно выросла, особенно это проявляется во внутреннем российском рынке, что может привести к потере рынка для производителя.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического обоснования важности и значимости сбалансированных показателей в стратегии управления предприятием; определением сущности сбалансированных показателей и основы управления качеством на основании ССП.

 В данном аспекте, разработка стратегии управления для улучшения финансово – экономического положения и повышения конкурентных преимуществ на основании сбалансированной системы показателей (ССП) представляет собой актуальную проблему.

Основателями ССП в ее современной интерпретации являются зарубежные исследователи Каплан Р. и Нортон Д. Особую значимость составляют труды российских исследователей: Кошкина Л.И., Васильева М.Г., Ясина Е.Г., Алмана П.А. и пр. Отмечая значимость исследований вышеперечисленных исследователей, стоит отметить, что многие теоретические и практические вопросы, в сфере стратегии управления качеством на основании ССП до сих пор остаются слабо малоизученными.

Цель курсовой работы –   разработка проекта управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ».

Согласно цели определены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей;

– провести анализ управления системы качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ»;

– разработать проект управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

Объект исследования – промышленное предприятия РИЗ «КАМАЗ».

Предмет исследования – управление качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей в сфере управления предприятием на основании ССП.

Как отмечает Воронова С.П., ССП – это система управления предприятием на основании измерения и оценки его эффективности по набору показателей, которые отражают все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности предприятия.

Методы исследования. В курсовой работе были применены такие научные методы исследования:

− метод дедукции, используемый для познания общих теоретических положений, сущности и значения основных понятий;

− метод анализа, был использован для раскрытия теоретических и практических положений, оценке финансового состояния предприятия, обоснованию возможностей повышения эффективности;

− метод синтеза, применяется с целью получения обобщенных результатов исследования, формулировки выводов и общих заключений;

− метод конкретизации, применяется при оценке уровня качества на основании ССП;

− метод сравнения, используется с целью раскрытия и обоснования тенденций, особенностей и путей повышения уровня качества.

       Курсовой проект состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

        В первой главе курсового проекта рассматриваются теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей;

        Во второй главе проводится анализ управления качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ», выявляются недостатки в процессе управления качеством.

          В третий главе разрабатывается проект управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

        Для написания курсовой работы использовались труды следующих авторов: Аршакуни В.Л., Беляева С.Ю., Ковалева В.В., Никифорова А.Д. и пр. Так по мнению Радченко К.В. основным отличием сбалансированной системы показателей эффективности от простоты набора показателей заключается в том, что ССП ориентируются преимущественно на стратегическое развитие предприятия.

 

Требований международных стандартов качества в управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей

Качество – это одна из сложнейших категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в своей повседневной деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, оценке результатов для удовлетворения потребности человека, а также в тех случаях, когда хотят охарактеризовать соотношение свойств, выражающие суть предмета, или соотношение предметов между собой.

В научной литературе существуют множество определений качества.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) обусловлена тем, что потребители все больше обращают внимание уже не на стоимость товара или услуги, а на их качество.

Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015), подтверждает наличие в компании действующей системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандарта и демонстрирует клиентам, что деятельность предприятия направлена только на выпуск качественной продукции или качественному оказанию услуг [4, с. 6].

Разрабатывая ССП, Нортон и Каплан исходили из того, что реализация стратегии значительно важнее, чем качество ее разработки . При этом огромное преимущество этой системы состоит в том, что ССП позволяет еще на этапе разработки оценить степень ее реализуемости [6, c. 207].

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015 позволяет предприятию:

– улучшить структуру организации управления и повысить эффективность;

– уменьшить  брак и повысить качество после внедрения на производстве системы менеджмента качества;

– поднять статус компании перед лицами зарубежных и российских партнеров и инвесторов с сертификатом и т. д.

Как показывает мировой опыт, обеспечение качества является одной из самых сложных задач, с которыми сталкиваются современные предприятия в области производства продукции и предоставления услуг. Одним из самых эффективных средств для решения данной проблемы является применение международных стандартов ISО серии 9001:2011 и 9001:2015.

Международный стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества предприятий. Наличие у предприятия сертификата соответствия данной системе сертификации гарантирует, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по этому стандарту. Также наличие сертификата ISO 9001означает, что получившее его предприятие отвечает современным требованиям и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов неправительственной организации. Все требования данного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

ГОСТ ISO 9001-2011 стал первым российским стандартом, идентичным международной разработке ISO 9001:2008 [3,c.3]. Содержит перечень требований к системе управления организацией, соответствие которым говорит о возможности выпускать качественную продукцию [2, с.1].

    OHSAS 18001:2007 - международный стандарт системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Данный стандарт содержит требования и руководящие указания к разработке и внедрению систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применение которых обеспечивает возможность организации управлять рисками в системе менеджмента и повышать эффективность ее функционирования.

Сертификат соответствия требованиям стандарту ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001 демонстрирует, что на предприятии ведётся жёсткий контроль факторов производственного и профессиональных рисков и показывает, что организация заботится о безопасности сотрудников на рабочих местах. В этом документе указываются требования, которые могут использоваться не только на производстве промышленного типа, но также и в сфере экономики. Именно в OHSAS 18001 находятся правила правильного управления производственными рисками.

Стандарт OHSAS 18001 ГОСТ может быть применен абсолютно к любой организации независимо от сектора экономики и отрасли промышленности, желающей создать систему менеджмента для минимизации возможных рисков, но особенно актуален для предприятий с большим количеством работников, присутствием ручных и тяжелых видов работ или опасной, для человека рабочей средой, способной нанести вред. Целью внедрения требований является разработка и поддержка системы менеджмента OHSAS 18001, сокращение рисков и обеспечение безопасности работникам, а также демонстрация соответствия стандартов заинтересованной стороне [1, с. 3].

Внедрение в системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья в соответствии со стандартом ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18000:2007 позволяет внутри компании:

   – уменьшить количество травм персонала, благодаря осуществлению контроля и предотвращению опасностей;

    – уменьшить количество аварий и затрат на ликвидацию возможных последствий;

      – снизить стоимость страхования, а также расходы, вызванные отсутствием (болезнью) сотрудников;

     –  уменьшить опасность производства, потерь от этого, в том числе расходов на штрафы и выплаты при несчастных случаях;

На рынке:

     – улучшить репутацию организации в глазах потребителей, партнеров, акционеров, инвесторов и других сторон;

– увеличить финансовые гарантии, общий капитал на предприятии;

– упростить получение различной разрешительной документации.

В 1980- е гг. на политику качества оказали влияния разработки Кросби Ф.Б., Деминга У.Э., Исикавы К. В результате внимания стали, следующие направления по улучшению работы в области качества:

1. Заинтересованность руководства высшего звена;

2. Образование совета по улучшению качества;

3. Вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;

4. Обеспечение коллективного и индивидуального участия;

5. Создание центров по совершенствованию качества;

6. Разработка и реализация краткосрочных планов и стратегии улучшения качества на перспективу;

7. Создания системы признания заслуг.

Такое широкое понятие включает в себя общее руководство и оперативное управление качество и формирует единый процесс управления качество.

Исходя из структуры и функций управления качеством, процесс управления в масштабе предприятия с учетом внешних факторов формируется следующим образом.

Высшее руководство, выполняя функции в области качество, осуществляет руководство качеством.

Управление качеством, воздействует на процесс формирование продукции. Принимаемые меры по повышению качества следует применять с целью устранения недостатков, а также для повышения качества продукции для того, чтобы не отставать от конкурентов.

Структура и функции управления качеством имеет следующий вид, представленный на рисунке 1.1.1.

Общее руководство качеством
Управление качеством в масштабе компании
Оперативное управление качеством
Взаимодействие с внешней средой Обеспечение ресурсами Принятие управленческих решений Политика и планы качества Работы в области качества Обучение и мотивация персонала
Планирование работ Принятие оперативных решений Контроль качества Информационное обеспечение Разработка мероприятий Внедрение мероприятий  

 


Рис. 1.1.1. Структуры и функции управления качеством

На предприятии невозможно сформировать изолированную, строго очерченную систему менеджмента качества без связи с другими видами деятельности. В зависимости от обстоятельств, руководство может либо применять специализированные методы и концепции менеджмента для совершенствования системы качества, либо использовать опыт, который был получен при создании системы качества, для повышения эффективности других подсистем управления.

Сбалансированная система показателей с одной стороны, может применяться как возможная технология внедрения системы менеджмента качества или рассматриваться как подход к решению отдельных задач, которые возникают при формировании и внедрении СМК, с другой стороны, сама ССП может обеспечивать решения разных задач менеджмента качества [10, c. 36].

     Таким образом, управления предприятием - это воздействие на работников для достижения целей, стоящих предприятием и его персоналом.

      Система сбалансированных показателей – это механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компанией. ССП выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех.

 

 


Список используемой литературы

I. Нормативно - правовые документы:

1. ГОСТ Р 54934-2012/ОНSАS 18001:2007 международный стандарт системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования. – М. : Стандартинформ, 2015. – 56 с.

2. ГОСТ ISO 9001-2011 международный стандарт системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Издательство стандартов, 2015. – 39 с.

3. ГОСТ ISO 9001:2008 международный стандарт системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.  – М.: Издательство стандартов, 2015. – 45 с.

4. ГОСТ ISO 9001-2015 международный стандарт системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.  – М.: Издательство стандартов, 2015. – 57 с.

5. ГОСТ ISO 14001:2015 международный стандарт системы экологического менеджмента. Требования. М.: Издательство стандартов, 2016 – 56с.

II. Специальная литература :

6. Антонов, В.Г., Крылов, В. В., Кузьмичев, А. Ю., Корпоративное управление. –М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА -М, 2015–288 с.

7. Вдовин, С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И., Система менеджмента качества организации. – М. Инфра, 2017–299 с.

8. Ветитнев, А.М., Задорожняя, А.Н., Ценовая политика санитарно- курортных организаций.– М.: Инфра – М; Znanium. com, 2016–112с.

9. Гапоненко, А. Л., Савельева М. В., Теория управления. – М.: Издательство Юрайт, 2015–342 с.

10. Гарнов, Е. А., Хлевная Е. А., Мыльник А. В., Экономика предприятия. – М.: Издательство Юрайт, 2014–303 с.

11. Григорьева, Т. И., Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015–486 с.

12. Ефимов В. В., Средства и методы управления качеством. – М.: КНОРУС, 2016–232 с.

III. Текучий архив предприятия:

13. Уставы ПАО «Камаз» (уставный капитал общества, увеличение и уменьшение уставного капитала общества, контроль за финансовой деятельностью общества).

14. Организационная структура управления предприятием.

15. Учетная политика РИЗ ПАО ТФК «КамАЗ».

16. Внутренние документы предприятия (краткая история завода, предоставляемые услуги, выпускаемая продукция, номенклатура продукции и т.д).

17. Руководство по обеспечению качества для поставщиков (Специфические требования ПАО «КАМАЗ» (выдержка)).

IV. Интернет источники:

18. Лобанов В. Г., Управление качеством. Электронный журнал для местной промышленности – https://fh.kubstu.ru/juk/.

19. Принесенник Е. Ю., Управление качеством. Журнал – http://panor.ru/magazines/upravlenie-kachestvom.html.

 

ЧОУ ВПО КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

 Кафедра интегрированных

Систем менеджмента

 

«Управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей (на примере предприятия)»

Курсовой проект по дисциплине

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

Выполнил: студент (ка) 3 курса 761у Халимова А. И.

Научный руководитель: ученая степень к.с.н., доцент Фролова И. И.

 

 

Набережные Челны – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей 6
1.1. Роль управления качеством на основе сбалансированной системы показателей 6
1.2. Требования международных стандартов качества в управлении предприятием на основе сбалансированной системы показателей 10
2. Анализ управления качеством на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ»      16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ управления качеством на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО КАМАЗ»   22
2.3. Основные недостатки управления качеством на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ» 29
3. Разработка проекта управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ» 36
Заключение 43
Список используемой литературы 45

Приложение 1                                                                                                       47

Приложение 2                                                                                                  48

 

Введение

Современные экономические процессы в российской экономике, создание конкурентоспособности  в условиях рынка оказывают существенное влияние на процесс ведения бизнеса, на процессы в современных предприятиях, а также определяют условия для принятия эффективных управленческих решений. Трансформация экономики привела к необходимости смены устаревшей стратегии, направленной на выживание в условиях глобального экономического кризиса и реализации новой стратегии.

Правильно разработанная стратегия в рыночной среде является залогом для выживания предприятия. Острота тематики исследования определена тем, что при вступлении Российской Федерации в ВТО конкуренция в стране значительно выросла, особенно это проявляется во внутреннем российском рынке, что может привести к потере рынка для производителя.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического обоснования важности и значимости сбалансированных показателей в стратегии управления предприятием; определением сущности сбалансированных показателей и основы управления качеством на основании ССП.

 В данном аспекте, разработка стратегии управления для улучшения финансово – экономического положения и повышения конкурентных преимуществ на основании сбалансированной системы показателей (ССП) представляет собой актуальную проблему.

Основателями ССП в ее современной интерпретации являются зарубежные исследователи Каплан Р. и Нортон Д. Особую значимость составляют труды российских исследователей: Кошкина Л.И., Васильева М.Г., Ясина Е.Г., Алмана П.А. и пр. Отмечая значимость исследований вышеперечисленных исследователей, стоит отметить, что многие теоретические и практические вопросы, в сфере стратегии управления качеством на основании ССП до сих пор остаются слабо малоизученными.

Цель курсовой работы –   разработка проекта управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на Ремонтно- инструментальном заводе ПАО «КАМАЗ».

Согласно цели определены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей;

– провести анализ управления системы качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ»;

– разработать проект управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

Объект исследования – промышленное предприятия РИЗ «КАМАЗ».

Предмет исследования – управление качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей в сфере управления предприятием на основании ССП.

Как отмечает Воронова С.П., ССП – это система управления предприятием на основании измерения и оценки его эффективности по набору показателей, которые отражают все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности предприятия.

Методы исследования. В курсовой работе были применены такие научные методы исследования:

− метод дедукции, используемый для познания общих теоретических положений, сущности и значения основных понятий;

− метод анализа, был использован для раскрытия теоретических и практических положений, оценке финансового состояния предприятия, обоснованию возможностей повышения эффективности;

− метод синтеза, применяется с целью получения обобщенных результатов исследования, формулировки выводов и общих заключений;

− метод конкретизации, применяется при оценке уровня качества на основании ССП;

− метод сравнения, используется с целью раскрытия и обоснования тенденций, особенностей и путей повышения уровня качества.

       Курсовой проект состоит из введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

        В первой главе курсового проекта рассматриваются теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей;

        Во второй главе проводится анализ управления качеством на РИЗ ПАО «КАМАЗ», выявляются недостатки в процессе управления качеством.

          В третий главе разрабатывается проект управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей на РИЗ ПАО «КАМАЗ».

        Для написания курсовой работы использовались труды следующих авторов: Аршакуни В.Л., Беляева С.Ю., Ковалева В.В., Никифорова А.Д. и пр. Так по мнению Радченко К.В. основным отличием сбалансированной системы показателей эффективности от простоты набора показателей заключается в том, что ССП ориентируются преимущественно на стратегическое развитие предприятия.

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием на основе сбалансированной системы показателей

Дата: 2019-02-25, просмотров: 307.