Теоретическое представление о нормах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде, чем начинать разговор о нормах человеческого поведения, имеющих ту или иную причину возникновения, надлежит рассмотреть само понятие нормы – безотносительно того, к какому именно явлению это понятие будет приложено.

Понятие «норма» достаточно широкое. Ученые определяют норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум, обязательный порядок, установленную меру и т.п. Разумеется, к различным феноменам действительности применимы по смыслу разные из этих определений.

Так, понятие «равновесие со средой» допустимо к использованию, если речь, например, идет об описании биологических и экологических систем, о явлении симбиоза и т.п. Но, скажем, понятие «обязательный порядок» ученому в этом смысле употреблять не уместно, если конечно речь не идет о религиозном осмыслении такого круга явлений, допустим, - через понятие пантеизма.[9] Зато «обязательный порядок», как понятие великолепно применим в тех случаях, когда речь идет о физических законах, а «установленная мера» - о нормах, имеющих человеческое, конвенциональное[10] происхождение – например, о правилах дорожного движения.

 

Главной характеристикой любой нормы следует признать возможность измерения или сопоставления того, что с этой нормой соотносится.

Причем, таковое измерение/сопоставление может быть осуществлено, как количественно (посредством числа), так и качественно (с помощью словесной характеристики).

Тогда, оговорив это условие, легко вывести два принципиально возможных[11] класса норм:

1) норма – как соотношение имеющегося с должным;

2) норма – как описание имеющегося в характеристиках должного;

 

Первый класс содержит нормы, имеющие возможность математического выражения посредством числа, причем их, в свою очередь, можно также подразделить на типы:

- нормы – как типичные степени выраженности тех или иных свойств;

- нормы – как достаточные условия наличия какого-либо качества или свойства.

Или то же самое, иными словами:

- нормы – как допустимые диапазоны существования или выраженности чего-либо;

- нормы – как критерии, по которым принимается решение о достижении или не достижении чем-либо чего-то такого, что может быть охарактеризовано качественно.

 

В качестве примера к первому типу можно привести, скажем, средний рост человека определенной национальности; коэффициент интеллекта, характерный для той или иной категории испытуемых; средний вес мешка муки или крупы, и т.п.

Примеры ко второму типу: критическая масса урана, по достижении которой начинается ядерная реакция; т.н. «красная граница» фотоэффекта Столетова; температура таяния льда, и т.д.

 

Ко второму классу можно отнести такие нормы, к которым затруднительно или вовсе невозможно подобрать количественного выражения, и соотносить объект с нормой приходится с помощью описаний. Сколько сердец надлежит разбить, чтобы заслужить характеристику донжуана? Грейпфрут – более лимон, нежели апельсин, или, скорее апельсин, чем лимон? Очевидно, что на эти количественно сформулированные вопросы не может быть никакого определенного ответа.

Сказанное особенно относится к тем случаям, когда само описание включает множественные характеристики объекта.

Так Феофрастом в его знаменитых описаниях характеров приводится портрет труса. Но если исключить из этого описания один любой типичный поступок, то останется ли такой человек в глазах других трусом, или уже нет? А два поступка? А три?

 

Наконец, как особый тип норм этого класса допустимо рассматривать идеал, к которому имеющееся стремится. Как известно, основной характеристикой идеала является его принципиальная недостижимость[12]. Следовательно, идеал, как норму можно рассматривать в динамике, при изучении вопросов, связанных с целеполаганием, с категориями философии и, в частности, этики. (Любопытно, что и наука не может обойтись без идеальных конструкций, таких как «идеальный газ», «абсолютно твердое тело», маятник, колеблющийся без учета сопротивления воздуха, евклидово пространство и т.д.)

По отношению к поведению конкретного человека в качестве идеала выступают его нравственные принципы, причем, они же могут проявляться и в роли побудительных сил (мотивов) его поступков.

Прекрасной иллюстрацией к сказанному может послужить следующая цитата из «Героя нашего времени»:

 

« - Помилуйте! - сказал я, всплеснув руками, - разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...»

 

 

Следует особо подчеркнуть, что все нормы этого класса – конвенциональные нормы. Решение о соответствии объекта такой норме принимается человеком или общностью людей на основе либо эмпирических представлений о должном, либо на основе заранее сформулированных правил. Сказанное означает, что при изучении норм этого класса принципиально невозможно элиминировать из рассмотрения фигуру самого рассматривающего.

 

________________

 

При разговоре о нормах применительно к интересам психологической науки следует всегда помнить следующее. В большинстве случаев психолог изучает весьма «тонкие» свойства человеческой души. Эти свойства по своей природе могут быть как непрерывными, так и дискретными – в смысле степени их выраженности или факта их наличия вообще. Например, «тревожность» может изменяться плавно, тогда как понятием «аффект» характеризуют состояние со вполне определенными признаками. Но изучать саму психику нельзя непосредственно – мы изучаем ее по внешним проявлениям. Причем, мы либо только предполагаем некую характеристику причиной данных внешних проявлений, либо объединяем эти внешние проявления под этой характеристикой, как под условным названием.

Таким образом, чем ближе изучаемое нечто к физиологии, тем в более явном виде предстает связь между ним и его внешними проявлениями, и наоборот, - в случае личностных характеристик эта связь значительно менее очевидна.

В любом случае, измерив с помощью методик то, что он вознамерился изучить, исследователь решает задачу приведения качественных характеристик к количественной мере. То есть осуществляет переход от второго класса норм – к первому.

Если изучается предположительно непрерывная величина, то эта задача приобретает вид перехода от неопределенности к определенности, с помощью приписывания условных числовых характеристик (например, тревожность, агрессивность, и т.п.).

Если изучаемое дискретно – то приведение к количественной мере происходит путем подсчета частот встречаемости того или иного варианта результата. (Например, сколько процентов человек, как правило, выбирают тот или иной цвет в тесте Люшера на первое место?)

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.