Исследования современной российской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политической ментальности

Во второй половине 90-х годов в целом ряде ис­следований отечественных авторов аналитические усилия были направлены на выявление отношения населения к базовым социально-политическим ценностям в постперестроечной России. Вопрос о выясне­нии доминирующих типов политических ценностей, которые присущи тем или иным социальным слоям или группам, решался на путях построения типологий. Иными словами, делались попытки определения типов политического мировоззрения как ценностной осно­вы политической ментальности. Говоря об особенно­стях теоретических и эмпирических типологий, сле­дует отметить ряд обстоятельств.

В отдельных работах российских авторов особое внимание было уделено типологии политических цен­ностей, их теоретическому основанию. В качестве по­следних зачастую (особенно в конце 80-х — начале 90-х годов) использовались оппозиция «либерализм — консерватизм»28.

Нисколько не умаляя значения подобных исследо­ваний, нельзя не обратить внимание на то обстоятель­ство, что теоретические типологии по своей природе являются идеально-типическими конструкциями, не имеющими в реальности своего конкретного эквива­лента. Идеальные типы при этом разрабатываются для того, чтобы сравнить, в какой мере наблюдаемое в ре­альности явление отличается по своим характеристи­кам от некоторой идеальной модели. Применительно к анализу реального состояния политической мен­тальности современного российского общества по­добные подходы имеют определенные ограничения. Во-первых, сами типы зачастую не являются исчер­пывающими и взаимно исключающими. Во-вторых, при их создании используется небольшое число оснований. В-третьих, критерии, используемые для обо­снования типологии, могут быть выбраны весьма про­извольно, что в свою очередь скажется на познавательных возможностях теоретических моделей.

Значительно более многочисленными были проек­ты изучения структуры политических ценностей с применением «жестких» исследовательских практик. Здесь для изучения того, в каком сочетании базовые политические ценности находят отражение в массо­вом сознании и тем самым образуют реальные типы политической ментальности, применялись различные процедуры многомерной классификации. Показатель­ными в этом плане являются интересные результаты, приведенные в работах Рукавишникова В. О., Лапина Н. И., Шмелева А. Г., Дубова И. Г. и других авторов29.

Какие ресурсы для продвижения в изучении фе­номена политической ментальности имеются в на­стоящее время? Целесообразно, по нашему мнению, обратиться к возможностям качественных методов сбора и интерпретации данных. Особенное значение этот исследовательский «ход» приобретает в связи с тем, что в предметном плане политическая ментальность изначально предполагает «понимание», интерпретацию.

Остановимся более конкретно на вопросе о том, чем конкретно могут обогатить качественные подхо­ды исследования политической ментальности?

Заранее оговорим, что мы рассматриваем количест­венные и качественные методы как взаимодополня­ющие, а отнюдь не конкурирующие. Тем не менее количественные и качественные исследования серьез­но отличаются друг от друга уже по своим целям. Так, количественные подходы к изучению политической ментальности позволяют квантифицировать и выра­зить в форме конкретных эмпирических индикаторов те или иные ее устойчивые черты. Это в свою очередь позволяет «измерить» исследуемые ценностные ком­поненты политической ментальности с точки зрения степени их распространенности в выборочной сово­купности. На этой основе правомерным становится распространение полученных результатов на более широкие по численности группы населения, представ­ляющие собой генеральную совокупность по отноше­нию к совокупности выборочной.

Отсюда логика количественного исследования, ориентированного на получение репрезентативных данных о характеристиках политической менталь­ности, определяет и его конкретную методическую специфику. Это означает, что выборка исследования должна состоять из статистически значимого числа наблюдений; методика сбора первичной информации представляет собой структурированное интервью по преимуществу с закрытыми вопросами; в процессе анализа эмпирических данных используются вероят­ностные математические методы.

Естественно, что любая исследовательская процеду­ра имеет как преимущества, так и недостатки. При исследовании различных компонентов политической ментальности жестко структурированными, количест­венными методами не всегда удается получить от рес­пондента именно ту информацию, которая необходи­ма. Наиболее часто, как показывает исследовательская практика, это может быть связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в предметную область эмпирического исследования политической ментальности попадают такие вопросы современной российской действитель­ности, относительно которых в обществе наблюдается серьезная поляризация. Вместе с тем относительно этих же вопросов осуществляется достаточно жесткий нормативный «прессинг» со стороны подавляющего большинства отечественных средств массовой инфор­мации. В этой ситуации относительно высокой оказы­вается вероятность нежелания части респондентов от­вечать на предложенные вопросы. Во-вторых, оценоч­ные суждения о тех или иных сторонах политической жизни, а именно они зачастую используются в ис­следовании в качестве эмпирических индикаторов конкретных политических ценностей, могут предъяв­лять слишком высокие требования к когнитивным возможностям отдельных респондентов. В-третьих, среди изучаемых составляющих политической мен­тальности имеются чувственно-эмоциональные ком­поненты, непосредственная фиксация которых с помощью структурированных опросных методик с за­крытыми вопросами представляется затруднительной. В-четвертых, использование в ходе исследования по­литической ментальности данных, полученных только с помощью количественных методов, чревато непол­нотой анализа в целом. В этом случае за пределами внимания исследователя могут оказаться важные осо­бенности социально-экономического и политическо­го контекста ситуации, обусловливающие конкретные проявления политической ментальности. В-пятых, не­маловажной оказывается и меньшая стоимость каче­ственных исследований.

Перечисленные содержательные «лакуны», возни­кающие в связи с применением только количествен­ных методов исследования особенностей полити­ческой культуры современного российского общества, могут быть минимизированы, по нашему мнению, если обратиться к возможностям качественных ме­тодов[†].

Общим отличием методов количественного и каче­ственного анализов является ориентация последних на выявление глубинных причин оценок и мотивов действий респондента. Особенно ценным такой ра­курс анализа является в связи с изучением полити­ческой ментальности общества в период кардиналь­ных трансформаций. Цель, на достижение которой направлены качественные подходы, диктует конкрет­ные методические способы их реализации. Исследова­нию здесь подлежит небольшое, нерепрезентативное число наблюдений; в большинстве случаев использу­ются неструктурированные способы сбора первичной информации, на этапе обработки и анализа эмпири­ческих данных применяются процедуры нестатисти­ческой природы. Говоря о качественных подходах к исследованию политической ментальности совре­менного российского общества, следует отдельно упо­мянуть о проблемах сбора эмпирической информа­ции и интерпретации качественных данных.

Как известно, существуют различные качественные методы сбора первичной информации — прежде всего фокус группы и глубинные интервью. Наиболее аде­кватным для решения задач диссертационного иссле­дования представляется использование глубинных интервью. Глубинное интервью представляет собой неструктурированное (или полуструктурированное) интервью, когда высокопрофессиональный интервью­ер в ходе прямого контакта с респондентом выявляет его мотивы, установки, чувства в отношении предмета исследования. Познавательные возможности глубин­ных интервью позволяют зафиксировать реальные особенности проявления политической ментальности во всем многообразии и богатстве их проявления. Тем самым мы выходим на уровень того, что лежит за поверхностью конкретных политических оценок и мотивировок и, таким образом, получаем возмож­ность более глубоко понять специфику современной российской политической ментальности.

Преимущества глубинных интервью по сравнению с фокус группами состоят в том, что зачастую здесь достигается более глубокий уровень проникновения в интересующую исследователя предметную область. Наше обращение к возможностям глубинных интер­вью связано также и с тем, что здесь в отличие от метода фокус групп первичная информация исходит от конкретного респондента, а не от группы (хотя и однородной) в целом. Кроме того, в случае проведе­ния индивидуального глубинного интервью, а не фо­кус группы устраняется проблема группового давле­ния. Респондент оказывается свободным в изложении своих представлений, мнений, оценок. В такой ситуа­ции повышается вероятность его искренности и пол­ноты высказываний относительно непростых проб­лем современной политической действительности России.

Вместе с тем не стоит упускать из поля зрения и ряд требований, которым необходимо следовать при ис­пользовании этого метода. К последним относятся вы­сокие требования к профессиональным навыкам интервьюеров, а также необходимость больших вре­менных затрат на этапе анализа и интерпретации ма­териалов глубинных интервью.

Цитируемая литература

1 См.: Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России /Под общей ред. И. Г. Дубова М, 1997. С. 12.

2 Политическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 690.

3 Политическая социология / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1993. С. 15.

4 См.: История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. С. 36.

5 См. там же. С. 78.

6 Eagleton Т . Ideology: an Introduction. N. Y., 1991. P. 2.

7 Drucker H. M. Political Uses of Ideology. United Kingdom: MacMillan, 1974; Sartori f. Politics. Ideology and Belief System // American Political Science Review. 1969. Vol. 63. P. 398—411.

8 Данная проблематика освещается в следующих работах: Reich W . The Mass Psychology of Fascism. N. Y., l970; Adorno Т ., Frenkel-Brunswic E., Sanford N. and Levinson. D. The Authoritarian Personality. N. Y., 1950.

9 Roots M. The Dominant Ideology: Thesis and Its Critics // Sociology. 1981. Vol. 15 (3).

10 Converse P. E. The nature of belief systems in mass publics // Ideology and Discontent / Apter D. (ed.). N. Y., 1964; Campbell A, Converse P. E., Miller W. E. and Stokes D. E. The American Voter. N. Y., 1960.

11 Converse P. E. Op. cit. P. 209.

12 Butler D. and Stokes D. Political Change in Britain. London: Macmilhan, 1969.

13 Free L and Cantril H. The Political Beliefs of Americans. N. Y., 1968.

14 Среди известных в этой области работ можно отметить следую­щие: Jennings M. К . and Niemi R. G. The transmission of political values from parent to child // American Political Science Review. 1968; Dowse R. E. and Hughes J. A Girls, boys and politics // British Journal of Sociology. 1971.

15 Femia J. Elites, participation and the democratic creed // Political Studies. 1979. Vol. 27. N 1. Nie N., Verba S. and Petrocik J. The Changing American Voter. Cambridge, 1976.

16 Adorno T., Frenkel-Brunswick E., Sanford N. and Levmson D. Ibid.

17 Rokeacb M. The Open and Closed Mind. N. Y, I960.

18 Eysenck Y. U. The Psychology of politics. L, 1954; Idem. Social attitudes and social class // British Journal of Social and Clinical Psyc­hology. 1971. N 10.

19 Hamilton R. Class and Politics in the United States. L, 1972. Ch. 11.

20 Campbell A, Converse P. E., Miller W. E. and Stokes D. E. Op. cit. P. 512¾516.

21 Rogin M. The Intellectuals and McCarthy: the Radical Specter. Cambridge, 1967.

22 Joe V. C. Personality correlates of conservatism // Journal of Social Psychology. 1974. Vol. 93. P. 309—310.

23 Wilson G. D. Manual for the Wilson-Pauerson Attitude Inventory. Windsor, 1975.

24 James S., Belief A. Systems: Constraint. Complexity and the 1972; Election // H. F. Weisberg (eds.) Controversies in American Voting Behav­ior / R. D. Niemi and San Francisco Freeman, 1975.

25 Sniderrnan P. M., Brody R. A, Tetlock Ph. E. Reasoning and Choice. Explorations in Political Psychology. Cambridge, 1991.

26 Ibid. P. 58¾70.

27 Rosenberg Sh. W. Reason, Ideology and Politics. Oxford, 1988.

28 См., напр.: Козлова Н., Рылева С., Степанов Я, Федотова В. Ценностные ориентации — предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность. 1992. № 1.

29 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996; Рукавишников В. О. Социология переходного периода // Социс. 1994. № 8—9; Шмелев А Г. Психология политического проти­востояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал. 1992. № 5: Ментальность россиян: специфика сознания боль­ших групп населения России / Под общ. ред. И. Г. Дубова М., 1997.

Глава шестая

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Изучение социологическими методами полити­ческой деятельности и политического поведения раз­личных социальных групп предполагает выяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие в политической жизни, в тех или иных поли­тических движениях и может носить стихийный ха­рактер, значение массового (группового) сознания всегда велико. От его состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайно много.

1. Структура и содержание политического сознания

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфи­ческий объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъ­ектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимо­действуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, вла­дение ресурсами, территориями и т. д. Господствую­щие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в обществен­ном сознании. Это относится ко всем формам обще­ственного сознания, включая политическое.

Классы отнюдь не единственные субъекты полити­ческой деятельности. Наряду с ними в этом качестве выступают нации (народности), социально-демогра­фические, социально-профессиональные группы и со­циальные слои населения.

Социологическое изучение политического созна­ния предполагает его соотнесение с объектом отраже­ния, т. е. с политической деятельностью (поведением), с теми условиями, в которых она формируется, функционирует, развивается (руководствуясь при этом со­отнесении принципом единства сознания и деятель­ности).

Политическая деятельность осуществляется в сис­теме определенных общественных отношений, имма­нентных тому или иному общественному строю. Она всегда направлена либо на их развитие (совершенст­вование), либо на их разрушение (замену). Такого ро­да направленность политической деятельности прида­ют наиболее активные группы, функционирующие внутри классов и других социальных общностей, име­ющих собственные политические интересы.

Политическая деятельность, как и любая другая, включает средства и методы, с помощью которых до­стигаются поставленные на определенную временную перспективу цели. При этом цели и методы их дости­жения должны соответствовать общечеловеческим нормам морали и нравственности. Всякое их забвение, нарушение, чем бы оно ни оправдывалось, ведет к огромным политическим и социальным издержкам, к серьезным духовным деформациям.

Политическая деятельность, ориентирующаяся на сверхрадикализм, экстремизм, волюнтаризм, автори­тарное подавление оппозиции, инакомыслия, не мо­жет привести в конечном счете к позитивным переменам, к утверждению в обществе социальной спра­ведливости, идеалов и ценностей гражданского общества.

Выяснение природы политического сознания пред­полагает соотнесение политической деятельности (поведения) как его основного объекта отражения с экономической, ибо последняя является тем фундаментом (первопричиной), который в конце концов определяет изменения в самом политическом созна­нии. Это не означает, однако, что экономика непо­средственно определяет сущность политической деятельности как объекта отражения и тем более специ­фику способа его отражения в политическом сознании.

Еще бытующие представления о том, что полити­ческое сознание непосредственно и полно отражает экономические отношения, — явное упрощение слож­ных связей и взаимозависимостей между экономикой, политикой и политическим сознанием. Из весьма рас­пространенного утверждения, что политика есть кон­центрированное выражение экономики, идущего от В. И. Ленина, отнюдь не следует, что политическое со­знание непосредственно отражает экономические от­ношения, экономический базис. Экономические отно­шения — первопричина появления политики. Они обуславливают направленность и основное содержа­ние политики. Но политика при этом остается относи­тельно самостоятельной (автономной) и в свою оче­редь воздействует на экономику, стимулируя ее раз­витие (или затрудняя его).

Политическая деятельность испытывает на себе влияние наряду с экономикой всей суммы социаль­ных, культурных, этнических и других условий, в кото­рых она проистекает, и особенно она зависит от со­циального расслоения общества и от изменений, про­исходящих в социальной сфере.

В политическом сознании получает отражение от­ношение различных групп населения к общественно­му строю, к системе собственности и власти, к госу­дарству, политическому режиму, партиям и обще­ственным движениям. Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянно изменяю­щийся характер политического сознания.

Политическое сознание выполняет в обществе спе­цифические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое про­граммирование. Они теснейшим образом взаимосвя­заны. Основной задачей любой политики является вы­работка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснован­ное воплощение в соответствующих программах, заяв­лениях, декларациях субъектов политической деятель­ности.

Политическое сознание не только отражает поли­тическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная роль. Его нормотворческая функция заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.). Оно выпол­няет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осущест­вляемый анализ политической практики и выявляю­щий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).

Политическое сознание, как и все другие формы общественного сознания, обладает «памятью». Конеч­но, в каждый конкретный момент времени оно выра­жает актуальные стремления и потребности тех или иных субъектов политического действия, но при этом направлено в будущее и вместе с тем покоится на опыте прошлого, на его традициях, обычаях, знаниях. Каждый период исторического прошлого соответст­вующим образом запечатлен в политическом созна­нии. Изучая его состояние, следует всегда соотносить последнее с конкретным содержанием четко определенных периодов истории. Без такого экскурса в прошлое трудно правильно оценить настоящее со­стояние политического сознания.

Следует специально подчеркнуть, что на определен­ных, особенно переломных, переходных этапах ис­тории происходит актуализация исторической памя­ти, прошлое как бы вторгается в сегодняшний день и заставляет по-новому взглянуть на себя, с одной стороны, и оказывает при этом определенное воздей­ствие на дела текущие — с другой. В этих условиях характерные черты политического сознания прошло­го времени как бы вновь оживают и становятся харак­терными чертами настоящего. Конечно, это состояние преходяще, и такое столкновение идей, концепций, настроений, связанных с прошлым и настоящим, спо­собно создать конфликтную ситуацию, определенную напряженность в политическом сознании.

По степени и формам отражения сущности и со­держания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два диалекти­чески взаимосвязанных уровня: теоретический и обы­денный. Для теоретического уровня характерна ориентация на раскрытие закономерностей (тен­денций) политической жизни общества и их ис­пользование в организации практической полити­ческой деятельности. Его содержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической иде­ологией. Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание в целом, и тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъекты политической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если их идеоло­ги постоянно анализируют и обобщают социально-экономические и политические явления и вырабаты­вают соответствующие коррективы для политической стратегии и тактики, если умеют предвидеть измене­ния в общественных потребностях и расстановке противоборствующих сил. Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни обще­ства, она оказывает влияние на образование, искус­ство, нравственность. Политическая идеология много­образна. Она прямо и непосредственно обслуживает нужды и цели того или иного класса (социальной группы), отсюда и существует ее классификация, ее подразделение на идеологию буржуазную, идеологию пролетарскую, идеологию мелкобуржуазную и т. д. Пролетарская идеология, или идеология рабочего класса, воплощена в марксизме, в теориях и концепци­ях социал-демократического толка. Иначе говоря, иде­ология имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.

На разных исторических этапах фактический ста­тус идеологии различен. На этапе действительной классовой борьбы (а не ее надуманного обострения, по Сталину) ей принадлежит главенствующая роль. Это понятно и оправданно. Однако в нашей стране получилось так, что идеология стала диктовать многое и политике, и общественной науке, не довольствуясь общей ориентацией, а претендуя на монопольное вла­дение истиной. Эта явно гипертрофированная роль идеологии достигла своего апогея в начале 50-х годов и приобрела уродливые формы. Пожалуй, наиболее ярким примером этого явилось «учение» о классовом характере языка. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его послед­ствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.

Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с дис­сидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному твор­честву.

Конечно, проблемы сегодняшнего дня нельзя рас­сматривать в отрыве от прошлого. Прошлое не исчеза­ет бесследно ни в материальном, ни в духовном произ­водстве. Кризис экономики, социальная напряжен­ность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания. Сегодня есть достаточ­но оснований для вывода и о кризисе массового сознания. Он выражается в хаотичности последнего, его «разынтегрированности», ослаблении роли идеологии, в «идеологической растерянности» кадров, в шараха­нье из одной крайности в другую, в необоснованном отречении от позитивного, добытого с таким трудом в прошлом, только потому, что это были годы сталин­ского террора или застоя, в некритическом отношении к опыту западных стран, отходе от интернационализма и коллективизма, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистиче­ских и религиозно-мистических настроений и т. д.

Эту ситуацию нельзя объяснить утверждением плю­рализма (кстати, не всегда правильно понимаемого многими). В основе ее лежит переходное состояние общества, рост социальной нестабильности, взрыво­опасной конфликтности (особенно в межнациональ­ных отношениях), неспособность адекватно понять и объяснить происходящее.

Наши теоретики и идеологи много сделали за по­следние годы в плане выяснения причин культа лич­ности и критики его последствий. Но складывается впечатление, что в принципе нужная работа не сочета­лась в должной мере с теоретической разработкой проблем насущных и перспективных. И это не могло не сказаться. Сложность и парадоксальность ситуации в том, что мы начали сначала перестройку, а затем и реформы, иначе говоря переход от старой модели общества к новой, имея довольно абстрактные («кон­турные») представления об этой новой модели. Мы не выяснили, какие же социальные силы действительно заинтересованы в радикальных, а не в косметических изменениях и каков должен быть характер последних.

Мы не преодолели в полной мере привычку безог­лядной словесной поддержки всего, что идет сверху (а перестройка и реформы тоже начались сверху). Сего­дня особенно нужна последовательная борьба как с идеологическим консерватизмом, так и с мифотвор­чеством. Но борьба путем не замены одних мифов другими, а действительной демифологизации созна­ния, утверждения в нем научно обоснованных ценно­стей и идеалов.

Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают разрушение прежних догм и стереотипов, связанных с монополи­ей на власть и на истину узкой группы партийно-государственного аппарата. В однопартийной системе существовал единственный всевластный полити­ческий центр, олицетворяющий публичную власть. Это не могло не отразиться на политическом созна­нии масс, не могло не породить настроений полити­ческой зависимости, безынициативности, формализ­ма и перестраховки.

Наряду с обоснованной критикой догматизма и ми­фологизации политической идеологии сегодня идут откровенные атаки на нее из-за ее обоснования воз­можности социалистического выбора. Под флагом «деидеологизации» идет настоящая идеологизация, но уже с другим знаком: все, что раньше превозносилось, теперь отвергается и наоборот. При этом критики часто не утруждают себя аргументацией, полагаясь больше на заранее заданные установки, а то и просто апеллируя не столько к разуму, сколько к чувствам людей. Общество не может двигаться без целей, без ясных перспектив, без апробированной временем сис­темы ценностей, а стало быть, без научно обоснован­ной идеологии.

На нынешнем, переходном этапе обществу нужна новая политическая идеология — идеология обновле­ния политической системы, обеспечивающей станов­ление действительно демократических принципов по­литической жизни, утверждение социальных и поли­тических инноваций. Идеология, свободная от догм, иллюзий и мифов (но наследующая все лучшее из прежнего опыта), способная интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.

На нынешнем этапе реформ остро встает вопрос о политическом обеспечении оптимального функцио­нирования и сосуществования разных форм собствен­ности. Новые субъекты хозяйственной деятельности — акционеры, арендаторы, частные собственники — на­ряду с работниками государственных предприятий должны иметь необходимые политические структуры для формирования, обоснования и отстаивания своих специфических интересов. Создание и развитие спе­циальных политических организаций (партий, ассо­циаций, союзов) будет способствовать и соответст­вующим изменениям в политическом сознании: росту его реального плюрализма, с одной стороны, и весьма вероятному усилению его внутренней конфликтности — с другой. Естественное развитие политического плюрализма, политических теорий и концеп­ций не должно привести к подмене плюрализма эклек­тикой, т. е. к утрате определенной целостности в понимании закономерностей, целей и ценностей политической жизни, свойственной устоявшейся госу­дарственной идеологии. Наличие последней является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.

Обыденное политическое сознание, представляю­щее собой своеобразный сплав знаний, представле­ний, настроений, чувств, мнений, носителями кото­рых являются разные социальные общности, форми­руется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

Внесение передовых, революционных идей в созна­ние масс как способ его формирования имеет дли­тельную историю в нашей стране. Он широко приме­нялся в годы подготовки трех русских революций, и особенно в годы подготовки революции социалис­тической в октябре 1917 г. Он применялся и в после­дующие годы в форме политического просвещения масс. Его конечная цель — воспитать и сформировать способность масс самостоятельно анализировать си­туацию и делать правильные выводы для полити­ческих действий. Этим оно отличается от полити­ческого манипулирования сознанием масс, целью ко­торого всегда является достижение быстрого политического эффекта, нужного той или иной политической организации результата любым путем, в том числе и путем психологического давления, рекламы и даже обмана.

Неотъемлемым элементом содержания как тео­ретического (политической идеологии), так и обы­денного (эмпирического) уровней сознания являются политические знания. Они в различной степени представлены в том и другом уровне, но, поскольку в их основе лежит политический опыт, в разной степени осмысленный и систематизированный, они во многом определяют оба эти уровня. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподно­сятся затем в виде политических призывов и ло­зунгов и усваиваются обыденным политическим со­знанием.

Между политическими интересами и знаниями су­ществует тесная корреляция. Интересы отчасти зави­сят от уже приобретенных знаний. В то же время они являются стимулом приобретения новых. Усвоение новых знаний в свою очередь увеличивает способ­ность адекватно отражать происходящие полити­ческие изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений. (В нашем обще­стве, например, немало людей, чье политическое сознание сформировалось в более ранние периоды советской истории и плохо поддается воздействию условий и идей, рожденных процессами реформи­рования). Обыденное политическое сознание, как и идеология, связано с классовыми интересами, но эта связь менее стабильна и последовательна. Если политическая идеология ориентирована, главным образом, на коренные интересы того или иного класса в целом, то обыденное политическое сознание в большей мере отражает дифференциацию этих интересов внутри класса. Иначе говоря, оно носит дифференцированный, более пластичный характер. Вместе с тем на содержание обыденного полити­ческого сознания оказывают значительное воздей­ствие не только приобретенные опыт и социально-политическая ситуация, но и различные традиции, обычаи, связанные с образом жизни тех или иных групп населения.

Основным источником формирования обыденного политического сознания является политический опыт масс, их реальное участие в политической деятель­ности, условия, в которых это участие осуществлялось.

Не вызывает сомнения, что такие качества обыден­ного политического сознания, как политическая наи­вность, неустойчивость взглядов и оценок, подвержен­ность иллюзиям, мифам, суевериям, присущи целым группам населения, детерминируются в первую оче­редь социальными условиями, в которых эти группы находятся. Для преодоления подобного состояния, конечно, нужно время. Можно быстро пробудиться от политической спячки, но быстро освободиться от по­литических суеверий, а тем более преодолеть недове­рие «к верхам» нельзя. Политическое сознание, как и всякое иное, обладает известной инерционностью, да и сама политическая деятельность и социально-экономические условия, в которых она проистекает, явно недостаточно способствуют этому.

На состояние обыденного политического сознания в обществе прямо влияют в современных условиях неудачи экономических реформ, под влиянием кото­рых происходят изменения в самом политическом сознании, в системе социально-политических пред­ставлений, взглядов, установок и ценностей разных групп населения. Важным фактором, воздействующим на состояние политического сознания, является поли­тический опыт масс. Этот опыт интенсивно нарастает. В нем есть и позитивные, и негативные моменты. По­зитивные — это жажда перемен, открытость, гласность, участие в политических акциях (митинги, демонстра­ции, акты политического протеста, народная диплома­тия), негативные — это возникновение новых иллю­зий, популизм, охлократия, поиски врага, воздействие социальной демагогии. Но главное — возросли поли­тическая активность масс, их участие в политической жизни, которая как бы заново открылась для них. И этот опыт — главная гарантия эволюции политического сознания в сторону позитивных перемен.

На этом пути основным препятствием являются та­кие укоренившиеся черты политического сознания, сформировавшиеся за многие десятилетия, и особенно за годы застоя, как авторитарность, равнодушие, кон­формизм. Изменения в политической сфере связаны с переходом от авторитарного политического режима к демократическому. И этот переход возможен на пути гуманизации политических отношений, преодоления отчуждения масс от политической деятельности, кото­рое пока еще в полной мере не произошло.

Обыденное политическое сознание остро реагиру­ет на те явления общественной жизни, которые вопло­щают в себе отступления от тех или иных норм мора­ли и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях. Общественные настроения — самый изменчивый элемент обыденно­го политического сознания. На общественные на­строения большое влияние оказывают также различ­ного рода трудности, особенно экономического ха­рактера, а также политические и национальные коллизии. Так, обострение межнациональных отноше­ний в условиях нашей страны вызвало резкий всплеск общественных политических настроений, в которых отражается тревога, озабоченность масс и их требова­ние к политическому руководству принять все необходимые меры для ненасильственного разрешения воз­никающих конфликтов. Сложная гамма политических настроений имеет два крайних полюса: пессимизм и оптимизм. Они наиболее явно прослеживаются в соотнесении с перспективами решения насущных проб­лем и с глобальными перспективами в целом (напри­мер, при оценке вероятности утверждения демокра­тии или тоталитаризма, победы на выборах прогрессивных или реакционных сил и т. д.).

Политические знания и настроения создают основ­ные предпосылки для формирования оценочных суж­дений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсив­ного обмена социальной информацией по актуаль­ным и жизненно важным для людей проблемам.

Групповое и общественное мнения являются важ­ным показателем состояния обыденного полити­ческого сознания. Многие исследователи отмечают та­кую тенденцию в развитии и функционировании об­щественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (тео­рии, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. прини­маться компетентно), но при этом обязательно долж­но учитываться состояние обыденного политического сознания.

Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые вклю­чен субъект политического действия. Условием их вза­имодействия и распространения служит систематиче­ское участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат — это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д.

Политические чувства можно в целом подразделить на следующие категории.

1. Чувства политической преданности целям, иде­алам, ценностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике.

2. Чувства политического послушания. Возникают на основе веры в правильность целей и способов дея­тельности политической власти или на основе кон­формизма, привычки «не рассуждать», не проявлять активности и не брать на себя ответственность.

3. Чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения невозможности лично влиять на политическую жизнь, на принятие важных полити­ческих решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учиты­вающей его мнения и взгляды.

4. Чувства страха перед власть имущими (полити­ческим режимом) имеют наибольшее распростране­ние в условиях кризиса. Они возникают из-за ощуще­ния незащищенности людей от волюнтаризма и про­извола властей.

Чувства отличаются от настроений большей устой­чивостью и большей подконтрольностью.

Политические знания, настроения и чувства оказы­вают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического дей­ствия. Политические убеждения — это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.