1. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М.: Владос, 1999.
2. Бернов В.Ф. Культура диалога. М., 2002.
3. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М., 2008.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2004.
5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Флинта, 1996.
6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
7. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.
8. Иванов-Лукьянов Г. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 1998.
9. Лотман Ю.М. Чему же учатся люди? // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.
10. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории
и элементы анализа. М., 1999.
11. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
12. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.
13. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997.
14. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. № 1 (26). 2011.
15. Шмелёва Т.В. Письмо как культурная утрата // Концепты культуры
и концептосфера культурологии: коллективная монография. СПб.: Астерион, 2011.
Приложение 1
Обобщенный план варианта итогового собеседования ГИА выпускников IX классов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень сложности заданий: Б – базовый.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1
Часть 2
Всего заданий – 4; из них
с развернутым ответом – 4;
по уровню сложности: Б – 4.
Максимальный первичный балл – 19.
Примерное время ответа ученика – 15 минут.
Приложение 2
Основные виды речевых ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Приложение 3
Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.