Когда об инциденте уничтожения идолов донесли царю народа, которому проповедовал Ибрахим, он приказал привести к нему Пророка. В некоторых исламских источниках, рассказывающих об Ибрахиме, даётся имя этого царя – Нимрод. Некоторые комментаторы в своих трудах уточняют, что еще задолго до рождения Ибрахима Нимроду предсказали о рождении в его городе пророка, который сокрушит его языческое царство. Нимрод царствовал в течение долгого времени, по одной из версий, около четырёхсот лет и был неправедным и жестоким правителем, тираном. Я не смею ни оценивать, ни оспаривать этих подробностей и утверждений, но замечу, что подтверждения этой информации в достоверных источниках нет. Согласно Библии, Нимрода и Ибрахима разделяют семь поколений. А вот большая часть иудейских легенд, действительно, повествует о борьбе Нимрода против Ибрахима (Авраама). В них Нимрод предстаёт как ярый идолопоклонник, требующий оказывать себе и своей возлюбленной Семирамиде божеские почести, и преследующий верующих в Единого Бога. И в библейских рассказах, и в иудейских писаниях, Нимрод упоминается как необычайно жестокий и гордый правитель, добившийся от своего народа полного подчинения и повелевший возвести башню (по легенде, Вавилонскую башню) - символ гордыни и отречения от Бога. На мой взгляд, будет более правильно акцентировать внимание не на имени царя, а на его дискуссии с пророком Ибрахимом, которая упоминается в Коране.
Когда Ибрахим призвал царя поклоняться Единому Богу, его надменность, невежество и убеждённость в долгой жизни, заставили его отрицать существование Творца. Напротив, он стал утверждать, что сам является богом. Во время спора Ибрахим аргументировал, что его Господь - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. На что Нимрод ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть, имея в виду, что когда двоих заключенных приговаривают к смерти, он может помиловать одного и казнить другого, т.е. подарить жизнь и лишить её по своему усмотрению. Тогда Ибрахим продолжил спор и привел интересный довод, который ввёл царя в замешательство. Он сказал, что Господь повелевает каждое утро восходить солнцу на востоке, но если ты бог, как ты утверждаешь, то прикажи ему, чтобы оно восходило на западе. Тот, кто может давать жизнь и смерть, способен делать то, что пожелает, и подчиняет всё своей воле. Но если ты не можешь сделать этого, то ты — не бог, как ты утверждаешь. Этот удивительный диалог упоминается в Коране так:
«Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (2 аль-Бакара, 258)
После спора разгневанный царь приказал схватить Ибрахима и сжечь его в огне живьем. Ненависть язычников к пророку Ибрахиму была столь велика, что все не уверовавшие жители города вышли собирать дрова для костра, дабы тот, кто осмелился перечить религии их предков, непременно умер в муках огня. Жители собрали дрова в огромную яму и подожгли их, а пророка Ибрахима поместили в катапульту и бросили в огонь. Однако Всевышний Аллах не оставил своего праведного раба и тотчас огонь стал для пророка Ибрахима прохладным и безопасным.
«Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!». Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» (21 аль-Анбийа, 68-69)
«В ответ его народ лишь сказал: «Убейте его или сожгите!» Но Аллах спас его из огня. Воистину, в этом – знамения для верующих людей» (29 аль-Анкабут, 24)
«Они сказали: «Соорудите для него строение и бросьте его в огонь!». Они замыслили против него козни, но Мы сделали их нижайшими» (37 ас-Сафат, 97-98)
Язычники решили подвергнуть Ибрахима самой чудовищной казни, но Аллах предотвратил их коварные замыслы и сделал огонь прохладой и спасением для Ибрахима. Таким образом, тот вышел из огня живым и невредимым и продолжил проповеди среди своего народа. Многие люди, увидев это чудо своими глазами, всё равно не уверовали. Отказался принять Единобожие и царь народа Ибрахима.
Наказание народа Ибрахима.
После этих событий, пророк Ибрахим отрекся от своего народа, погрязшего в грехах и идолопоклонстве:
«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха»…..» (60 аль-Мумтахана, 4)
За многобожие и нечестивость Аллах наслал на этот неверный народ наказание. В Коране нет уточнений формы и деталей кары, которой подверглись язычники, говорится лишь следующее:
«Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке» (21 аль-Анбийа, 70)
«Если они сочтут тебя лжецом, то ведь еще раньше пророков считали лжецами народ Нуха, адиты, самудяне, народ Ибрахима , народ Лута и жители Мадьяна. Мусу тоже сочли лжецом. Я предоставил отсрочку неверующим, а затем схватил их. Каким же было Мое обличение!» (22 Xaдж, 42-44)
«Они замыслили против него козни, но Мы сделали их нижайшими» (37 ас-Сафат, 98)
В отдельных комментариях исламских богословов излагаются подробности наказания народа Ибрахима и их правителя. Толкователи ссылаются на хадис, упоминаемый в трудах ат-Табари, в котором говорится, что Аллах в виде наказания наслал на язычников комаров, и они выели их плоть и выпили их кровь, оставив лишь кости. Один из комаров влетел в ноздри правителю и сидел там много лет, а тот все эти годы терпел ужасные муки. Для того чтобы облегчить свои страдания, он приказал бить себя палками по голове, и так был убит. Таким образом, Аллах наказал царя, считавшего себя богом, посредством обыкновенного насекомого. Достоверность данного хадиса сомнительна, поэтому истинность всех этих событий ведома только Господу, но если эта история реальна, то из неё можно извлечь один важный урок жизни - падение «великого» может произойти посредством даже такой мелкой сущности, как комар.
Хиджра Ибрахима.
Великий Аллах через откровение сообщил пророку Ибрахиму, что никто уже более из его народа не обретет истины и не перейдет с пути язычества на путь Единобожия. А потому, Ибрахим должен покинуть эту землю и это племя, ибо Он назначил ему, старому и до сих пор бездетному человеку, стать родоначальником целого народа, который будет хранить верность Единому Богу.
Спасенный Аллахом в период наказания его соплеменников, пророк Ибрахим последовал повелению Всевышнего и вместе со своей семьёй совершил хиджру (переселение).
«Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к моему Господу я не буду несчастен» (19 Марьям, 48)
«Мы спасли его (Ибрахима) и Лута, и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров » (21 аль-Анбийа, 71)
«В него уверовал Лут, и он (Ибрахим) сказал: «Я собираюсь совершить переселение ради своего Господа. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый» (29 аль-Анкабут, 26)
«Он сказал: «Я ухожу к моему Господу, Который поведем меня прямым путем. Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (37 ас-Сафат, 99-100)
Пророк Ибрахим, его жена Сара и племянник Лут (сын умершего брата) отправились в трудное и долгое путешествие в неведомую страну - землю, которую Аллах указал Ибрахиму в откровении. Они последовали туда, не имея ничего, только повинуясь призыву Всевышнего Аллаха.
Некоторые богословы в своих комментариях уточняют, что вначале Пророк со своими родными переселился в Харран, город, который расположен севернее Ура. Там они прожили некоторое время, потом совершили переезд в Сирию, а далее - в Египет. Во время этого путешествия, племяннику Ибрахима, Луту, от Аллаха было даровано пророчество, и он остался в городе Содом (территория границы современного Израиля и Иордании). Так что в Египет Ибрахим и Сара прибыли вдвоём. Правителем того района, где остановились путники, был деспотичный царь, притесняющий всех, кого вздумается. Слуги доложили ему, что в их селении появился человек по имени Ибрахим, а вместе с ним женщина поразительной красоты. Среди местных жителей того времени было обычным делом убить мужа женщины, на которую они положили глаз, а если она была не замужем, то её родственников не трогали, так как не видели в них конкурентов. Когда к Ибрахиму пришли посыльные от правителя и стали спрашивать его о Саре, он ответил, что это его сестра. Саре же он велел не противоречить его словам. Пророк сказал так, чтобы спастись от смерти или возможных пыток, которые мог причинить ему правитель-тиран. Он объяснил Саре, что его слова не являются ложью, а имеют двойственный смысл, ведь она действительно является для него сестрой в Исламе. Вскоре жену Ибрахима насильно увели в дом несправедливого царя. Но Ибрахим не сомневался в заботе Аллаха и был уверен, что Господь не оставит его в трудности. После того как Сару забрали из дома, Ибрахим обратился к Господу с мольбой о помощи. Сара тоже попросила Всевышнего уберечь её от зла распутного правителя, и Господь сохранил жену своего любимого раба в непорочности перед своим мужем. Не успел нечестивый правитель протянуть к Саре свою руку, как был охвачен дикой болью так, что стал бить ногой по земле. Когда Сара увидела это, то испугалась, что в случае его смерти, её обвинят в убийстве царя, и попросила Господа вернуть тирану прежнее состояние. Правитель также умолял Сару, чтобы она попросила Аллаха отпустить его, и пообещал не причинять ей никакого вреда. Она помолилась Аллаху, и Господь освободил развратника от наказания, но как только правитель посмотрел на Сару, страсть вновь овладела им, и он нарушил своё обещание. Начав приближаться к женщине, он почувствовал ту же боль, что и в первый раз, только еще сильнее. Желая избавится от страданий, он повторил свою просьбу к Саре, и та обратилась к Всевышнему с теми же словами, что и в первый раз. После второй или третьей неудавшейся попытки завладеть Сарой, он позвал стражу и приказал вернуть женщину Ибрахиму в целости и сохранности. Этот угнетатель понял, что он ни чем не сможет навредить этой необычной женщине, так как Сам Господь оберегает её. Правитель подарил Саре одну из своих наложниц, Хаджар, и отправил её домой.
В достоверных хадисах эта история передаётся следующим образом:
Абу Хурайра сказал: «Ибрахим (мир ему) переселился вместе с Сарой, и они вошли в некое селение, в котором правил один царь (или один тиран). Ему доложили, что в селение пришёл Ибрахим с очень красивой женщиной. Тогда царь послал человека, который спросил: «О, Ибрахим, кто это с тобой?», он сказал: «Это моя сестра». Затем он пришёл к ней и сказал: «Не опровергай меня и мои слова. Я сказал им, что ты моя сестра, клянусь Аллахом, нет сейчас на земле ни одного верующего, кроме меня и тебя». Царь послал за ней. Когда он захотел подойти к ней, она омылась и начала совершать молитву, обращаясь (к Всевышнему со словами): «О, Аллах, если я уверовала в Тебя и Твоего Посланника, и хранила лоно моё только для своего мужа, то не отдавай меня во власть этого неверного», тогда он захрипел (душимый чем-то), так что начал бить ногой (по земле)».
Также аль-Арадж передал от Абу Салямы ибн Абдуррахамана, который слышал, как Абу Хурайра говорил: «Она сказала (когда царь начал задыхаться): «О, Аллах, если он умрет, то люди скажут: «Это она его убила», и он был освобожден, после чего снова приступил к Саре, она же омылась и снова начала молиться, говоря: «О, Аллах, если я уверовала в Тебя и Твоего Посланника, и хранила лоно моё только для своего мужа, то не отдавай меня во власть этого неверного», и он (снова) захрипел (душимый чем-то), так что начал бить ногой (по земле)».
Также Абдуррахман сказал, что Абу Саляма передал от Абу Хурайры: «Сара сказала: «О, Аллах, если он умрет, то люди скажут: «Это она его убила», тогда он был освобожден. И это повторялось два или три раза, после чего он сказал: «Клянусь Аллахом, вы привели ко мне шайтана, верните её Ибрахиму и дайте ей Аджар (имя Хаджар на сирийском наречии). Тогда она вернулась к Ибрахиму и сказала: «Знаешь ли ты, что Аллах поверг этого неверного и дал нам в услужение рабыню!?» ( аль-Бухари «ас-Сахих», 2217)
«Ибрахим никогда не лгал, кроме трёх случаев: в двух случаях он сделал это ради Аллаха, когда сказал: «Я болен» (37 ас-Сафат, 98), и когда сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать» (21 аль-Анбийа, 63).
Абу Хурайра сказал: «В один из дней он с Сарой пришёл в (селение) одного из тиранов, которому доложили, что прибыл какой-то человек, а вместе с ним одна из красивейших женщин. Тогда он отправил к нему, чтобы спросить, кто она такая, он ответил: «Это моя сестра». После этого Ибрахим пришел к Саре и сказал: «О, Сара, нет на всей земле верующих кроме меня и тебя. Воистину этот человек спросил меня (о тебе), и я сказал ему, что ты моя сестра, не опровергай же меня». Затем этот правитель послал за ней (своих людей). Когда она вошла к нему, он протянул к ней свою руку, но был схвачен какой-то силой, и сказал Саре: «Обратись к Аллаху с просьбой обо мне, и я не причиню тебе вреда!» Она попросила Аллаха, и правитель был отпущен, но он потянулся к ней во второй раз, и вновь был схвачен как в первый раз или даже сильнее. Тогда правитель снова сказал: «Обратись к Аллаху с просьбой обо мне, и я не причиню тебе вреда!» Сара помолилась Аллаху, и Он освободил деспота (от хватки), после чего тот позвал одного из своих привратников, сказав ему: «Вы привели ко мне ни человека, а настоящего шайтана». (Он отпустил Сару) и дал ей в услужение Хаджар. Сара вернулась к Ибрахиму, и застала его стоящим в молитве, он сделал жест рукой, как бы спрашивая: как все произошло? Она сказала: «Аллах обратил козни кяфира, или нечестивца, против него самого, и он дал мне в услужение Хаджар»» (аль-Бухари «ас-Сахих», 2635, 3358, 6950, 5085; Муслим «ас-Сахих», 2371)
Обязательного объяснения требует выражение: «Ибрахим никогда не лгал, кроме трёх случаев…». Все муфассиры без исключения утверждают, что пророки полностью сохранены от лжи, в любой форме её проявления, если дело касается донесения божественного откровения. Что же касается лжи, которая никак не касается пророческой миссии, как например, единичные случаи обмана в мирских делах, то в этом вопросе существует известное разногласие, как среди первых ученых, так и среди ученых последующих поколений. Некоторые говорят, что такое возможно, другие же утверждают, что пророки сохранены даже от малых проявлений лжи. Существует мнение, что в Судный День Ибрахим откажется заступаться за людей перед Аллахом, когда они придут к нему с просьбой о заступничестве, так как будет ссылаться на то, что в мирской жизни он трижды солгал. В первый раз это было, когда соплеменники позвали его поучаствовать в языческих празднествах, а он сказал: «Я болен». Во второй раз - когда он заявил: «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать», после того как разбил всех идолов, кому поклонялись его соплеменники, оставив самого большого, которого и обвинил в разгроме остальных божеств. В третий раз - когда назвал Сару своей сестрой, чтобы спастись от смерти. По поводу последней лжи Ибрахима, Посланник (сас) пояснил, что эти слова не входят в общее понятие порицаемой лжи, так как они были сказаны для того, чтобы спастись от произвола, беззакония и несправедливости тирана.
После этих событий, пророк Ибрахим, его жена Сара и рабыня жены, Хаджар, уехали в Палестину и поселились там. Ибрахим занимался скотоводством и проповедовал среди своих соплеменников. Долгое время Сара не могла родить ребёнка, тогда она подарила мужу свою наложницу Хаджар, освободив её от рабства, и дала своё разрешение жениться на ней, надеясь, что у Ибрахима от Хаджар появится долгожданный младенец. Через какое-то время Хаджар родила сына, Исмаила, который в дальнейшем стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада(сас). Вскоре Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ребёнком в безводную пустыню (территория Мекки), чтобы поселить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление, а затем вернулся к Саре. (Более подробно эти события описаны в главе о пророке Исмаиле.) Спустя время Ибрахим и Сара переехали из Палестины в Сирию и продолжили жить там.
Жертвоприношение.
Когда Исмаил достиг отроческого возраста, его отцу, пророку Ибрахиму, приснился сон, что ему нужно принести Исмаила в жертву Всевышнему Аллаху. Так как сновидения пророков - это Божественные откровения, которые не поддаются сомнению в их правдивости и исполнении, то пророк Ибрахим решил повиноваться приказанию своего Господа. Но вначале он захотел рассказать всё Исмаилу и обсудить с ним эту ситуацию. Исмаил, как истинный раб Всевышнего Аллаха, воспринял эти слова с должным смирением и покорностью. Он сказал своему отцу, что терпеливо снесет любое волеизъявление Господа.
«Тогда Мы обрадовали его (Ибрахима) вестью о выдержанном мальчике. Когда он (Исмаил) достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых»» (37 ас-Сафат, 101-102)
Ибрахим положил сына на бок для заклания и приготовился совершить жертвоприношение. В этот момент Аллах воззвал к Ибрахиму, говоря, что назначение видения уже выполнено.
«Когда они оба покорились, и он уложил его на бок,
Мы воззвали к нему: «О Ибрахим !
Дата: 2019-02-25, просмотров: 429.