Основная причина непризнания самудянами пророчества Салиха была в том, что он являлся их соплеменником, одним из них. Они отвергали саму возможность того, что он может быть пророком, так как были убеждены, что Бог не направит к ним посланцем простого смертного, да ещё, по их мнению, такого же, как и они. Кроме того, самудяне не хотели признавать, что откровение могло быть ниспослано только ему одному.
«Они сказали: «Неужели мы последуем за одним из нас? В этом случае мы окажемся в заблуждении и будем страдать (или отдалимся от истины). Неужели среди всех нас напоминание ниспослано только ему одному? …» (54 аль-Камар, 24-25)
Обвинили Пророка в собственных бедах.
Самудяне вместо того, чтобы одуматься и прислушаться к речам своего соплеменника, который до начала пророческой миссии был для них авторитетной и уважаемой личностью, наоборот, стали обвинять его в том, что его проповеди могут принести им неудачу и беды.
«Они сказали: «Мы видим дурное предзнаменование в тебе и тех, кто с тобой»…» (27 ан-Намль, 47)
Отрицали День воскресения и будущую жизнь.
Соплеменники Салиха были уверены, что существует только земная жизнь. Они и слышать не хотели о Дне, когда будут воскрешены, представлены перед Господом и спрошены за свои деяния на земле. Для них казалось невероятным: как Бог может воскресить их после того, как они умрут, и от них останется только прах.
«Самудяне и адиты отрицали Великое бедствие (День воскресения)» (69 аль-Хакка, 4)
«Неужели он обещает вам, что вы будете воскрешены после того, как умрете и превратитесь в прах и кости? Невероятно, невероятно то, что обещано вам! Нет ничего, кроме нашей жизни в этом мире. Мы умираем и живем, и мы не будем воскрешены. Он – всего лишь человек, который возвел навет на Аллаха, и мы не веруем в него» (23 аль-Муминун, 35-38)
Требовали предъявить знамение от Аллаха .
Самудяне продолжали отрицать пророчество Салиха и отказывались поклоняться Единому Богу. Более того, в своей заносчивости и гордыне они дошли до того, что стали требовать от Салиха знамения в доказательство правоты его слов.
«Ты – всего лишь такой же человек, как и мы. Покажи нам знамение, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду» (26 аш-Шуара, 154)
Чудесная верблюдица.
Великим знамением для самудян стала чудесная верблюдица. Существует несколько вариантов толкований, каким образом она появилась в племени. Одна из версий гласит, что верблюдица была выведена чудесным образом из расколовшейся скалы после того, как пророк Салих совершил намаз и попросил у Всевышнего Аллаха исполнить пожелание самудян о знамении. Гора затряслась, издала звук, и из неё вышла красная верблюдица. По другой версии, Господь сотворил её из большого твердого и гладкого камня, и произошло это чудо на глазах у большинства самудян. Каким образом свершилось это событие - остается за гранью наших познаний, поскольку в достоверных источниках нет подробностей появления верблюдицы. Сказано лишь, что она была:
-знаком (знамением), которое пророк Салих использовал как предупреждение для высокомерных и не уверовавших соплеменников, и
-проверкой (испытанием): смогут ли возгордившиеся самудяне внять голосу разума.
«О мой народ! Вот эта верблюдица Аллаха – знамение для вас. Пусть она пасется на земле Аллаха, и вы не причиняйте ей зла, а не то вас постигнут близкие мучения» (11 Худ, 64)
«Аллах сказал их пророку: «Мы посылаем верблюдицу для того, чтобы испытать их. Подожди же и будь терпелив» (54 аль-Камар, 27)
Помимо веления Аллаха не причинять верблюдице зла, самудянам было поставлено и другое условие: чередовать по дням использование воды в колодце. В один день вся вода из колодца должна была принадлежать верблюдице, а на другой день её могли расходовать люди. Эта верблюдица за один день выпивала столько воды, сколько её за сутки было необходимо всему племени.
«Посланник Аллаха сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее!» (91 аш-Шамс, 13)
«Он сказал: «Вот верблюдица! Она должна пить, и вы должны пить по определенным дням. Не прикасайтесь к ней со злом, а не то вас постигнут мучения в Великий день» (26 аш-Шуара, 155-156)
«Сообщи им, что вода поделена между ними и верблюдицей. Пусть же они приходят попить каждый раз в отведенное для них время» (54 аль-Камар, 28)
Чудесная верблюдица жила в племени Салиха, выпивая по определённым дням всю воду из колодца, но взамен самудяне получали от неё столько молока, сколько хотели. В те сутки, когда верблюдица занимала колодец, они с лихвой компенсировали недостаток воды её молоком, которое доставалось им без всякого труда.
Несмотря на огромную пользу, которую соплеменники Салиха получали от этого животного, среди самудян нашлись глупцы, которые сочли, что верблюдица мешает им и ограничивает их действия. Им не нравилось её присутствие в селении. Они устроили заговор с целью убить верблюдицу и привели его в исполнение. В Коране сказано, что заговорщиков, творивших беззаконие, было девять.
«В городе было девять человек, которые распространяли на земле нечестие и ничего не улучшали» (27 ан-Намль, 48)
«Они убили верблюдицу, превознеслись над повелением своего Господа…» (7 аль-Араф, 77)
«Но они подрезали ей поджилки…» (11 Худ, 65)
«Но они подрезали ей поджилки и стали сожалеть об этом» (26 аш-Шуара, 157)
«Они позвали своего товарища, и тот схватил верблюдицу и перерезал ей поджилки. Какими же были мучения от Меня и предостережения Мои!» (54 аль-Камар, 29-30)
«И самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. Посланник Аллаха сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее! Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, а Господь поразил их за этот грех казнью…» (91 аш-Шамс, 12-14)
Человек, который решился на такое жестокое и глупое преступление, как убийство верблюдицы, безусловно, имел поддержку у части народа. У него было больше наглости и дерзости, чем у других. Объяснение такой развязной смелости этого нечестивца есть в достоверных хадисах, содержащихся в сборниках «Сахих» Аль-Бухари (3377) и «Сахих» Муслима (2855). В них говорится, что этот человек был неукротимым злодеем, но он был из знатного и богатого рода. Очевидно, именно это родство гарантировало ему неприкосновенность со стороны его соплеменников и, как следствие, вселило в него чувство безнаказанности.
Таким образом, слепые к истине и несчастные люди отвернулись от знамения Всевышнего.
«Мы даровали им Наши знамения, но они отвернулись от них» (15 аль-Хиджр, 81)
Наказание народа Самуд.
Увидев отсутствие возмездия за убийство верблюдицы, о котором предупреждал их Пророк, самудяне стали вести себя по отношению к нему ещё более враждебно. Унижения и оскорбления в его адрес посыпались с новой силой. Люди насмехались над ним, говоря, где же то наказание, о котором ты нас предупреждал.
«Они … сказали: «О Салих! Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты действительно являешься одним из посланников»» (7 аль-Араф, 77)
Девять нечестивцев, которые зарезали верблюдицу, продолжали совершать свои безнравственные поступки. В своей дерзости и бесчеловечности они дошли до того, что решились на убийство Салиха. Безбожники спланировали ночью напасть на Пророка и его семью. Между собой они договорились, что если ближайшие родственники Салиха станут подозревать их в убийстве, то они будут категорически отказываться от причастности к этому делу, скажут им, что говорят правду, и дадут клятву в своей невиновности.
Это был очень подлый заговор, так как он был, во-первых, тайным; во-вторых, заговорщики надеялись застать свою жертву врасплох, ночью; а в-третьих, нечестивцы условились лжесвидетельствовать, чтобы избежать кровной мести от родственников Салиха.
«В городе было девять человек, которые распространяли на земле нечестие и ничего не улучшали. Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что ночью мы обязательно нападем на Салиха и его семью, а потом скажем его близкому родственнику, что мы не присутствовали при убийстве его семьи и что мы говорим правду»» (27 ан-Намль, 48-49)
Они замыслили убить Салиха тайком от всех, даже от своих неверующих соплеменников, так как опасались гнева родственников Пророка. Однако они даже предположить не могли, что заступником Салиха является сам Всевышний Аллах, и что на их «хитрость» (т.е. заговор) Господь уже приготовил свою «хитрость», сорвав все планы безбожников.
«Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого» (27 ан-Намль, 50)
Пророк Салих получил откровение от своего Господа и оповестил народ о том, что кара Всевышнего настигнет их всех в течение ближайших трех дней.
«… Салих сказал: «Наслаждайтесь в своих жилищах еще три дня. Это обещание не окажется лживым» (11 Худ, 65)
«Знамение было и в рассказе о самудянах. Им было сказано: «Пользуйтесь благами до определенного времени» (51 аз-Зарийат, 43)
Самудянам была дана трёхдневная отсрочка наказания для их раскаяния и покаяния, но они даже не придали значения словам Пророка. Напротив, они продолжали насмехаться над ним и его предупреждениями, пока не разразилась Божья кара.
В Коране о событиях гибели самудян говорится следующее:
«Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах» (7 аль-Араф, 78)
«А беззаконников поразил ужасный вопль, и они оказались повергнуты ниц в своих домах, словно они никогда не жили там. Воистину, самудяне не уверовали в своего Господа. Да сгинут самудяне!» (11 Худ, 67-68)
«На заре их поразил вопль. И не помогло им то, что они приобретали» (15 аль-Хиджр, 83-84)
«Они ослушались веления своего Господа, и их поразило губительное наказание, пока они наблюдали за этим. Они не смогли даже подняться, и никто не помог им» (51 аз-Зарийат, 44-45)
«Воистину, Мы наслали на них всего лишь один вопль, и они уподобились сену хозяина загона» (54 аль-Камар, 31)
«Самудяне были истреблены неистовым воплем» (69 аль-Хакка, 5)
«Их постигло наказание. Воистину, в этом – знамение, но большинство их не стали верующими» (26 аш-Шуара, 158)
«Посмотри же, каким был конец их хитрости! Мы уничтожили их вместе со всем их народом. Вот их дома, разрушенные за то, что они поступали несправедливо. Воистину, в этом – знамения для людей знающих» (27 ан-Намль, 51-52)
На заре началось ужасное землетрясение, которому предшествовал страшный гул, описываемый в Коране как вопль. Возможно, это был звук вулканического происхождения, но судя по тому ужасу, который он вызвал у самудян, этот звук был невероятно жутким, громким и страшным. Он был настолько ужасным и неистовым, как говорится в Коране, что люди, услышав его, умирали от страха. После этого сильнейшего звука (или одновременно с ним) началось землетрясение. Оно разрушило жилища самудян до основания, а ведь они считали свои дома сверхпрочными и безопасными, хвастаясь своим строительным мастерством.
Монолог Салиха, произнесенный, когда он увидел, что его народ погиб за свои грехи - это либо прощальное предупреждение, либо плач, обращенный к самому себе:
«Он отвернулся от них и сказал: «О мой народ! Я донес до вас послание моего Господа и искренне желал вам добра, но вы не любите тех, кто желает вам добра» (7 аль-Араф, 79)
Таков был конец многобожия, беззакония и высокомерия самудян. Салих с небольшим числом своих последователей были спасены милостью Всевышнего Аллаха.
«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли» (41 Фуссылят, 18)
«Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним. Мы избавили их от позора в тот день. Воистину, твой Господь - Всесильный, Могущественный!» (11 Худ, 66)
«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли» (27 ан-Намль, 53)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.