Хараппская цивилизация (2500 - 1800 гг. до н. э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поселения самые ранней из древнеиндийских цивилизаций обнаружены на огромной территории: более чем на 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. Предполагается, что в наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек. Города являлись центрами торговли, ремесла и культуры. Особенно хорошо сохранились развалины древнего города Мохенджо-Даро. Здесь были обнаружены многочисленные прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом; 2-3-х этажные дома, построенные из обожженного кирпича, создавалась четкая планировка города с главной улицей шириной более 10 м, причем фасады зданий были выровнены в одну линию, а углы на поворотах округлены.

Все крупные города состояли из 2-х частей: цитадели, возвышающейся над городом и «нижнего города», где проживало основное население. В центре цитадели находился большой храм, близ которого располагались здания, где жили жрецы и находились бассейны для ритуальных омовений, куда с помощью специального устройства подавалась свежая вода. Водопровод имели все дома. Сохранились руины некогда роскошного дворца, где вероятно, находилась резиденция верховного правителя. Дворец возвышался над другими постройками и был окружен мощными стенами. Подобное сооружение обнаружено и в Хараппе.

Важнейшим видом хозяйственной деятельности являлось земледелие. В долине Инда возделывали пшеницу и ячмень, выращивали горох и дыни. Урожаи собирали два раза в год, а зерно хранилось в огромных зернохранилищах. Уровень развития производительных сил в северо-западной Индии был достаточно высок. Об этом свидетельствует большое количество обнаруженных сосудов из обожженной глины, различных орудий из камня и металла. Активно развивалась металлургическая техника, ткацкое дело, изготовление фаянса и кораблестроение.

Пожалуй, самыми интересными находками являются печати с надписями, их найдено свыше 1000 единиц. Письменность хараппской цивилизации - самая сложная загадка, она содержит 400 различных знаков, имеет направленность справа налево и корнями уходит к протодравийскому языку, но расшифровать ее еще никому не удалось.

О верованиях древнейших жителей долины Инда тоже сложно составить верное представление, так как не найдено культовых зданий и захоронений. Можно предположить, что верховные правители являлись одновременно и жрецами.

Период расцвета сменился закатом Хараппской цивилизации. Антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей Хараппы явилась малярия...

 

Ведийская эпоха

Около 2000 года до н.э. с Иранского плоскогорья в южном направлении двинулись племена ариев (арьев) в поисках новых земель для пастбищ. (Слово «ария» в переводе с санскрита означает «из хорошей семьи», «благородный», «аристократ»).

Через горные перевалы и ущелья Гималаев они пришли в Кашмир, затем в Пенджаб и после многолетней борьбы захватили северную Индию. Только в первой половине I тыс. до н.э. после длительного «отката назад» на территории Индии возникают новые государства. Появляются города, но уже не такие крупные, как в Хараппской культуре. Развиваются текстильное производство, гончарное дело, металлургия. Происходит постепенное разделение общества на классы, что послужило условием возникновения кастовой системы. Следы культуры ариев сохранились в древнейших письменных памятниках.

Стержнем древнеиндийской духовной культуры являлись Веды - древнейший литературный памятник, складывающийся начиная с III тыс. до н.э. Веды («знания») представляли собой сборники гимнов в честь богов, жертвенных формул и заклинаний. Вед было четыре, важнейшей из них считалась «Ригведа» (Веда гимнов), содержащая 1028 гимнов богам, затем следовала «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши.

Помимо религиозных сюжетов, в Ведах содержатся широчайшие научные сведения. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это являлось привилегией «двиджати» («дважды рожденных»), членов первых трех каст.

Древнеиндийское общество делилось на касты («варны»). Принадлежность к касте обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству. Возникновение каст в «Ригведе» описывается так: из мифического первочеловека Пуруша произошли касты, из уст его - брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, из ступней - шудры. Шудры считались единожды рожденными, а члены первых трех каст в детстве проходили сложный обряд «упанаяна», после чего мальчики считались рожденными во второй раз. Шудры и женщины такого обряда не удостаивались. Брахманы были жрецами, кшатрии - военными, вайшьи - земледельцами, ремесленниками, торговцами, шудры - обездоленные и угнетенные - использовались на непосильных работах.

Вокруг Вед сложился широкий круг толкований и комментариев, наиболее значительные из которых вошли в «Брахманы» (поучения жрецам), «Араньяки» («Лесные книги») и «Упанишады» («сидеть у ног учителя»). Эти трактаты, написанные в стихах и прозе, были призваны обучать правильному исполнению древних обрядов и постижению скрытого в них смысла. В «Упанишадах» разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии. Тексты Вед раскрывают нам мир ведийского человека, его верования и представления о мироздании. Совокупность этих представлений принято называть ведизмом. Эта религия не является общеиндийской, она представляла верования группы индоарийских племен, заселивших северо-восточную Индию.

Характерной чертой ведийской религии являлся политеизм. Богов, как правило, наделяли свойствами человека (антропоморфизм), но иногда их изображали в виде полубогов-полузверей (териоморфизм).

Первоначально главным богом индоариев выступал бог Варуна - владыка вод, небесных, земных и подземных; вседержитель и творец мира. Но затем Варуна был оттеснен богом грозы и войны – Индрой - который становится богом, обеспечивающим существование космоса и космического порядка.

Группа богов представляла различные проявления солнца. Это бог Сурья (его глаз - Солнце, рассеивающее мрак и дарующее здоровье), бог Пушан («Расцветающий») - воплощение солнечной силы, бог Савитар - олицетворение пробуждения вселенной ото сна, благословение ее. Особым почитанием пользовался бог огня - Агни - защитник домашнего очага, и богиня - дева утренней зари - Ушас. Атмосферными явлениями ведали маруты - божества бури, ветра, грома и молнии. Богам противостояли духи и демоны - асуры, дасы, рикшасы и другие.

Индийцы ведической эпохи разделяли пространство вселенной на три сферы - небесную, земную и антарикшу (пространство между ними). Характерен для ведизма определенный синкретизм в описании богов; не существовало строгой иерархии богов и не было верховного бога; образы богов неопределенны (то люди, то животные, то абстрактные понятия). Веды обожествляли силы природы и признавали переселение душ, пытались постичь загадки мироздания, объясняемые в мифологической форме. Особенно интересным представляется учение о переселении душ, которое своими корнями уходит в древние ведические верования.

 

Брахманизм.     Важной чертой брахманизма является то, что в нем тесно переплетены философские и религиозные идеи, которые никогда не противопоставляются друг другу. Характерен для брахманизма и особый образ мышления, предполагающей органическое единство мира и освобождение человеческого сознания от предрассудка временности жизни и вечности смерти. Гегель писал: «Индусская культура весьма развита и величественна, но их философия тождественна с их религией, так что философия интересуется теми же самыми вопросами, которые мы находим в религии, равно как и священные книги, Веды, являются общей основой и философии»[24].

Брахманизм содержит ряд философских систем, таких, как, миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, считающихся равноправными формами толкования истины.

Лейтмотивом брахманизма является идея незначительности человеческой жизни, в сравнении с миром неземным. Древнейший архетип круга представляет в брахманизме бесконечный круговорот вещей - мировой закон. Жизнь рассматривается как бесконечное колесо перерождений души (сансара), определяемого накопленной человеком кармой, здесь присутствует жесткая обусловленность посмертной судьбы от морального поведения человека при жизни. Расширяясь и обогащаясь, брахманизм получил название индуизма.

Индуизм. Индуизм и по сей день остается самой распространенной религией Древней Индии: ему следует более 80 % населения. Индуизм воспринял черты ведийской религии и брахманизма, впитал в себя различные обряды, верования и суеверия, не создав при этом единой теологии и единого культа, представляя собой эклектичную модель религии.

Прежде всего индуизм включает в себя культ трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма считается создателем и управителем мира, Вишну его охранителем, а Шива - разрушителем. Такое тримурти (триединство) главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества, привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиванизма, закрепленных в текстах пуран - главных памятниках индуистской мысли. Вообще для индуистской религиозно-мифологической системы характерна ассимиляция различных верований, осуществляемая благодаря концепции аватар (учение о боге Вишну, нисходящем в мир и появляющемся в разных образах в процессе перевоплощения). В ранних индуистских текстах говорится о десяти аватарах (нисхождениях) Вишну: в образах рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы, Рамы, Кришны, Будды, Кали.

Культ Шивы получил также большую популярность. Шива ассоциировался не только с разрушением, его представляли и богом плодородия, покровителем скота, аскетом, танцором-шаманом. Соответственно, Шива - многолик, многорук, а на его лбу находится всеиспепеляющий третий глаз.

     Индуизм обожествлял многих животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи («Хорошо пахнущая»). По преданию, эта корова пребывает в раю бога Индры. Нигде, кроме Египта, культ животных не держался так стойко, как в Индии. Почитание коров, обезьян, змей по сей день остается неотъемлемой чертой индийской культуры.

     Индуисты отказались от кровавых жертвоприношений, не строили храмов, и только с проникновением в индуизм буддийской культурной традиции стали возводиться храмы и ваяться статуи.

     Необыкновенную популярность и широчайшее распространение индуизма можно объяснить единением разных религиозных идей и принципов в рамках одной религии, их потрясающей терпимостью друг к другу, всенародным характером религиозных праздников. Индуизм обусловил появление феномена индо-буддийской традиции.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 191.