Египет!.. Загадочная страна молчаливых пирамид и фантастических сфинксов, тонких, высотой до 28 метров обелисков и храмов, высеченных в скалах и пещерах. Немые свидетели величия и упадка древнейшей цивилизации, испещренные иероглифами...
Человечество открыло для себя эту загадочную культуру после выхода в свет 24-х томного труда Франcуа Жомара «Описание Египта» в 1809 - 1813 гг. Впечатление было поистине колоссальным, а величайшая культура древности стала достоянием современного мира.
Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к VI - IV тысячелетию до н.э. Протяженность Нила составляет 6667 километров, и именно в его плодородных долинах родилась цивилизация оседлых крестьян - феллахов. Семьи первых поселенцев постепенно объединялись в общины, которые образовывали первые крупные селения, а последние, в свою очередь, организовывались в номы (области, административные округа) под управлением номарха. Поселенцы относились к Нилу, как к живому существу, отцу-кормильцу, так как он давал им плодородные земли своих берегов и воду для их орошения. Темная, богатая илом земля, продуманная система регулировки воды на полях, трудолюбие египетских земледельцев позволяли получать самые высокие в древнем мире урожаи пшеницы и ячменя, фруктов и овощей. Изобилие продуктов сельского хозяйства позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей, ремесленников и солдат.
Для удобства определения хронологии специалисты разделили историю Древнего Египта на пять больших эпох, создав следующую периодизацию:
1) Додинастический период (IV тысячелетие до н. э.).
2) Древнее царство (3200 - 2400 гг. до н.э.).
3) Среднее царство ( ХХI век - нач. ХIХ век до н.э.).
4) Новое царство (ХIV - ХII век до н.э.).
5) Позднее царство (ХI век - 332 г. до н.э.).
Следует отметить, что последний период истории и культуры Древнего Египта (Позднее царство) приходится на время возникновения и расцвета уже иной по своему типу культуры и цивилизации – Античной. Египетская культура этого периода включается в круг античной греческой, а впоследствии античной римской цивилизованности и фактически теряет свое самостоятельное значение в истории мировой культуры.
Древние египтяне создали уникальную по характеру, сложную по структуре, богатую по содержанию культуру. Что же определяло высокий уровень древнеегипетской культуры? В числе основных отметим следующие факторы:
характер природных условий долины Нила оказал влияние на специфику мировосприятия египтян, религиозных культов, систему духовных ценностей, устройство жизни;
особенности социально-экономического строя Древнего Египта привели к бурному хозяйственному освоению долины Нила, созданию рационально организованного земледелия и экономики в целом, что служило материальной основой для развития творчества;
раннее зарождение классовых отношений и государства позволили создать общество более высокого, нежели у других народов, уровня организации.
Однако, наряду с высоким уровнем развития, утонченностью и благородством, культуре Древнего Египта присущи глубочайший консерватизм и традиционность.
Своему географическому положению Египет обязан тем, что вплоть до XVIII в. до н.э. он не подвергался серьезным иноземным вторжениям и жил относительно изолированно, замкнуто от других стран. Более тесно Египет был связан со странами, расположенными вверх по течению Нила, к югу от первого порога.
Главным принципом культурного творчества являлось бережное хранение и подражание уже известным идеалам, канонам и художественным приемам. Новое появлялось очень медленно, и его развитие происходило в русле традиционных представлений. Традиционализм и консерватизм мышления привели к созданию досконально разработанных канонов и образов, сочетанию совершенного мастерства и профессионализма. Основой Древнеегипетской культуры выступала религия, а заупокойный культ являлся определяющим фактором ее развития и направленности.
Мифология и религия
Миф - первая попытка древнего человека объяснить устройство мира. Вопросы происхождения земли и воды, солнца и звезд, животных и растений волновали и египтян. В фантастической форме мифы объясняли специфику местных природных условий, происхождение и жизнь человека, особенности устройства древнеегипетского общества с безраздельным культом фараона, взаимоотношения господина и раба и многое другое.
Древнейшему мифологическому сознанию свойственен политеизм, т.е. многобожие. Египтяне не составляли исключения: в общей сложности в Древнем Египте насчитывалось более двух тысяч богов и богинь. Некоторым из них, таким, как Амон (Ра), поклонялись во всем Египте, культы других богов имели лишь местное значение.
Центром культа бога солнца Ра, странствующего в небесной ладье по дневному небосклону, являлся г. Гелиополь, где сложилась собственная мифологическая система, раскрывающая тайну сотворения мира. Согласно этим представлениям, мир возник из вечной тьмы и первоначально представлял собой океан - Водный Хаос (бог Нун). Затем из необозримого водного пространства появляется первичная твердь - Солнце (бог Атум, позднее Ра). Он создал из себя самого пару новых богов - богиню Тефнут - влагу, и бога Шу - воздух. Последние породили бога Земли - Геба и богиню неба - Нут, которые, в свою очередь, сотворили божественную четверку: Осириса, Сета, Нефтиду и Исиду.
Схематически этот фрагмент можно представить следующим образом:
Нун
Шу Атум Тефнут
Геб Нут
Осирис Сет
Исида Нефтида
От этой божественной десятки происходят другие боги и люди. Упорядочить систему многочисленных богов было крайне трудно, т.к. достаточно четко определялись только функции центральных божеств. Так, Амон - Ра выступал как создатель мира, покровитель царской власти и вечного могущества Египта. Осирис являлся богом, олицетворяющим вечно обновляемую и воскресающую природу, а также был владыкой загробного мира. Исиду представляли как сестру и жену Осириса, она являлась богиней-покровительницей супружеской любви и материнства.
Помимо гелиопольской мифологической системы, существовали и другие мифические версии о создании мира и людей. Так, мемфисский цикл мифов (центром этого культа являлся г. Мемфис) рассказывает о боге-творце Птахе, по слову которого были созданы другие боги и весь мир. Прекрасны и другие поэтические мифы, в которых рассматривается происхождение мира в образе бога Солнца Ра, появившегося из священного голубого лотоса; из яйца, отложенного гусем по имени Великий Гоготун; о появлении Ра с востока в образе жука-скарабея.
Египтяне связывали мифы о богах с явлениями природы, сменой времен года, разливами Нила. Когда дули жаркие ветры из пустыни, жители Египта говорили о том, что коварный бог пустынь Сет убил своего брата Осириса и теперь безраздельно господствует в мире. Когда разливался Нил, египтяне считали, что это слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, переполняют воды реки. Обо всем этом стало известно, когда в первой трети ХIХ в. французский ученый Ф. Шампольон расшифровал египетские иероглифы и специалисты прочитали тексты на папирусах, «Тексты пирамид» и «Книгу мертвых» с описанием подземного царства и тайн погребальных обрядов.
Часть древнейших богов была зооморфной, т. е. изображалась либо в виде животных (например, богиня Баст, олицетворяющая энергию солнца – в виде кошки; богиня Тауэрт, покровительствующая беременным женщинам и новорожденным – в виде самки гиппопотама), либо с телом человека и головой животного. Таких звероликих божеств насчитывается довольно много (например, Анубис - бог мертвых и бальзамирования - изображался с головой шакала; Себек - бог воды - с головой крокодила; Тот - бог мудрости - с головой Ибиса и т.д.). Эти образы восходят к традициям обожествления животных, многих из которых считали священными. Знаменитый Геродот в своей «Истории в 9 книгах», побывавший в Египте в V в. до н.э., наблюдал удивительные обычаи в разных областях этой непостижимой страны. Так, в г. Бубастисе Геродот видел кладбище домашних священных животных, о чем с изумлением сообщает во 2 - ой книге своей «Истории». В Эрмитаже, в зале египетской культуры можно увидеть забинтованные в полотняные ткани, высушенные и пропитанные смолами мумии кошек, а также гробики других животных.
Постепенно формировалась египетская религия с обширным пантеоном богов, в котором появлялись божества, олицетворяющие абстрактные понятия (Маат - богиня справедливости и правосудия; Сиа - бог познания). Со времен Среднего царства и усиления контактов с Нубией, Палестиной, Сирией в пантеон египетских богов включались и иноземные божества.
Религиозный консерватизм, пережитки древнейших верований и магии делали египетскую религию незыблемой, а власть фараона, стоявшего на вершине социальной пирамиды, неприкосновенной.
Однако, в правление Аменхотепа IV (1364 - 1347 гг. до н.э.), известного под именем Эхнатона – «полезный Атону», - был проведен целый ряд реформ, которые можно назвать религиозной революцией. Эхнатон ввел культ Атона, возродив тем самым древний культ бога Солнца, запретив при этом поклонение всем другим богам. В связи с реформацией была построена новая столица государства - г. Ахетатон – «горизонт Атона» (современное название города - Амарна). Но единобожие присутствовало только в период правления Эхнатона и его жены Нефертити (другое имя - Нефернефруатон). Наследником царской семьи являлся Тутанхамон (1347- 1337 гг. до н.э.); он стал царем в возрасте восьми лет, и регенты молодого правителя отреклись от деяний Эхнатона, восстановив поклонение старым богам. Уничтожалась и сама память о фараоне-еретике, разрушались его монументы и стиралось его имя на священных надписях.
В египетской религии огромное место занимал заупокойный культ. Его основой являлось мировоззрение египтян, согласно которому человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника «ка» и его души «ба». Совместное существование этих сущностей могло даровать бессмертие. Отсюда необходимость сохранения тела (искусство мумифицирования). Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни в Ином мире.
Тело умершего поступало в специальную мастерскую - уабет, - где над ним трудились бальзамировщики. Извлекали мозг из черепа и внутренности из брюшины, которые помещались в специальные сосуды - канопы. Тела обкладывали натроном - специальной солью, высушивающей тело, затем внутренние полости тела заполнялись льном, опилками, смолами и снова натроном. Процесс мумификации продолжался 70 дней. Затем тело заворачивали в ленточные покровы, и мумия опускалась в саркофаг. В течение 2000 лет использовались антропоидные (повторяющие форму человеческого тела) гробы. В эпоху Нового Царства мумии стали помещать в два, три гроба, установленных один в другой.
Во время Нового Царства была попытка привлечения этического момента в заупокойный культ. Она состояла в идее воздаяния за добрые дела и получения награды в Ином мире по заслугам в земной жизни. В «Книге мертвых» присутствует уже суд Осириса, на котором происходило взвешивание сердца умершего, и если сердце перевешивало перо истины, его отдавали на растерзание чудовищу.
Ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был дорогостоящим и пышным. Вечной обителью фараонов становились гигантские гробницы - гениальные сооружения древнеегипетской культуры, которые отличались гигантизмом и вертикализмом, масштабностью и замкнутостью архитектурных конструкций. Интересной представляется эволюция архитектурного искусства царских усыпальниц.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.