С XV – XIV вв. до н.э. центр Эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова в Микены и Тиринф, а Крит превращается в провинцию ахейской Греции.
Греки-ахейцы возводили свои города-крепости на холмах, где строили царские дворцы, резко отличавшиеся от критских. Они представляли собой мощные цитадели, стен которых выложены из каменных глыб, достигающих 12 т веса. Толщина стен в Микенах составляет 6-10 м, а в Тиринфе – до 17 м, недаром греки называли такую кладку «циклопической». Ворота, ведущие в микенскую крепость (акрополь), назывались Львиными, ибо над их пролетом расположена плита с изображением львов – единственный памятник монументальной скульптуры в эгейской культуре. Микенская крепость-дворец, как и другие ахейские дворцы, имела четкую симметричную планировку, была оснащена системой водоснабжения и канализации. Стены украшались фресками, изображающими сцены охоты и битв. Рисунки четче и лаконичнее, статичнее и условнее, чем в критской живописи.
Еще Г. Шлиманом были обнаружены гробницы ахейских царей: шахтовые (прямоугольные по форме, вырубленные прямо в скальной породе) и купольные (толосы). В них хранилось большое количество разнообразных ценных предметов: золотых масок-слепков с лиц умерших, оружие, домашняя утварь, ювелирные украшения, золотые сосуды. Не случайно у Гомера Микены названы «златообильными»!
Основой экономики ахейского общества являлось дворцовое хозяйство, где располагались перерабатывающие, металлургические, швейные, гончарные и другие мастерские. Владельцем земли являлся двор ахейского царя, но существовали и общинные земли, на которых свободные крестьяне-общинники вели собственное хозяйство. Известно о существовании рабов, но их было относительно немного, к тому же между ними и свободными отсутствовала четкая граница. Возглавлял государство царь, обладавший как политическими, так и сакральными функциями. Ахейские правители воевали между собой, но в случае общей угрозы объединялись на время военных походов.
Около 1240 г. до н.э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство. Эти события легли в основу бессмертных «Илиады» и «Одиссеи». В конце XIII в. до н.э. разразилась катастрофа, послужившая причиной заката ахейской культуры. Предполагается, что на Грецию двинулись северные народы (дорийцы и другие племена), которые уничтожили последний оазис Эгейской цивилизации.
Однако крито-микенская культура оставила огромный след в дальнейшем формировании греческой культуры, поэтому Эгейскую цивилизацию можно считать праматерью нарождающейся Античности.
Глава 6
«Доосевые» культуры Древнего Востока
Древняя Индия
Индийская цивилизация была одной из самых самобытных цивилизаций древности. С раннего времени она находилась в тесных культурных контактах с Восточным античным миром, а ее достижения оказали заметное воздействие на арабскую и иранскую культуру. Результаты археологических раскопок, осуществленных индийским археологом Р.Д. Банерджи позволили установить время рождения Индийской цивилизации - IV тыс. до н.э., однако заселение этих территорий происходило в глубочайшей древности, а именно, в эпоху раннего палеолита. В долине священной реки Ганг селились древние индийцы, которые с глубочайшим уважением относились к водной стихии, а культ поклонения воде сохранился до наших дней.
Население Индии всегда отличалось пестротой и разнообразием, но коренными жителями Индии считают дравидов, которые населяли в основном среднюю и южную ее часть. А среди языков Индии наиболее древним считается язык мунда. Туземные племена дравидов обладали уже некоторой цивилизацией, о чем свидетельствую остатки их городов, организованная система землепользования и ведение торговли. Самыми древними городами Индии, существовавшими более 4000 тыс. лет назад, являются Мохенджо-Даро («Холм мертвых») и Хараппа. По имени последней древнейшую протоиндийскую культуру назвали Хараппской цивилизацией.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.