Чем больше становятся временные дистанции, отдаляющие нас от древних цивилизаций, тем стремительнее возрастает наша тяга к знанию о них, тем пристальнее вглядываемся мы в таинственный сумрак прошлого, тем сильнее ощущаем желание проникнуть в глубь тысячелетий... Не дать прерваться культурной традиции, постичь историко-культурное мировое наследие, тем самым обогатив духовность всего человечества - задача современной мировой цивилизации. Именно в культуре древнейших цивилизаций содержится невостребованный до конца духовный запас человечества, и это связывает нас с древними культурами крепкой нитью преемственности. Создавая новое, мы невольно обращаемся к старому, воспринимая необъятный исторический опыт, строим будущее.
Древние цивилизации, при всем их разнообразии, воспринимаются как некое единство, противостоящее первобытному варварству или тому, «что цивилизацией еще не является, -…дописьменному состоянию общества и культуры»[1]. При этом архаические цивилизации унаследовали от первобытных культур мифологические модели объяснения мира, устную речь, многочисленные навыки и умения. На этом «стыке» доистория как бы соприкасается с историей. Скачок от первобытности в мир классовых отношений, строительства городов, письменной культуры делает историческое время более содержательным и полным. Видимо, в этом следует искать истоки творческой плодотворности, многообразия и самобытности каждой из цивилизаций.
Впечатляют географические контуры древних цивилизаций, которые очерчивали территорию от Атлантики до Тихого океана, от Европы через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая. Необычайно разнолики цивилизации, возникающие в разных частях этого обширного региона, при этом удивительно их органическое единство. Разумеется, не все народы, населявшие эти территории, стали создателями великих цивилизаций. Эту мысль мы находим у замечательного русского философа Н.Я. Данилевского, который выделил только десять народов, создавших цивилизации и ставших «культурно - историческими типами».
Ученый называет некоторые основные закономерности возникновения цивилизаций:
1.Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип (цивилизацию), если они способны к историческому развитию и прошли стадию «детства».
2. Для подлинного рождения и развития цивилизации необходимо достижение данным народом политической независимости.
3. Каждый народ создает свою собственную цивилизацию, безусловно, испытывая влияние других цивилизаций. Однако отдельные цивилизационные черты передаются от одной цивилизации к другой[2].
Немецкий философ К. Ясперс отмечает, что древнейшие культуры (цивилизации) возникают почти одновременно в трех областях Земного шара. В противовес концепциям культурных циклов Шпенглера и Тойнби, Ясперс исходит из представления о единых истоках возникновения древних цивилизаций. Он выделяет шумеро-вавилонскую, египетскую и эгейскую цивилизации (IV тыс. до н. э.); доарийскую, открытую в долине Инда (III тыс. до н. э.); китайскую (II тыс. до н.э.)[3].
Археологические находки позволяют утверждать, что великий перелом между дикостью и варварством приходится на период неолита. Еще в тридцатые годы нашего столетия англичанин Гордон Чайлд предложил назвать переход человеческого общества к земледелию и скотоводству «неолитической революцией», имея в виду качественные изменения в экономике, связанные с производством продуктов питания. Специфика земледельческих и скотоводческих видов трудовой деятельности связана с оседлым образом жизни, в то время как занятия охотой и рыболовством - с кочевым. Переход к оседлой форме общественной жизни происходит в разных регионах в разное время. По всей вероятности, впервые он начал осуществляться около 10000 г. до н. э. на Ближнем Востоке в районе Плодородного Полумесяца, что расположен на территории современных Турции, Сирии, Ирана и Ирака. Одними из древнейших городов, открытых археологами, считают Иерихон (8000 г. до н.э.) и Чатал-Хююк в Малой Азии (6500 г. до н.э.).
Именно в этих границах зародились и сформировались первые цивилизации: Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай, Восточное Средиземноморье - Эгейский мир. «В масштабе всей земной поверхности это - островки света, разбросанные во всеобъемлющем, сохранившемся едва ли не до наших дней мире первобытных народов»[4].
Видимо, переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных злаков (пшеницы, ячменя и риса), привел к стабильности в обеспечении питанием человеческих обществ и способствовал росту населения. Циклический характер земледельческого труда уменьшил время на производство продовольствия и положил начало общественному благосостоянию, создав предпосылки успешного развития народов, выбравших оседлый образ жизни. На этом фоне происходит развитие специализированных производств, строится жилье, совершенствуются сельскохозяйственные орудия труда, распространяется искусство керамики. «Неолитическим парадоксом» назвал этот процесс Клод Леви-Стросс. «Именно в неолите человек утверждает господство великих искусств цивилизации: гончарства, ткачества, земледелия и доместикации животных»[5].
Другой решающей предпосылкой в выборе оседлого образа жизни является существование благоприятной природной ситуации (природно - географических условий), т.е. прежде всего климат и тип «кормящего» и «вмещающего» ландшафта (бассейны рек, побережья морей, равнины или гористая местность и т. д.).
Считается, что ранние цивилизации возникли приблизительно в одно и то же время, а именно в V - IV тыс. до н.э.; время же их заката определяется разными исследователями по-разному, в зависимости от теоретического подхода к проблеме цивилизации. Предположительно, самой младшей является цивилизация народов Эгейского мира (III-II тыс. до н. э.), возможно, возникшая в результате расселения уже крепких земледельческих народов.
Согласно одной из традиционных трактовок понятия «цивилизация», соответствующий термин применяется по отношению к историко-культурным общностям людей (народов), культура которых достигла определенного уровня развития по сравнению с первобытной стадией. Этот уровень включает:
создание достаточно крупных общественных образований (селения и древние города);
возникновение раннегосударственных образований;
появление хорошо организованной системы управления (администрации) и сводов законов;
более высокий, по сравнению с первобытным, уровень материальной культуры и появление монументальной архитектуры;
изобретение письменности и создание календаря;
развитые системы мифологических и религиозных представлений и ритуалов и соответствующие им формы культовых отправлений.
Глава 2
Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.