С переходом к НЭПу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в целях защиты экономических интересов государства. Особую роль сыграл прорыв советским государством внешнеполитической блокады весной 1922 г. на конференции в Генуе. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.), с Германией (6 мая 1921 г.), Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (2б декабря 1921 г.). Наряду с державами-победительницамина конференцию была приглашена и побежденная Германия. Подписание Раппальского договора привело к прорыву «санитарного кордона».
12 ноября 1923 г. на Главное таможенное управление, в соответствии с положением о Народном комиссариате внешней торговли, утвержденном ЦИК
СССР, возлагались следующие задачи: организация и управление таможенными учреждениями; участие в разработке международных договоров
иконвенций в части, касающейся таможенного дела; разработка таможенного тарифа; наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой; наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части; ведение таможенной статистики. В соответствии с выполняемыми задачами была создана и структура управления в составе пяти отделов: общего, тарифного,оперативно-судебного,сметно-расчетного,статистического, а также строительного бюро и инспекторской части.
8 января 1924 г. был создан правительственный документ, регулирующий правовое положение таможенного дела СССР – Таможенный устав СССР 1924 г. Он сыграл положительную роль в становлении таможенной охраны и послужил основой дальнейшего совершенствования нормативных документов
ипорядке осуществления государственного таможенного контроля. Устав закрепил сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) иТарифно-таможенныйкомитет (ТТК). Предусматривалась четырехзвенная таможенная структура:
67
ГТУ и его отделения в союзных республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты.
В сентябре 1925 г. были объявлены новое положение о ГТУ и его новая структура. В состав ГТУ входили отделы: административно-хозяйственный,тарифный, оперативный, борьбы с контрабандой,сметно-расчетный,статистический, а также инспекторская часть на правах отдела.
19 декабря 1925 г. были объявлены новые штаты ГТУ, а 13 сентября 1926 г. – «Положение о Главном таможенном управлении». Изменения в функциональных отделах диктовались расширением объема задач, возлагаемых на ГТУ в период НЭПа, а также потребностью в активизации борьбы с контрабандой. 19 декабря 1928 г. был принят и введен в действие Таможенный кодекс СССР.
Регулирование внешней торговли достигалось таможенными пошлинами, системой лицензий, определенной политикой, постановлениями по торговле. Операции по внешней торговле осуществлялись через созданные торговые органы двух типов. К первому типу относились: Госторг (Государственная экспортно-импортнаяконтора), действующая на коммерческих началах; Внешторг, на который, согласно Декрету СНК от 13 марта 1922 года, возлагалась организация специальных акционерных предприятий - русских, иностранных, комбинированных; семь объединений НКВТ по типу паевых обществ, из них Нефтеэкспорт, Металлторг, Западолес, Северолес, Льноторг имели право выхода на международный рынок. Второй тип – смешанные общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье, Деруметалл (экспорт металла) –русско-германское;Дерутра –русско-германскоетранспортное общество и др.
Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма. Введение этой системы диктовалось развалом в стране, вызванной первой мировой и гражданской войнами, а также экономической блокадой. Уменьшение размеров производства, понижение покупательной способности, перемещение спроса от рынка к домашнему производству сказались и на таможенной политике. Чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался на восстановлении и развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, и на искусственном поддержании элементов натурального хозяйства в сельской местности.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.